В книге заключено особое очарование;
книги вызывают в нас наслаждение;
они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
Ф. Петрарка
В нашей семье царил настоящий культ книги. В те далекие 1970-1980-е гг. гонка за собраниями сочинений, классикой и даже подпиской на «Роман-газету» была актуальной, как бы сейчас сказали, «модной». Все читали, читали много, можно сказать, «запоем». Выписывали разнообразную периодику. Мы со старшей сестрой наперегонки бежали к почтовому ящику после школы, чтобы успеть первой прочитать продолжение «Вечного зова» А. Иванова.
И, естественно, при выборе профессии особых проблем не было. Решили на семейном совете, что я поступаю учиться на библиотекаря, но так как в г. Уфа такого вуза не было, был выбран Челябинский государственный институт культуры. При поступлении все как обычно, но во время учебы, естественно, появились подводные рифы в виде неожиданных предметов для изучения: «Основы промышленного и сельскохозяйственного производства», «Высшая математика», «Психология» и др. По моему мнению, они вроде и не особо нужны, но на практике, при переводе книжного фонда на ББК, эти знания очень даже пригодились.
О библиографии можно сказать особо: это было новое, неизведанное и поначалу совершенно непонятное, но в процессе учебы библиография стала любимым предметом. С таким прославленным преподавателем, Б. Т. Уткиным - это не мудрено. После окончания учебы думала серьезно заняться библиографией, но жизнь распорядилась по-своему.
После получения диплома «сватали» в разные библиотеки, начиная с республиканской, так как специалистов с высшим образованием было мало в то время, тем более два раза практику проходила в г. Уфа. По распределению приехала в свое родное село как законопослушный гражданин -«где родился, там и пригодился!» (было целевое направление из района).
На практике оказалось все далеко не так, как нас учили в институте. Мне просто пришлось приводить весь процесс работы в соответствие с учебниками. Многие говорили: «Зачем это нужно, всегда так работали, а здесь явилась образованная, слишком умная что ли, все ломаешь». А время уже подталкивало вперед, приходили сверху новые директивы, которые старыми понятиями нельзя было выполнить, - это и перевод фонда на ББК, это и централизация библиотечной системы, в связи с этим - создание новых служб (отдела комплектования, библиографического и методических отделов). Так как о методической службе никто понятия не имел, все взоры устремились на меня в надежде, что я это знаю. Хорошо, что я конспекты спецкурса Веры Акимовны Ермаковой по методической работе привезла с собой, и тут мне открылась совершенно иная грань моей профессии. Спецкурс был очень емким, может, даже в процессе обучения мы и не поняли до конца всей сути этой работы, но для меня эта ценная тетрадка стала настольной книгой. Можно сказать, руководством к действию.
При централизации все сельские библиотекари перешли в штат централизованной библиотечной системы с тем уровнем подготовки, который у них был и особо не изменился. А время не стоит на месте, надо было создавать свою систему повышения квалификации. Внедрила систему аттестации, которая сдавалась по билетам. До аттестации шла подготовка, то есть читались лекции специалистами отделов и проводились практические занятия, то есть теория закреплялась на практике. Ввели систему стажировки вновь принятых работников в центральной библиотеке и многое другое. Профессиональный уровень работников повышался, им самим становилось интересно работать, искать новые инновационные формы работы. Так, была придумана форма работы с читателями: «Ожившие страницы книги» - в виде театрализованного действия того или иного отрывка из книги, что особенно нравилось детям. Проводили семейные вечера по историческим эпохам: что писали, что читали, как проводили свободное время, какие романсы пели, в какие игры играли и т. д. Сценарии интересных мероприятий центральной библиотеки и сельских филиалов оформлялись в методические сборники, создавая свою информационную базу. Вся трудность была в размножении этой базы; так как компьютеров еще не было, приходилось перепечатывать на пишущей машинке. Вроде все налаживалось, централизация давала свои результаты, но мне пришлось уйти из библиотеки, но не из культуры. Центральная библиотека располагалась в здании районного Дома культуры, поменялась только входная дверь.
Методист РДК - и непочатый фронт работы с документацией. Если честно сказать, методист занимался всем, чем попало, только не своей работой. Пришлось заново создавать методическую службу культурно-досуговых учреждений. И опять же беру тетрадку с конспектами спецкурса В. А. Ермаковой и выискиваю полезное для работы с КДУ района. Здесь было легче идти по проторенной дорожке, возобновила работу с кадрами и документацией. Стала проводить обучающие семинары по различным направлениям культурно-досуговой работы, которую сама изучала по старому техникумовскому учебнику. Направление работы совершенно другое, чем библиотечное, но находились общие точки соприкосновения, что взаимообогащало и дополняло эти две сферы культуры. Работали по созданию картотеки «Народные умельцы района», по возрождению народных праздников, народных игр, народной кухни, брендового продукта района.
Как-то во время учебы в институте попала на несколько практических занятий по русскому фольклору профессора Александра Ивановича Лазарева. Это было незабываемо: он так упоительно и восхитительно рассказывал об экспедициях, о хранительницах народного искусства, что хотелось под его народные припевки пуститься в пляс. Конкурс частушек «Петровы гуляния», «Русская красавица», «Масленица», «Конкурс старинной русской песни», «Праздник гармони», «Эх, Семеновна!» мастер-классы по изготовлению обереговых кукол. Кто бы мог предположить, что этим мне придется заниматься большую часть своей трудовой деятельности. Именно эта сфера была интересна тем, что можно воплотить творческие задумки в сценарий праздника, и от твоих организаторских способностей зависит успех большого республиканского мероприятия.
В республике Башкортостан наш Федоровский район по численности проживающего в нем населения считается мордовским. Ежегодно проводятся различные мероприятия: конкурс красоты «Мордовская красавица», «Конкурс мордовской песни», «Большой мордовский праздник», «Всеобщее мордовское моление» и другие праздники, на которые съезжались гости со всего Башкортостана и даже из Мордовии. Наравне с русской и мордовской активно развиваются башкирская, татарская и чувашская культуры, даже на пяти национальных языках встречаем гостей.
В 2013 г. наш район был удостоен чести встречать фотокорреспондентов из различных стран мира. На лоне природы мы устроили интерактивные национальные мини-поселения, где гости могли косить траву литовкой, прясть на прялке XIX в., создавать домотканые половики на ткацком станке, отведать мед из бортевого улья, томленый мордовский чай и бешбармак, сваренный на костре. Гости были удивлены нетронутой цивилизацией в простой глубинке.
В 2006 г. меня назначили директором Федоровского РДК, и снова началась учеба уже в другом направлении. И вот тут уже пригодились и «Основы промышленного и сельскохозяйственного производства», «Высшая математика», «Психология» - и многое другое пришлось вспомнить, многому заново научиться. К сожалению, управлению учреждениями нас нигде не учили. Умение найти и систематизировать нужный материал, анализировать, делать обобщающие выводы - все то, чему нас научили на библиотечном факультете, пригодилось. Опять, конечно, повезло: пришло время реформирования в клубную систему - та же централизация, но уже с другим лицом: с оформлением права собственности на здания и землю и 131 ФЗ «О местном самоуправлении»; проведение ремонтов только со сметой и экспертизой; активное участие в различных Грантах - и федеральных (Федеральный гранд из Фонда поддержки кино способствовал открытию кинозала с разрешением показа фильмов в формате 3D), и республиканских (Программа «Реальные дела», проект «Местный дом культуры»), и районных («Программа поддержки местных инициатив»), что значительно улучшает материально-техническую базу учреждений культуры, которые действительно становятся настоящими центрами досуга сельского населения.
За десять лет работы директором клубной системы много нового, интересного было внедрено в работу сельских клубов, оживлена работа народных коллективов, созданы новые творческие ансамбли, открыты модельные клубы. В 2014 г. методическая служба района заняла 2-е место по республике, в 2017 г. - 2-е место в Республиканском конкурсе профессионального мастерства «Люблю свою профессию» в номинации «Директор года». Много было сил положено в эту интересную, полную творчества работу, а сейчас - на заслуженном отдыхе.
Не могу обойти своим вниманием нашу группу (38 лет прошло после окончания института, выпуск 1980 г.). Группа активная, каждая из студенток - личность и порой очень творческая, если кого-то выделить, - это значит обидеть тех, кого не назову. Учились с интересом и отдыхали всей группой, естественно, проводили вечера с курсантами военных училищ. Много приятных моментов вспоминается, наверное, потому, что все были молоды, красивы, активны на коллоквиумах, на спортивных соревнованиях, на субботниках, в стройотряде. Особенно тесная дружба связывала девчонок, проживающих в общежитии, мы знали все девчоночьи секреты, вместе читали тексты по курсу «Зарубежная литература» по главам в библиотеках, затем вечером собирались и рассказывали содержание, вместе кушали вкусняшки, привезенные из дома, жареную картошку, деликатесом считалась колбаса за 2 руб. 20 коп. и пончики с молоком в ближайшей булочной. Прекрасная пора, светлые воспоминания.
А как нашей группе повезло с куратором Людмилой Леонидовной Чаринцевой, нашей второй мамой. Перечитывая ее письма, удивляешься, насколько это душевный человек, ей до всего было дело, она радовалась, нашим успехам и огорчалась неудачам, особенно если по итогам сессии кому-то из-за одной тройки не была назначена стипендия. Она знала, что мы из разных уголков страны, многие из малообеспеченных семей, и что стипендия нужна для продолжения учебы в вузе. Как могла помогала - и словом и делом. И после окончания учебы мы общаемся и встречаемся очень часто. Спасибо большое, Людмила Леонидовна! Очень жаль, что Вас больше нет с нами!
В заключение я считаю приятнейшим долгом принести мою искреннюю благодарность всем преподавателям вуза, истинным любителям своего дела, которые содействовали тому, чтобы из нас получились настоящие специалисты своего дела. А мы старались не подвести Вас, держать марку выпускника Челябинского государственного института культуры. Теперь уже можно сказать, что это мы выдержали с честью.
Источник: Музейный вестник / Челяб. гос. ин-т культуры; сост. Н. В. Овчинникова. - Челябинск: ЧГИК, 2018. - Вып. 25. -188 с., [16] с. ил. ISBN 978-5-94839-644-6
Автор: Бабина Ирина Александровна - директор Федоровского РДК (Башкортостан), выпускница библиотечного факультета ЧГИК 1980 г.