Своими знаниями обязаны ВУЗу

Студенческие годы... Как прекрасны воспоминания о них, проник­нутые ностальгией по тому, казалось бы, беззаботному и вместе с тем не­простому периоду нашей студенческой жизни 1990-х гг.

Наш набор 1996 г., в то время Челябинского института искусства и культуры, запомнился информационно-библиотечному факультету по трем причинам. Первая - это то, что наша группа впервые была набрана из вы­пускников училищ культуры и обучалась по сокращенной программе. На­бор состоял всего из десяти человек. Это были студенты, которые уже имели начальную профессиональную подготовку на базе средних специ­альных учебных заведений в Кургане и Челябинске. В связи с этим наш срок обучения в институте был сокращен до трех лет. Заветные «корочки» о высшем образовании мы получили в 1999 г. раньше остальных студен­тов, которые поступали вместе с нами.

Вторая - это то, что, несмотря на профиль обучения «Библиотекове­дение и библиография», в нашем учебном плане были дисциплины всех направлений подготовки: книговедение, книжное дело, документоведение, информационные системы и др. Наши преподаватели дали нам прочные и качественные профессиональные знания, навыки и умения.

Ну и третья причина - наш курс был последним, кто ездил на уборку урожая картофеля в с. Курманово. Тогда для первокурсников это было не­ легкое испытание, но и сейчас при звуках песни «Осень» вспоминаются те трудовые будни, ласковое «книжки» из уст руководителя Игоря Алексееви­ча Игнатьева, очередь в баню и столовую, вечерняя дискотека.

Вспоминаем всех достойных преподавателей, кто, не жалея сил и времени, обучал нас профессиональному мастерству. Это Исаак Григорье­вич Моргенштерн. Запомнился его курс «Научная организация труда», научивший правильно оптимально планировать свою профессиональную деятельность, усовершенствовать формы труда, рационально подходить к решению производственных задач.

Нельзя забыть восторг от любимой профессии в глазах Веры Аки­мовны Ермаковой, преподававшей дисциплины «Общее библиотековеде­ние», «Методическая работа в ЦБС».

Зоя Витальевна Руссак смогла своим курсом «Обслуживание чита­телей» донести до нас, будущих специалистов, главную функцию совре­менных библиотек. Именно обслуживание формирует образ библиотеки в глазах ее читателей и в конечном итоге определяет место библиотеки в ор­ганизации, обществе.

Татьяна Фёдоровна Берестова читала нам курс «Информационные потребности». В 1990-е гг. это понятие было новое, неизученное. Но зна­ния, данные нам этим преподавателем, помогли в дальнейшем определить необходимость получения информации для выполнения поставленных за­дач в практической деятельности.

Татьяна Давыдовна Рубанова смогла окунуть нас в историю библио­течного дела не только России, мира, но и нашего Уральского региона.

Леся Васильевна Сокольская читала нам курс «Библиотечная журна­листика». Ее профессионализм и знания, переданные нам, подтверждаются многочисленными публикациями в профессиональной печати. Елена Пря-хина писала у Леси Васильевны курсовую работу, «. самую интересную из всех работ в институте: «Нетрадиционные виды библиотек».

Мы любим наш институт, наших преподавателей! Мы получили хо­рошее гуманитарное образование, в библиотечном смысле - академиче­ское. Нам очень повезло, так как еще были старые, добрые учебные планы, в которых было достаточно много часов литературы. Нельзя не вспомнить Ольгу Сергеевну Прокофьеву, Людмилу Степановну Перчик, Татьяну Кон­стантиновну Мутовкину, Ирину Михайловну Удлер - преподавателей, нау­чивших нас правильно, вдумчиво читать литературу, говорить о ней, уметь анализировать.

В годы нашего обучения в вузе были 3 специализированных кафед­ры: кафедра библиотековедения, кафедра информации и библиографии, кафедра детской литературы и библиотечной работы с детьми. Именно на этих кафедрах мы получили высококлассную профессиональную подго­товку. Запомнились курсы: «Информационно-библиографическое обеспе­чение    сферы    искусства    и    культуры»,    «. социальной сферы», «. гуманитарной сферы». С гордостью можно отметить, что багаж знаний, полученный от наших преподавателей, Галины Александровны Губановой, Натальи Петровны Расцветаевой, Лидии Алексеевны Головневой, Людми­лы Леонидовны Чаринцевой, Раисы Павловны Золотаревой - в дальнейшем сподвигли меня [Т. Н.] на издание серии биобиблиографических указате­лей «Академия культуры и искусств: ведущие ученые, педагоги, творцы».

Немалую роль в нашем обучении сыграли молодые преподаватели. Куратором нашей группы была Ирина Юрьевна Окольнишникова - моло­дой преподаватель, защитившая в 1997 г. диссертацию на соискание сте­пени кандидата педагогических наук на актуальную и современную в то время тему «Рекламная деятельность отечественных общедоступных биб­лиотек: история, теория, методика». Ее курсы: «История библиотечной рекламы», «Теория и практика библиотечной рекламы» - запомнились нам своей новизной, интересной подачей материала. Ей можно было задать любые вопросы, на которые мы всегда получали достаточно полные и ис­черпывающие ответы. Татьяна Якимова под ее руководством писала кур­совую работу.

Наталья Николаевна Орлова (Штолер), Наталья Михайловна Запе-кина, Андрей Владимирович Штолер, Лидия Камиловна Лободенко - тогда они были молодыми, начинающими преподавателями, не намного старше нас. Сегодня они высококлассные специалисты высшей школы, занимают руководящие должности не только в нашем институте, но и в других вузах Челябинска.

Запомнился курс «Маркетинг информационных услуг» и «Организа­ция, экономика и управление библиотечным делом», которые вела Галина Исааковна Боруля. Каждый раз на семинаре либо на практическом занятии она любила повторять, что никто из нашей группы далее не свяжет свою деятельность с библиотечным делом. Хочется с гордостью ответить: все мы, 9 человек, после окончания ЧГИИК пришли работать в библиотеки. Позже, по прошествии нескольких лет, мне довелось работать с Галиной Исааковной в Научной библиотеке ЧГАКИ. С помощью ее знаний, опыта сотрудниками библиотеки ЧГИК была разработана программа поддержки и продвижения чтения среди студенчества в нашем вузе: «Читай, чтобы стать успешным!», которая реализуется и сегодня.

Особую роль, на мой взгляд, сыграла практика, которую мы прохо­дили в библиотеках г. Челябинска и в своей, родной, институтской. 1997-98 учебный год. На занятиях «Информатика» Сергей Анатольевич Григорьев совместно с Ларисой Сергеевной Чубыкиной пытались (надо сказать, успешно) донести до нас азы автоматизации библиотечных про­цессов. Именно в те годы специализированный читальный зал библиотеч­ного факультета, по сути, стал лабораторией по освоению новых информа­ционно-библиотечных технологий: создан первый электронный читатель­ский билет, впервые отработана электронная книговыдача с использованием штрих-кодов. Эта работа была бы невозможна без опытного консуль­танта-программиста Сергея Анатольевича Григорьева и декана библиотеч­ного факультета, профессора Татьяны Федоровны Берестовой. Кто же мы сегодня? Кем мы стали?

Все студентки нашей группы так или иначе связали впоследствии свою профессиональную деятельность с библиотекой.

  • Ольга Долгих (г. Коркино, пос. Роза, Челябинская область) работает в МКОУ «ООШ для обучающихся с ОВЗ», педагог-библиотекарь.
  • Елена Пряхина (г. Курган) работает в МБОУ лицей № 12 заведующая библиотекой, педагог-библиотекарь.
  • Наталья Курбатова (г. Курган), главный библиотекарь Отдела ком­плектования и обработки МБУК «БИС г. Кургана».
  • Татьяна Лутошкина проработала несколько лет в Челябинской об­ластной универсальной научной библиотеке библиографом.
  • Юлия Сафронова (Корнеева) (г. Курган), начальник службы развития библиотек, МБУК «Библиотечная информационная система города Курга­на», окончила магистратуру ЧГАКИ в 2016 г.
  • Ольга Феслер (Ковяткина) (г. Коркино, пос. Роза, Челябинская об­ласть) более 10 лет проработала в научно-технической библиотеке ОАО «ЧЕЛЯБГИПРОМЕЗ».
  • Татьяна Якимова (г. Сатка, Челябинская область, МБОУ «СОШ № 13») восемнадцать лет ведет библиотечную работу, занимается научно-исследовательской деятельностью с учащимися, которые прошли сложный путь от школьных до всероссийских конкурсов. Кроме того, обучает детей истории и обществознанию. И всем этим в немалой степени Татьяна обя­зана своему родному вузу.
  • Олеся Овчинникова (г. Челябинск) проработала несколько лет в Челя­бинской областной специальной библиотеке для слабовидящих и слепых.
  • Татьяна Моковая (г. Челябинск) работает в Челябинском государст­венном институте культуры с 1999 г. Начала свой профессиональный путь с должности библиотекаря зала нотно-музыкальной литературы, ныне -заместитель директора Научной библиотеки.

Вспоминаем свои студенческие годы с теплотой и благодарностью, хотя уже прошло 19 лет с тех пор, как мы окончили ЧГИИК. Своему вузу в этот юбилейный год хотим пожелать только взлетов, процветания, новых открытий в науке, прекрасных свершений, а преподавателям и студентам -крепкого здоровья, семейного благополучия, огромного счастья и больших успехов во всем!

Источник: Музейный вестник / Челяб. гос. ин-т культуры; сост. Н. В. Овчин­никова. - Челябинск: ЧГИК, 2018. - Вып. 25. -188 с., [16] с. ил. ISBN 978-5-94839-644-6

Авторы:

  • Моковая Татьяна Николаевна - заместитель директора Научной библиотеки ЧГИК, выпускница библиотечного факультета ЧГИК 1999 г.
  • Якимова Татьяна Валерьевна - библиотекарь, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 13» г. Сатка Челябинской области, вы­пускница библиотечного факультета ЧГИК 1999

Прокомментировать

Рубрика Культура и искусство

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.