Верность, преданность, постоянство

Верность. Преданность. Постоянство. Слова разные, суть одна - твердость во взглядах и исполнении своих обязанностей, любовь, неиз­менность в чувствах. Эта суть очень точно отражает мои взаимоотношения с Челябинским государственным институтом культуры.

Судите сами. В 1976 г. я стала студенткой института, кафедры теат­ральной режиссуры, курс Л. А. Ящининой. Лидия Александровна умела набирать курсы, мы были одной командой - дружной, работоспособной. Учились азартно, жадно, с огромным интересом. До сих пор поддерживаю отношения со своими однокашниками, в курсе их профессиональных и се­мейных дел.

Л. А. Ящинина, Е. А. Черняев, С. В. Бабарыкина, Р. И. Балабан, В. А. Петров, Е. А. Чистякова, А. М. Кербель, А. В. Келлер учили нас спе­циальности, отдавая щедро свои знания, сердце, душу, образовывали и воспитывали. Лекции по общеобразовательным предметам у нас проходи­ли поточно, вместе с музыкантами, хоровиками, хореографами, методи­стами, режиссерами массовых праздников. Мы интересовались делами друг друга, ходили друг к другу на концерты, спектакли, показы, влюбля­лись, дружили. Вместе мы были культурно-просветительный факультет. В 2001 г., когда было 25-летие окончания института, мы решили собрать факультет. И получилось! Кто смог, с радостью откликнулся, приехал. Нам было о чем вспомнить и поговорить, а еще погордиться за наш институт, за наших педагогов, которые, как и прежде, учили музыкантов, хореографов, режиссеров.

Оглядываясь на свою студенческую жизнь, могу сказать точно: если бы пришлось все повторить, повторила бы с радостью с теми же педагога­ми, с теми же однокашниками. Мы окончили институт в 1980 г., когда вся страна готовилась принимать Олимпиаду, а мы, полные планов, готови­лись воплощать в жизнь грандиозные идеи и замыслы. А еще я готовилась стать мамой. Отплясав на выпускном, с заветным дипломом в кармане я благополучно произвела на свет старшего сына. Как ценную реликвию, храню поздравительные телеграммы своих одногруппников с этим собы­тием, которые пришли из разных уголков страны, куда ребята отправились работать по распределению.

Когда сыну было четыре месяца, началась моя трудовая деятель­ность в клубе завода «Сельмаш», в должности руководителя кружка худо­жественное слово. На заводских, районных, городских смотрах наши чте­цы и ведущие были лучшими. Заметили и руководителя и пригласили про­должить заниматься художественным словом в одном из крупных Дворцов культуры Челябинска. Я думала над предложением. А пока отправилась на спектакль театра на Малой Бронной, который в это лето гастролировал в нашем городе. В театре мы встретились с Л. А. Ящининой, она спросила про планы и вдруг завела разговор о том, что в институте, на кафедре сце­нической речи есть вакансия. «Давай попробуем. Я помогу». Придя домой, позвонила своему педагогу по сценической речи С. В. Бабарыкиной (она уже работала в Ярославском театральном институте). Она тоже благосло­вила. Помню первое собеседование претендентов на вакансию (нас было трое) в кабинете ректора. А. П. Грай очень серьезно и убедительно говорил об огромной ответственности работы в высшей школе, о воспитании под­растающего поколения.   На следующее собеседование я пришла одна.

Так моя жизнь в 1981 г. вновь пересеклась с Челябинским государст­венным институтом культуры. И вот уже 37 лет, приходя в родные стены, благодарю судьбу за тот счастливый случай в театре. Скажу честно: за эти годы не раз возникали разные предложения с заманчивыми перспективами в плане работы, но каждый раз побеждала моя любовь к постоянству, вер­ность и преданность моим педагогам, студентам, коллегам.

Я начала работать в институте ассистентом кафедры сценической речи. Ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор - целая жизнь! И в этой жизни мне встретилось столько хороших людей, которые помогали, поддерживали, подсказывали. А Л. Д. Игнатьева и З. Г. Казакова научили верить в себя. Открыли мир педагогики. Низкий поклон им всем. Я старалась и стараюсь оправдать их доверие и не подвести ни в большом, ни в малом.

Сколько интересного, важного, значимого произошло за эти годы! Как забыть трепет и волнение, когда стало известно, что наши студенты-хореографы едут участниками культурной программы XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1985), а ведущим пригласили моего студента? Как забыть большой литературно-музыкальный концерт с женским хором кафедры хорового дирижирования в только что открыв­шемся органном зале, где выступала со стихами А. Ахматовой? Как забыть грандиозные концерты в институте, которые мне доверяли вести?

Где-то года с 1986 жизнь потекла меж двух берегов - преподавание в институте и ведение различных концертов, мероприятий, праздников. С колоссальным проектом Челябинского телевидения «Юность комсо­мольская моя» мы объехали всю Челябинскую область. С ведущими ре­жиссерами нашего города провели множество интересных и запоминаю­щихся мероприятий. С уникальным коллективом, с которым сотрудничаю и по сей день, Государственным русским народным оркестром «Малахит», гастролировали в Казахстане, Азербайджане, Москве, Италии, выступали с выдающимися мастерами вокального искусства нашей страны.

Понимала всегда, что такая востребованность как ведущей концер­тов связана, прежде всего, с тем, что я преподаватель одного из лучших ву­зов культуры России - Челябинского государственного института культу­ры. Всегда, если была возможность, привлекала студентов к участию в мероприятиях, чтобы то, о чем говорила на занятиях, они попробовали на практике, поняли, что если ты студент такого вуза, ты не можешь срабо­тать плохо.

Студенты - особая каста, а студенты нашего вуза - вдвойне. Творче­ские, ищущие, веселые, непоседливые, непокладистые, но такие любимые и родные! Помню все свои выпуски, помню тех, кто отличился и в ораторстве, и в исполнении стихов, и в ведении концертов. А сколько интересных меро­приятий мы придумали с ребятами! И конкурс молодых ведущих, и «Ярмар­ку ведущих», а в год золотого юбилея нашего вуза решили провести лабора­торию ведущих. Много выпускников и очень качественно занимаются этой профессией, и им есть чем поделиться с теперешними студентами.

Мне радостно, что моя преданность родному вузу щедро вознаграж­дена: почетный знак Министерства культуры РФ «За достижения в культу­ре»; доцент кафедры сценической речи; лауреат премии им. первого рек­тора П. В. Сапронова выдающимся выпускникам; лауреат премии Законо­дательного собрания за значительный вклад в развитие культуры и искус­ства Челябинской области; профессор кафедры сценической речи; Почет­ные грамоты Губернатора, Министерства культуры, Министерства образо­вания и науки Челябинской области, администрации города Челябинска.

Огромная благодарность ректору, доктору исторических наук про­фессору В. Я. Рушанину; проректору по научно-исследовательской работе (2002-2006), доктору философских наук Н. Г. Апухтиной; декану факуль­тета театра, кино и телевидения, кандидату педагогических наук, профес­сору М. Г. Шарониной; заведующей кафедрой (2006-2011), доктору куль­турологии, профессору Н. В. Суленевой за такую высокую оценку каждо­дневного педагогического труда. В 2007 г. мне было присвоено почетное звание Заслуженный работник культуры РФ. Инициатором моего пред­ставления выступил художественный руководитель Государственного рус­ского народного оркестра «Малахит», народный артист РФ В. Г. Лебедев. Спасибо!

Награды и звания - это ответственность, осознание того, что уже не можешь что-то сделать плохо, потому что за тобой люди, которые так вы­соко тебя оценили, а впереди - студенты, которые ждут реального под­тверждения этих наград и званий.

О том, что значит институт в моей судьбе, говорит, наверное, и тот факт, что два моих сына тоже закончили наш вуз, чем я несказанно гор­жусь. Старший, Дмитрий, - хореограф. Уже десять лет живет и работает в Черногории, прославляя родной институт и челябинскую школу хореогра­фии. Создал первый в городе Будва ансамбль бального танца. Ансамбль -неоднократный победитель чемпионатов Черногории. До сих пор выступа­ет сам, являясь призером в номинации «Синьоры». Младший сын Кирилл, получив красный диплом по специальности «Режиссер массовых праздни­ков», поступил в магистратуру, осваивает (по отзывам, весьма успешно) профессию клипмейкера - специалиста по производству и съемке видео­клипов.

Так что можно сказать, что у нас династия работников культуры, а начало - он, институт. Он мое прошлое, настоящее и будущее. Да, да, бу­дущее, ибо верю, что и мои дети, и мои студенты с гордостью будут гово­рить: «Я выпускник Челябинского государственного института культуры».

Верность! Преданность! Постоянство!

Источник: Музейный вестник / Челяб. гос. ин-т культуры; сост. Н. В. Овчин­никова. - Челябинск: ЧГИК, 2018. - Вып. 25. -188 с., [16] с. ил. ISBN 978-5-94839-644-6

Автор: Н. И. Ушкова, заслуженный работник культуры РФ, профессор, выпускница 1980 г.

Прокомментировать

Рубрика Культура и искусство

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.