Использование компьютерных технологий в учебном процессе

В настоящее время персональный компьютер в процессе обучения является не только средством решения различного рода технических, экономических и прочих задач, но и необходимым элементом процесса пополнения и обновления информационного багажа. Однако это не исключает присутствия в процессе обучения педагога, наоборот, умелое сотрудничество человека и компьютера в образовании позволяет сделать процесс обучения более эффективным.

Согласно Концепции информатизации образования Российской Федерации (1993 г.) было объявлено, что стратегическая цель информатизации образования состоит в глобальной рационализации интеллектуальной деятельности, подготовки кадров с новым типом мышления, соответствующим требованиям современного общества.

Смысл инновационных технологий подготовки специалистов должен состоять в том, чтобы максимально способствовать развитию у студентов творческой инициативы, воспитанию у них потребности в самообразовании, стремлению к повышению уровня своей теоретической подготовки, а также к совершенствованию умений и навыков самообразовательной деятельности.

Целью применения компьютера в учебном процессе является разрешение противоречия между объемом предлагаемой к усвоению информации и временем ее изучения. Принципиальная трудность в решении этой проблемы заключается в необходимости одновременного создания дидактических основ машинного обучения, инструментально-программных средств и соответствующих им методических средств управления учебным процессом, то есть системы средств учебного назначения. Приобрести необходимую технику в современном мире нет сложностей, в примеру простой магазин техники даст возможность недорого приобрести технику к учебному процессу.

Изучение общеинженерных дисциплин, таких как «Инженерная графика», «Детали машин», «Метрология, стандартизация и взаимозаменяемость», «Технологические процессы в машиностроении» и другие предполагают достаточно сложную и трудоемкую работу по проектированию и расчету деталей, узлов, технологических процессов. Учебные планы предусматривают выполнение расчетно-графических работ и курсовых проектов по вышеперечисленным дисциплинам с большим объемом графической части, что требует значительных затрат времени.

Сейчас создано и используется большое количество программ для выполнения чертежей. Среди них значительное место занимает чертежно-графический редактор КОМПАС-ГРАФИК 5. Х для Windows - прикладная программа для проектирования чертежей, схем, планов и другой графической документации. Эта программа изначально ориентирована на быстрый и удобный выпуск чертежей и поддержку ЕСКД. Параметрическая чертежно-конструкторская система КОМПАС-ГРАФИК 5.Х имеет широкий набор стандартных библиотек и конструкторских приложений, а также инструментальные средства их разработки.

Освоение компьютерных технологий происходит главным образом в процессе практической работы с компьютером. В курсе «Компьютерная графика» для студентов технологического факультета организован практикум, предназначенный для обучения студентов правилам построения чертежей, нанесению размеров и технологических обозначений на персональных компьютерах в системе КОМПАС 5.9 Демоверсия. Необходимо было разработать методические указания по проведению практических занятий в системе КОМПАС 5.9.

В плане проведения такой работы необходимо было:

  1. определить цели и структуру отдельных занятий по компьютерной графической подготовке студентов;
  2. сформулировать основные элементы деятельности по обучению студентов;
  3. вычленить общеобразовательные и профессиональные умения и навыки, которые должны приобрести студенты в результате выполнения практических занятий по интерфейсу КОМПАС-ГРАФИК.

В силу вышеизложенного основными целями такого практикума можно считать следующие:

  • студенты должны освоить данный инструмент графической подготовки настолько, чтобы уметь самостоятельно применять его для решения самых разнообразных профессиональных задач;
  • усвоить логику построения чертежей, нанесения размеров, технологических обозначений и другой графической информации и уметь перенести эти навыки при необходимости на освоение других программ, построенных по стандарту Windows - приложений;
  • научить студентов пользоваться прикладными библиотеками системы;
  • побудить желание использовать компьютерные технологии в своем учебном труде (в расчетно-графических работах, курсовом и дипломном проектировании и т.д.)
  • приобрести психологическую уверенность в своей способности широко использовать автоматизированные технологии в будущей профессиональной деятельности.

Эффективность занятий обеспечивается необходимой заинтересованностью студентов в результате собственной работы. Занятия должны носить творческий характер, дающий возможность студентам «раскрыться». Для этого необходимо предоставить максимум самостоятельности при выполнении работы, преподавателю целесообразно выступать лишь в роли консультанта. Необходимо, чтобы усвоение знаний и освоение умений в использовании изучаемого прикладного пакета стало целью студента, направляющего его деятельность. Он должен затратить определенные волевые усилия для преодоления возможных трудностей, а осознание необходимости владеть современными информационными технологиями должно стать той побудительной силой, которая будет способствовать преодолению трудностей.

Учитывая то обстоятельство, что освоение данного интерфейса целиком осуществляется в процессе выполнения лабораторно-практических работ, а литературных источников, доступных студентам, недостаточно, мы предлагаем следующие методические приемы:

  • так как в основу обучения положены упражнения, предлагающие действовать по образцу, необходимо в конце каждого практического занятия предлагать студентам выполнение самостоятельной работы по построению чертежей, нанесению размеров или технологических обозначений, где они могут использовать приобретенные навыки и умения;
  • по каждому практическому занятию предложить студентам выполнять отчеты по проделанной работе;
  • в конце методических указаний по каждому из занятий приводить перечень вопросов, рассмотренных на данном лабораторном занятии - практикуме, с тем, чтобы студенты выполняли свои работы осознанно и могли воспроизводить свои действия в схожих ситуациях, переносить приобретенные умения на другие задания; для осуществления текущего контроля усвоения материала
  • преподавателю проводить индивидуальный опрос студентов по ходу занятия. Это побуждает студентов готовиться к занятиям и помогает выявить пробелы в усвоении материала, установить, на каких вопросах следует сосредоточить дополнительное внимание;
  • на двух - трех последних занятиях студентам будет предложено выполнить на компьютере те эскизы и чертежи, которые они чертили на практических занятиях традиционным способом с помощью чертежных инструментов, и сравнить результаты своего труда.

Проведение такого практикума позволяет осуществить личностный, индивидуальный подход к обучаемым, Каждый студент обеспечивается индивидуальным методическим пособием, может работать в темпе, привычном для него, а это служит лучшему усвоению больших объемов знаний.

Важнейшая задача высшей школы - научить учиться. Компьютер - это реальный инструмент в системе образования. Содержательное и методическое обновление преподавания всех дисциплин необходимо ориентировать на применение информационных технологий. Поэтому важнейшей задачей при профессиональной подготовке и переподготовке является ускорение процесса разработки, освоения и эффективного использования новых средств обучения: компьютер плюс программное и методическое обеспечение учебного назначения.

Решение этой задачи позволит достичь стратегической цели информатизации образования - массовой компьютерной грамотности и формирования новой информационной культуры мышления путем индивидуализации образования.

Прокомментировать

Рубрика Образование

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.