Как показывают современные исследования, в мире ежедневно из недр извлекается более миллиарда тонн минерального сырья, значительную часть которого составляют пустые породы. Часто эти породы складируются в виде отвалов, образуя, например, на угольных шахтах терриконы, или горы вскрышного материала на карьерах месторождений рудного и нерудного сырья. В последние годы объем этих пород на шахтах стал уменьшаться, так как они стали использоваться для различных строительных целей, в том числе при прокладке дорог, сооружений и дамб.
На многочисленных рудниках Урала, Сибири и Карелии, отвалы пустых пород стали огромным источником для производства щебня, натурального камня или в качестве насыпного материала дорожного полотна. В нашей области и соседних регионах для железнодорожных и автомобильных насыпей в основном используется щебень железорудных месторождений КМА. Этот материал намного дешевле того, который специально добывается из скальных пород для таких целей, так как требует применения взрывных и других операций. Более того, на рудниках кроме твердого материала используются рыхлые вскрышные породы.
К сожалению, в нашей области отсутствуют участки с наличием скальных пород, но зато в изобилии объекты нерудного сырья в виде фосфоритов, цементного, кирпичного, стекольного и т.д. {1}. При их отработке образуются огромные горы вскрышных пород, которые складируются за пределами карьеров, нанося немалый ущерб природной среде. Наглядным примером служат отвалы вблизи карьеров ранее эксплуатируемого Полпинского месторождения фосфоритов. На нем продуктивный пласт песков находился на глубине до 10 метров и вскрышные породы, расположенные выше него, снимались. При этом снимались и участвующие в их составе такие ценные породы как глина, мергель, мел, которые оказывались невостребованными, так как смешивались. При промывке фосфоритоносных песков на обогатительной фабрике весь мелкий материал скапливался в хвостохранилищах в больших объемах, но мало использовался, хотя это и готовое дешевое сырье, необходимое при строительстве дорог и тротуаров.
Особое место в нашей области занимают карьеры вблизи г.Фокино, где добывается цементное сырье с использованием мела, трепелов, глауконитов и глин. Вблизи двух карьеров за 100 лет их существования возникли огромные отвалы вскрышых пород в виде песка, мергелей, глины, которые составляют 80% извлекаемых из недр горных пород.
Как и на Полпинских месторождениях, эти породы не складируются отдельно, а смешиваются и поэтому не востребованы. При использовании их раздельно и в отработанное пространство карьеров они могли бы представлять огромную ценность. Отрадно отметить, что в последнее время на объектах нерудного сырья и в том числе на карьерах для кирпичного производства стали использоваться мергели, которые стали источником для изготовления щебня. Эти породы отличаются от других осадков своей высокой твердостью и прочностью, что позволило заменить скальный материал для дорожного строительства и они уже в значительной степени снизили зависимость от привозного сырья из соседних областей, а это не может не сказываться на стоимости дорожных работ. Пока не находят применения встречаемые среди пустых пород кремнистые образования в виде опок, которые не уступают по крепости базальтам и гранитам. Не в полной мере используются массивные пласты мела и коралловых известняков среди осадков малого периода (50 млн. лет), встречаемых в карьерах и уступах на правом борту долины р.Десны.
Все виды строительных материалов на Брянщине размещены крайне неравномерно и не всегда являются частью добываемого нерудного сырья, а просто образуют на поверхности выходы или целые площади {1}. Особенно это характерно для песка и гравия, которые являются продуктами исчезнувшего европейского отделения. Они обычно распространены к западу от р. Десны и почти отсутствуют на Брянской возвышенности, где преобладают глины и мергели в числе осадков мелового периода. Находящиеся среди них пески обычно являются или водоносными, фосфоритоносными, а иногда и металлоносными. В будущем большую ценность могут представлять морские россыпи с титано - циркониевыми минералами в песчаных горизонтах. В случае эксплуатации его гидроскваженным методом очищенные от металлов пески могут создать огромные запасы дешевого сырья вблизи обогатительных фабрик и для их использования потребуются лишь транспортные средства доставки. Большую ценность они могут иметь для тех регионов, где пески на поверхности отсутствуют и требуют карьерного способа извлечения.
В связи с вышесказанным необходима ревизия всех объектов с различными видами добываемого сырья, чтобы создать программу комплексного его использования, а главное - определить масштабы и состав извлекаемых пород, которые часто готовы для использования в различных целях, особенно при строительстве дорог. Это позволит сохранить природу, удешевить стоимость используемого сырья и создаваемых из них инженерных сооружений и изделий.