Моя жизнь уже больше 30 лет связана с библиотекой. А попала я в профессию почти случайно (сейчас я уже начинаю сомневаться в этой случайности). Я недобрала всего 1 балл при поступлении в институт, о котором мечтала два года. От страшной депрессии спасали книги, которые я буквально «проглатывала», чтобы не думать о своей «горькой» судьбе. Моя мама, посмотрев на это «запойное» чтение, сказала: «Иди-ка работать в библиотеку. До следующего года тебе надо чем-то заниматься. Будешь рядом с книгами». И я пошла. Мне было тогда 17 лет.
Работала на абонементе, одном из самых трудных мест в любой библиотеке. Читатели шли с утра до вечера, некоторые спрашивали мое мнение о выбранных книгах, а я о многих и не слышала. Пришлось срочно «начитывать багаж». Рядом со мной работала девушка - выпускница Ленинградского библиотечного техникума. Мне казалось, что она знает всё обо всех книгах. От нее я узнала, что, оказывается, на библиотекарей учат! Для меня это было открытием, почему-то профессия библиотекаря представляется совсем несложной. «Чему там учить? - недоумевают многие, -выдавай книжки - и все дела!» И я так думала, пока через год работы в библиотеке, в 1988 г., не поступила в Челябинский институт культуры на дневное отделение библиотечного факультета.
Вот там я окончательно влюбилась в свою будущую профессию. Учиться было трудно, но очень интересно. Обилие различных предметов, нужность которых иногда ставилась нами под сомнение, семинары, сессии, лекции, практика. На практике-то мы, студенты, и поняли, зачем нужны «ненужные» дисциплины, столкнувшись с огромным количеством самых разнообразных запросов читателей. Как же можно найти материал, например, о ноосфере, если ты даже не знаешь, что это такое? Педагоги с терпением и упорством, преодолевая наше сопротивление, лепили из нас профессионалов. Мы знакомились с различными библиотечными специальностями - методист, комплектатор, библиограф, психолог, педагог.
Исаак Григорьевич Моргенштерн, один из авторов известной всем библиотекарям «Занимательной библиографии», был моим руководителем курсовой на 3 курсе. Тему указателя я выбрала сама - сейчас уже не помню точно, но что-то о кошках. Я их обожала, а он, видимо, понял, что работа будет успешнее при личном интересе к теме. Никогда не забуду его слова, ставшие моим профессиональным девизом: «Всю информацию запомнить невозможно, но можно запомнить пути ее нахождения». Так и живу с тех пор, всё вокруг систематизируя - от кулинарных рецептов до профессиональных ресурсов и материалов.
На всю жизнь запомнился урок Елены Ильиничны Коган на экзамене по истории книги. Я тогда была совершенно к нему не готова (1 курс, весна, любовь), на вопрос в билете о пути книги к читателю я начала плести несусветную чушь, придумывая ответ на ходу, да еще прихвастнула, что один год отработала в библиотеке, и уж путь-то книги мне прекрасно известен... На что мудрый педагог мрачно заметила, что «стыдно хвалиться работой в библиотеке при полном отсутствии ума, это не делает чести библиотеке», и влепила мне «3». Я потом пересдала предмет на «5».
Зоя Витальевна Руссак разъясняла нам тонкости работы с читателями. Мы придумывали оригинальные книжные выставки, учились так рассказывать о книгах, чтобы было интересно, познавательно и захотелось их прочитать. Помню, как она дала мне стопку книг, совершенно разных, между собой не связанных ничем - ни темой, ни героями, ни стилем. И нужно было интересно их «обозреть». Я промучилась сутки, но выход нашла. За что получила высший балл.
Майя Александровна Антонова была нашим проводником в мир фондов и каталогов - ББК я вызубрила, как таблицу умножения, а библиотечным почерком могу писать со скоростью пишущей машинки. Жаль, что сейчас эти навыки уже меньше нужны, так как многое заменил компьютер.
Конечно, основными предметами, помимо «чисто библиотечных», считались литературы - «античка», «зарубежка», русская, советская, фольклор. Огромное спасибо нашим преподавателям, что загружали нас чтением «под завязку» - Татьяне Константиновне Мутовкиной, Ирине Михайловне Удлер и другим. Глядя на высокие стопки книг в Публичной библиотеке, выданные по заданным спискам, мне казалось, что я никогда это не осилю, не прочту и не запомню. Осилила.
Надежда Петровна Соболенко, заместитель декана факультета, курировала нашу жизнь в общежитии, занималась расселением, помогала решать бытовые проблемы, что нам, вырвавшимся из-под родительского надзора девчонкам, порой было необходимо. Я часто задумываюсь о том, не специально ли руководители городов строят женские общежития рядом с военными училищами? Не для улучшения ли демографической ситуации? Первое мое впечатление от общежития - просто огромное количество курсантов, везде. Потом я к этому привыкла, поняла, что среди них, как и среди студенток, есть разные люди - и серьезные, и пустобрехи. Несмотря на несколько незапланированных беременностей на нашем курсе, было и много хорошего - почти полгруппы счастливо вышли замуж за военных, разлетелись по всему Союзу (как и я сама). Увы, несколько наших девочек в бурлящие 1990-е овдовели.
После 3 курса нас распределили на производственную практику по разным библиотекам. Несколько человек с курса были из Свердловской области - и нам посчастливилось поехать в свой родной город. Я попала в Свердловскую областную библиотеку для слепых. Вот это было запоминающееся событие! Необычно было всё - странные читатели с палочками и в очках, странные книги с пупырышками вместо букв, а также «говорящие» книги на кассетах, молодой креативный директор Людмила Ивановна Логвиненко, сама выпускница ЧГИК. Как же мне понравилось там работать! Поэтому на 4 курсе для меня не было проблемы выбора темы диплома - конечно, про эту библиотеку!
Светлана Самсоновна Артамонова, мой руководитель дипломного проекта, меня поддержала. Мы обсудили направления и определились: «История и современное состояние Свердловской областной специальной библиотеки для слепых». Я копалась в архивах, старых папках с отчетами, просиживала в библиотеках, листая газетные подшивки, собирала цифры, анализировала, строила графики прироста фондов, читателей, сотрудников и еще Бог знает чего. Из этой работы мне стало ясно, что грамотный методист всего лишь по цифрам и статистическим отчетам может составить мнение о любой библиотеке. Моим консультантом выступила директор СОСБС, и защита на «5» стала общей пятеркой для меня, С. С. Артамоновой и Л. И. Логвиненко.
И вот момент истины - выпуск, 1992 год.
На вручении дипломов и распределении декан Раиса Павловна Золотарёва спросила, понимаю ли я, на какую высокую должность меня берут (ведущим библиотекарем в Свердловскую областную спецбиблиотеку для слепых). Вера Акимовна Ермакова, наш педагог по организации библиотечного дела и методической работе, заметила, что «эта девочка всё прекрасно понимает и справится с любой работой». А я уже через полгода работы стала там заведующей методико-библиографическим отделом.
Работалось легко, коллектив был дружный и творческий. Мы любили своих читателей, которые, несмотря на свой недуг, оставались людьми начитанными и образованными. Были среди них профессора и академики, поэты и программисты, математики и юристы. Работу с этими людьми я считаю своим «боевым профессиональным крещением».
Судьба жены офицера забрасывала в самые разные точки нашей большой Родины. Были среди них и довольно «горячие». Но даже в самых отдаленных военных гарнизонах всегда была действующая библиотека как очаг спокойствия для уставшей от напряжения воинской души.
Если мне не удавалось там поработать, я всегда приходила в библиотеку как читатель. И заметила одну закономерность: в библиотеках, какими бы они ни были, маленькими или большими, всегда работают люди неравнодушные. Случайных почти не бывает. То есть, они бывают, но не задерживаются. Остаются самые преданные книгам и своим читателям. Не пугает ни маленькая зарплата, ни библиотечная пыль (которая, кстати, является сильнейшим аллергеном), ни неудобный для семьи график работы, ни. Да что перечислять - спросите любого библиотекаря, что ему не нравится в его работе, и получите в ответ длиннейший список. Но ведь работают же!
В 2000 г., в самом начале нового тысячелетия, наша семья попала служить на Сахалин, в маленький, почти деревенский городок Анива на берегу моря. Там я сразу устроилась в районную ЦБС - заместителем директора. И 18 лет пролетели как один миг. Именно там я полностью раскрылась как специалист, почувствовала себя на своем месте, реализовалась как профессионал.
В юности во мне боролись две любви - к искусству и книгам. Я была приятно удивлена, что в моей профессии они очень удачно соединились. Мало того, в библиотеке пригодились мои знания, полученные в музыкальной школе. Погружаясь в трудовые будни всё глубже, я поняла, что выбрала уникальную работу, - только в библиотеке можно освоить множество специальностей и все применить их на практике!
Мне приходилось становиться драматургом, писателем и поэтом-песенником, создавая сценарий очередного мероприятия. Режиссером, когда воплощала задуманное в реальность. Звуко- и видеоинженером, создавая презентацию к мероприятию. Артистом - проводя свои мероприятия или помогая коллегам, а также на библиотечных «капустниках». Дизайнером - придумывая афиши и дипломы, оформляя библиотечные издания. Редактором - отвечая за выпуск печатных продуктов. Фотографом - запечатлевая происходящее в библиотеке. Корреспондентом - описывая прошедшие события в газете и на сайте.
Приходилось постоянно учиться самой (вечный студент) и учить других (педагог, методист).
А еще давать интервью, выступать на конференциях, представляя свою библиотеку, - чем не менеджер по связям с общественностью?
Составляя годовые отчеты и планы по ЦБС, я, конечно, была статистиком и аналитиком.
Ни одна профессия в мире не может быть так многогранна!
Именно в эти плодотворные годы я стала лауреатом Анивского районного конкурса «Женщина года - 2012» в номинации «Культура и духовность», дипломантом Сахалинского областного конкурса журналистов «В начале было слово - 2013» в номинации «Лучшая газетная публикация». Главными же победами считаю именно профессиональные: победитель Сахалинского областного конкурса «Лучший библиотекарь 2013 года» и финалист Всероссийского конкурса «Библиотекарь года - 2016».
Увы, но с Анивой мне пришлось распрощаться, причем не по своей инициативе - мою должность сократили. Начался новый виток моей библиотечной жизни - ведущим методистом в ЦБС г. Южно-Сахалинска, областной столицы островного края. Совсем другой масштаб библиотеки, работы, ответственности. Как всё сложится дальше - не знаю, но верю, что все перемены в жизни - к лучшему!
Дорогие выпускники! Давайте поздравим друг друга с тем, что есть такое место на Земле - ЧГИК, который открыл нам дорогу в этот библиотечный мир. Пожелаем ему богатеть и расцветать. Пообещаем никогда не забывать его и приехать когда-нибудь в Челябинск снова.
Уважаемые преподаватели! Терпения вам и мудрости, здоровья и долголетия, внимательных студенческих глаз, распахнутых навстречу профессии!
Источник: Музейный вестник / Челяб. гос. ин-т культуры; сост. Н. В. Овчинникова. - Челябинск: ЧГИК, 2018. - Вып. 25. -188 с., [16] с. ил. ISBN 978-5-94839-644-6
Автор: Костенко Елизавета Андреевна - методист ЦБС г. Южно-Сахалинска, финалист Всероссийского конкурса «Библиотекарь года -2016», выпускница библиотечного факультета ЧГИК 1992 г.
На концерте выступили читатели библиотеки, которые прочитали и спели песни о нашей любимой Родине. Светлана Ефимовна Приходовская прочитала своё стихотворение «Куда ни глянь, моя Россия» и спела песню «Русский вальс».