Учились и работали с интересом

В книге заключено особое очарование;

книги вызы­вают в нас наслаждение;

они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

Ф. Петрарка

В нашей семье царил настоящий культ книги. В те далекие 1970-1980-е гг. гонка за собраниями сочинений, классикой и даже подпиской на «Роман-газету» была актуальной, как бы сейчас сказали, «модной». Все читали, читали много, можно сказать, «запоем». Выписывали разнообраз­ную периодику. Мы со старшей сестрой наперегонки бежали к почтовому ящику после школы, чтобы успеть первой прочитать продолжение «Вечно­го зова» А. Иванова.

И, естественно, при выборе профессии особых проблем не было. Ре­шили на семейном совете, что я поступаю учиться на библиотекаря, но так как в г. Уфа такого вуза не было, был выбран Челябинский государствен­ный институт культуры. При поступлении все как обычно, но во время учебы, естественно, появились подводные рифы в виде неожиданных предметов для изучения: «Основы промышленного и сельскохозяйствен­ного производства», «Высшая математика», «Психология» и др. По моему мнению, они вроде и не особо нужны, но на практике, при переводе книж­ного фонда на ББК, эти знания очень даже пригодились.

О библиографии можно сказать особо: это было новое, неизведанное и поначалу совершенно непонятное, но в процессе учебы библиография стала любимым предметом. С таким прославленным преподавателем, Б. Т. Уткиным - это не мудрено. После окончания учебы думала серьезно за­няться библиографией, но жизнь распорядилась по-своему.

После получения диплома «сватали» в разные библиотеки, начиная с республиканской, так как специалистов с высшим образованием было мало в то время, тем более два раза практику проходила в г. Уфа. По распреде­лению приехала в свое родное село как законопослушный гражданин -«где родился, там и пригодился!» (было целевое направление из района).

На практике оказалось все далеко не так, как нас учили в институте. Мне просто пришлось приводить весь процесс работы в соответствие с учебниками. Многие говорили: «Зачем это нужно, всегда так работали, а здесь явилась образованная, слишком умная что ли, все ломаешь». А время уже подталкивало вперед, приходили сверху новые директивы, которые старыми понятиями нельзя было выполнить, - это и перевод фонда на ББК, это и централизация библиотечной системы, в связи с этим - создание но­вых служб (отдела комплектования, библиографического и методических отделов). Так как о методической службе никто понятия не имел, все взо­ры устремились на меня в надежде, что я это знаю. Хорошо, что я конспек­ты спецкурса Веры Акимовны Ермаковой по методической работе привез­ла с собой, и тут мне открылась совершенно иная грань моей профессии. Спецкурс был очень емким, может, даже в процессе обучения мы и не по­няли до конца всей сути этой работы, но для меня эта ценная тетрадка ста­ла настольной книгой. Можно сказать, руководством к действию.

При централизации все сельские библиотекари перешли в штат цен­трализованной библиотечной системы с тем уровнем подготовки, который у них был и особо не изменился. А время не стоит на месте, надо было создавать свою систему повышения квалификации. Внедрила систему ат­тестации, которая сдавалась по билетам. До аттестации шла подготовка, то есть читались лекции специалистами отделов и проводились практические занятия, то есть теория закреплялась на практике. Ввели систему стажи­ровки вновь принятых работников в центральной библиотеке и многое другое. Профессиональный уровень работников повышался, им самим ста­новилось интересно работать, искать новые инновационные формы рабо­ты. Так, была придумана форма работы с читателями: «Ожившие страницы книги» - в виде театрализованного действия того или иного отрывка из книги, что особенно нравилось детям. Проводили семейные вечера по ис­торическим эпохам: что писали, что читали, как проводили свободное вре­мя, какие романсы пели, в какие игры играли и т. д. Сценарии интересных мероприятий центральной библиотеки и сельских филиалов оформлялись в методические сборники, создавая свою информационную базу. Вся труд­ность была в размножении этой базы; так как компьютеров еще не было, приходилось перепечатывать на пишущей машинке. Вроде все налажива­лось, централизация давала свои результаты, но мне пришлось уйти из библиотеки, но не из культуры. Центральная библиотека располагалась в здании районного Дома культуры, поменялась только входная дверь.

Методист РДК - и непочатый фронт работы с документацией. Если честно сказать, методист занимался всем, чем попало, только не своей ра­ботой. Пришлось заново создавать методическую службу культурно-досуговых учреждений. И опять же беру тетрадку с конспектами спецкур­са В. А. Ермаковой и выискиваю полезное для работы с КДУ района. Здесь было легче идти по проторенной дорожке, возобновила работу с кадрами и документацией. Стала проводить обучающие семинары по различным на­правлениям культурно-досуговой работы, которую сама изучала по старо­му техникумовскому учебнику. Направление работы совершенно другое, чем библиотечное, но находились общие точки соприкосновения, что взаимообогащало и дополняло эти две сферы культуры. Работали по соз­данию картотеки «Народные умельцы района», по возрождению народных праздников, народных игр, народной кухни, брендового продукта района.

Как-то во время учебы в институте попала на несколько практиче­ских занятий по русскому фольклору профессора Александра Ивановича Лазарева. Это было незабываемо: он так упоительно и восхитительно рас­сказывал об экспедициях, о хранительницах народного искусства, что хо­телось под его народные припевки пуститься в пляс. Конкурс частушек «Петровы гуляния», «Русская красавица», «Масленица», «Конкурс старин­ной русской песни», «Праздник гармони», «Эх, Семеновна!» мастер-классы по изготовлению обереговых кукол. Кто бы мог предположить, что этим мне придется заниматься большую часть своей трудовой деятельно­сти. Именно эта сфера была интересна тем, что можно воплотить творче­ские задумки в сценарий праздника, и от твоих организаторских способно­стей зависит успех большого республиканского мероприятия.

В республике Башкортостан наш Федоровский район по численности проживающего в нем населения считается мордовским. Ежегодно проводятся различные мероприятия: конкурс красоты «Мордовская красавица», «Конкурс мордовской песни», «Большой мордовский праздник», «Всеоб­щее мордовское моление» и другие праздники, на которые съезжались гос­ти со всего Башкортостана и даже из Мордовии. Наравне с русской и мор­довской активно развиваются башкирская, татарская и чувашская культу­ры, даже на пяти национальных языках встречаем гостей.

В 2013 г. наш район был удостоен чести встречать фотокорреспон­дентов из различных стран мира. На лоне природы мы устроили интерак­тивные национальные мини-поселения, где гости могли косить траву ли­товкой, прясть на прялке XIX в., создавать домотканые половики на ткац­ком станке, отведать мед из бортевого улья, томленый мордовский чай и бешбармак, сваренный на костре. Гости были удивлены нетронутой циви­лизацией в простой глубинке.

В 2006 г. меня назначили директором Федоровского РДК, и снова началась учеба уже в другом направлении. И вот тут уже пригодились и «Основы промышленного и сельскохозяйственного производства», «Выс­шая математика», «Психология» - и многое другое пришлось вспомнить, многому заново научиться. К сожалению, управлению учреждениями нас нигде не учили. Умение найти и систематизировать нужный материал, анализировать, делать обобщающие выводы - все то, чему нас научили на библиотечном факультете, пригодилось. Опять, конечно, повезло: пришло время реформирования в клубную систему - та же централизация, но уже с другим лицом: с оформлением права собственности на здания и землю и 131 ФЗ «О местном самоуправлении»; проведение ремонтов только со сме­той и экспертизой; активное участие в различных Грантах - и федеральных (Федеральный гранд из Фонда поддержки кино способствовал открытию ки­нозала с разрешением показа фильмов в формате 3D), и республиканских (Программа «Реальные дела», проект «Местный дом культуры»), и районных («Программа поддержки местных инициатив»), что значительно улучшает материально-техническую базу учреждений культуры, которые действи­тельно становятся настоящими центрами досуга сельского населения.

За десять лет работы директором клубной системы много нового, ин­тересного было внедрено в работу сельских клубов, оживлена работа на­родных коллективов, созданы новые творческие ансамбли, открыты мо­дельные клубы. В 2014 г. методическая служба района заняла 2-е место по республике, в 2017 г. - 2-е место в Республиканском конкурсе профессио­нального мастерства «Люблю свою профессию» в номинации «Директор года». Много было сил положено в эту интересную, полную творчества работу, а сейчас - на заслуженном отдыхе.

Не могу обойти своим вниманием нашу группу (38 лет прошло после окончания института, выпуск 1980 г.). Группа активная, каждая из студен­ток - личность и порой очень творческая, если кого-то выделить, - это значит обидеть тех, кого не назову. Учились с интересом и отдыхали всей группой, естественно, проводили вечера с курсантами военных училищ. Много приятных моментов вспоминается, наверное, потому, что все были молоды, красивы, активны на коллоквиумах, на спортивных соревновани­ях, на субботниках, в стройотряде. Особенно тесная дружба связывала девчонок, проживающих в общежитии, мы знали все девчоночьи секреты, вместе читали тексты по курсу «Зарубежная литература» по главам в биб­лиотеках, затем вечером собирались и рассказывали содержание, вместе кушали вкусняшки, привезенные из дома, жареную картошку, деликатесом считалась колбаса за 2 руб. 20 коп. и пончики с молоком в ближайшей бу­лочной. Прекрасная пора, светлые воспоминания.

А как нашей группе повезло с куратором Людмилой Леонидовной Чаринцевой, нашей второй мамой. Перечитывая ее письма, удивляешься, насколько это душевный человек, ей до всего было дело, она радовалась, нашим успехам и огорчалась неудачам, особенно если по итогам сессии кому-то из-за одной тройки не была назначена стипендия. Она знала, что мы из разных уголков страны, многие из малообеспеченных семей, и что стипендия нужна для продолжения учебы в вузе. Как могла помогала - и словом и делом. И после окончания учебы мы общаемся и встречаемся очень часто. Спасибо большое, Людмила Леонидовна! Очень жаль, что Вас больше нет с нами!

В заключение я считаю приятнейшим долгом принести мою искрен­нюю благодарность всем преподавателям вуза, истинным любителям сво­его дела, которые содействовали тому, чтобы из нас получились настоящие специалисты своего дела. А мы старались не подвести Вас, держать марку выпускника Челябинского государственного института культуры. Теперь уже можно сказать, что это мы выдержали с честью.

Источник: Музейный вестник / Челяб. гос. ин-т культуры; сост. Н. В. Овчин­никова. - Челябинск: ЧГИК, 2018. - Вып. 25. -188 с., [16] с. ил. ISBN 978-5-94839-644-6

Автор: Бабина Ирина Александровна - директор Федоровского РДК (Башкортостан), выпускница библиотечного факультета ЧГИК 1980 г.

Прокомментировать

Рубрика Культура и искусство

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.