Поступала и окончила институт я под фамилией Дуркина. В 1986 г. набирал наш курс заочного обучения по специальности «Театральная режиссура» Евгений Андреевич Черняев. А потом что-то поменялось в планах кафедры, и мы познакомились с новым руководителем - Виктором Александровичем Делем и его командой педагогов. Педагоги молодые, красивые, энергичные: Надежда Ушкова, Вячеслав Харюшин. Виктор Александрович Дель и выпускал нас в 1991 г. Параллельно с нами он набирал курс студентов-очников. Мы, заочники, всегда с интересом следили за ними. На мой взгляд, это был блестящий курс очень талантливых юношей и девушек. Мы были старше, и во время просмотров их творческих работ - вначале этюдов, потом инсценировок и до полнометражных спектаклей - просто радовались за них. Особенно запомнился нашумевший спектакль «Интердевочка». Великолепная режиссерская и актерская работа. Мы завидовали белой завистью нашему параллельному курсу. Ведь мы сами не имели возможности из-за скоротечности сессии (всего месяц) поставить большой спектакль. Только инсценировки, отрывки из пьес. Но даже такой учебный процесс в рамках заочного образования позволял постигать такие тонкости режиссерской профессии, что невозможно не выразить благодарность нашим педагогам! Время учебы вспоминается с радостью. Учиться у таких прекрасных педагогов было легко и весело. А мои однокурсники такие хорошие люди, душевные, добрые. С ними всегда было приятно общаться и во время учебы, и во внеурочное время. Хотя внеурочного времени у нас почти и не было. По 4-5 пар ежедневно, а потом репетиции.
А трудовых семестров в институте у нас не было, так как мы учились без отрыва от производства. Нам на время сессии давался оплачиваемый отпуск два раза в год. А между сессиями мы работали и учились самостоятельно, писали контрольные по предметам, и только когда все работы будут зачтены, тогда нам высылался по почте вызов на учебу. Практика у нас была на своей непосредственной работе. Ведь мы все должны были работать по соответствующему профилю. Многие из нас трудились в клубных учреждениях.
Вспоминаю Марину Павловну Стуль - педагога по истории театра. Умнейшая женщина, красивая и обаятельная. Она нас учила нетривиально мыслить, рассуждать. Влюбленная сама в театр, она нас приучала относиться к своей профессии уважительно и быть верным выбранному пути. Надежда Илларионовна Ушкова - педагог по сценической речи, поражала нас своей утонченностью, красотой внутренней и внешней, молодостью и энергией. С удовольствием ходили на ее лекции, где практика сочеталась с теорией. Уроки были продуманными и интересными. И, конечно, все это я использовала в работе над художественным словом со своими учащимися. А наш любимый Виктор Александрович Дель - вообще педагог и режиссер от Бога!!! На занятиях у него всегда было интересно, слышался заразительный смех, было весело и легко! Помогал ему Вячеслав Харюшин, и эта творческая пара искрила идеями, находками!
Смотрю на фото: человек 14, с кем я поступала, дошли до выпуска. К нам присоединялись еще студенты - кто из академических отпусков, кто восстанавливался. Но костяк группы был неизменным и несменяемым. Старостой в течение пяти лет была Раиса Ракуть. Дель ее называл своей правой рукой. Она хорошо контролировала посещение занятий. Называю моих одногруппников, кого помню: Светлана Жатько, Татьяна Смородина (обе из Казахстана), Галя Пилат, Людмила Кулагина (по мужу), Александр Вигонт, Света Фомина, Люба Николова (приезжала из Болгарии), муж с женой - Саша и Лена. Трое женщин даже стали мамами, но не ушли в академический отпуск. Так и продолжали учиться со своей группой.
Заведовал заочным отделением Евгений Андреевич Черняев. Мы его считали своим, ведь наш курс набирал он, высококвалифицированный педагог и замечательный человек с Большой буквы.
Педагогов было много, все они делились своими знаниями. Те годы учебы я вспоминаю с теплотой и любовью. Сам институт, состоящий из трех зданий, его аудитории - все мне казалось прекрасным!
По окончании института я работала в школе, вела кружковую работу по специальности. Ставила спектакли, работала с юными чтецами. Затем меня перевели в центр творчества юных города Пласта, но я продолжала работать в той же школе, вела уроки мастерства актера, готовила детей к конкурсам чтецов и театральных коллективов.
Три последних года не работаю из-за сокращения штатов. Но не сижу сложа руки, все эти три года руковожу самодеятельным театральным коллективом взрослых артистов: «Группа» А. Галина, «Мудрость доброты» Л. Устинова, «Два клена» Е. Шварца, водевиль «Дочь русского актера» - вот перечень пьес, поставленных нами. Сейчас работаем над пьесой Л. Разумовской «Сад без земли». Эта работа выполняется на общественных началах. Мне нравится репетировать, добиваться реализации замысла.
Моя дочь, Елена Забродина, тоже окончила наш институт (тогда он был академией) в 2000 г. по специальности «Режиссура массовых праздников». Она живет сейчас в Финляндии, работает социальным педагогом в учебном заведении для детей-инвалидов. Лена пишет книги и сценарии. Она известна как Елена Паломякки, на Российском телевидении известны ее сценарии: «Там, где живет любовь», «Когда зацветет багульник», «Пусть говорят» и т. д. О работе можно почитать и посмотреть экранизации в интернете.
Спасибо нашему институту! Низкий поклон нашим педагогам за их верное служение ИСКУССТВУ!
Источник: Музейный вестник / Челяб. гос. ин-т культуры; сост. Н. В. Овчинникова. - Челябинск: ЧГИК, 2018. - Вып. 25. -188 с., [16] с. ил. ISBN 978-5-94839-644-6
Автор: Забродина Вера Александровна - руководитель детского театрального коллектива «Дар» Демаринской средней школы Пластовского района Челябинской области, выпускница кафедры театральной режиссуры ЧГИК 1991 г.