«ГОВОРИТ 160-я»

Объявление в местной газете, которое я прочитала накануне выпуск­ных школьных экзаменов, определило всю мою дальнейшую жизнь. Челя­бинский институт культуры объявлял набор студентов на библиотечный факультет. Страстная «книгоглотательница», я была в восторге: это то, что мне надо. И вот Челябинск, вступительные экзамены, на которые слете­лись со всего Советского Союза девчонки, мечтающие, как и я, посвятить свою жизнь книгам. Ни одна из нас не задумывалась о том, что профессия непрестижная, зарплата мизерная. Какие пустяки! На экзаменах меня чуть было не подвел любимый Маяковский: писала сочинение по его стихам и наделала кучу ошибок в пунктуации - в его знаменитых «лесенках». А конкурс был серьезный - 13 человек на место. Меня взяли не на отделение массовых библиотек, куда подавала документы, а на отделение детских библиотек. Об этом я никогда не пожалела.

Наш курс был, пожалуй, самым большим за всю историю: четыре группы по 35 человек - две группы массовых и две детских. Я попала в 160-ю, что уже понятно из названия моих заметок. А название не случай­ное - так называлась наша групповая стенгазета, его придумала я, победив в конкурсе на лучшее название, чем горжусь до сих пор.

Институт существовал лишь второй год, тем не менее предметы, на­ми изучаемые, расписание занятий, лекции и семинары проходили четко под неусыпным вниманием декана факультета Веры Акимовны Ермако­вой. Мы ее побаивались - весьма строгая и деловая женщина. О других преподавателях сохранились самые хорошие воспоминания. На лекциях по психологии Веры Ивановны Малининой мы впервые услышали о четырех типах человеческой психики и увлеченно определяли свой тип - холерики мы или сангвиники. Ирина Михайловна Удлер открыла для нас зарубеж­ную литературу и навсегда привила мне к ней любовь. А как необычно чи­тал свои лекции по русской литературе Александр Иванович Лазарев, уже тогда он был доктором наук, профессором. Но во время лекции мог запро­сто спеть задорную частушку. И как не вспомнить предмет, который сей­час даже звучит странно - история КПСС. Лекции нам читал первый рек­тор института П. В. Сапронов.

Что касается профессиональных предметов, то сначала нам ставили особый библиотечный почерк (у меня почему-то он так и не сформировал­ся), затем учили делать элементарное описание книги, ну а дальше пошло всё сложнее. Лекции начали читать мастера библиотечного дела и библио­графии: Борис Тимофеевич Уткин, Елена Ильинична Коган. Юношеская легкомысленность в те годы не позволила нам по достоинству оценить вы­сочайший профессионализм этих людей, но зерна знаний, посеянные ими, дали неплохой урожай. Некоторое время мне пришлось поработать биб­лиографом, вводить записи в программу МАРС, и выяснилось, что мне очень нравится эта работа, всё получается. А ведь сколько лет прошло!

Отдельно хочу сказать о наших самых-самых любимых и близких преподавателях - Давиде Александровиче Гольдштейне и Нине Федоровне Новичковой. Семейная пара, кандидаты наук, умницы, интеллигенты. Он заведовал кафедрой детской литературы и преподавал советскую детскую литературу, Нина Федоровна читала лекции по русской детской литерату­ре. Они привили нам умение анализировать любое произведение с точки зрения авторского замысла. Самый простенький на первый взгляд рассказ или сказка на семинарах Гольдштейна превращались в философскую притчу или психологическую драму. Он умел так раскрыть авторский за­мысел, что казалось, будто мы сами сделали такое открытие. Кроме того, Н. Ф. Новичкова была куратором нашей группы. Это она придумала такое институтское развлечение, как «капустники». Ежегодно осенью мы выхо­дили на сцену актового зала с юмористическими выступлениями типа -«Муха-цокотуха на новый лад».

Уже после окончания института, когда мы с подругой оказались в Уфе и работали в Республиканской детской библиотеке, Нина Федоровна и Давид Александрович привозили к нам на практику новых студентов. Встречи были и радостными, и тревожными: понравится ли нашим учите­лям тот уровень работы, который мы демонстрировали. Хотелось не осра­миться.

Вместо заключения. Мой библиотечный стаж перевалил за 45 лет; встречалась и встречаюсь с выпускниками разных институтов и универси­тетов культуры; много лет руководила практикой студентов из разных го­родов страны. Качество преподавания и базовый профессиональный уро­вень выпускников библиотечного факультета (тогда он назывался именно так) Челябинского института культуры считаю одними из самых высоких в тот период. И за это глубокая благодарность родному институту и низкий поклон живущим и ушедшим Учителям.

Источник: Музейный вестник / Челяб. гос. ин-т культуры; сост. Н. В. Овчин­никова. - Челябинск: ЧГИК, 2018. - Вып. 25. -188 с., [16] с. ил. ISBN 978-5-94839-644-6

Автор: Евдищенко Галина Александровна - советник регионального от­деления Русского географического общества, выпускница ЧГИК 1973 г., заслуженный работник культуры Республики Башкортостан.

Прокомментировать

Рубрика Культура и искусство

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.