Это было «недавно»: это было 50 лет назад (о первом курсе первого набора ЧГИК)

В 1968 г. я поступил на первый курс музыкально-педагогического факультета в только что открывшемся институте культуры. На факультете (с консерваторской программой) было две группы - пианисты и народники (всего около 30 человек). Это был первый набор. Абитуриенты приехали со всей страны (Сибирь, Украина, Средняя Азия и т. д.) Вступительные эк­замены проходили в старом здании музыкального училища им. П. И. Чай­ковского (угол пр. Ленина и ул. Российской).

Когда иногда вспоминаешь те годы, то из калейдоскопа давно про­шедших событий вдруг всплывают и проносятся в памяти отдельные мгновения, казалось, ничем не связанные - как набор случайных фотогра­фий - какие-то фрагменты уроков, лекций, общения с однокурсниками. Вспоминается общежитие на улице Сулимова (потом на Кудрявцева). Жи­ли в комнате вчетвером, кофе варили по очереди, в кастрюле. Пили его пе­ред сном. Кофе был вкуснейшим, настоящим (действовал лучше сно­творного) Такого уже нет. Тогда всё было другое: и трава, понятно, была зеленая-зеленая, а небо голубое-голубое - не то, что сейчас. Проспект им. Ленина от магазина «Ритм» до кафе в «Южном Урале» можно было запросто перейти поверху, невзирая на светофор (и машины не мешали, не мешали они и на тротуарах).

А какие незабываемые впечатления от концертов Мравинского, Рих­тера, Ростроповича! Потрясающе!!! Для многих из нас это было впервые. До этого таких исполнителей слушали, в основном, на виниловых пла­стинках, видео не было. А поездка (сразу после поступления) на сельхоз-работы в Муслюмово?!! Было весело!!! (Что такое «радиация» понятия ни­кто не имел). Помнятся субботники, капустники, выдумки-хохмы Валеры Ярушина (он мог играть на фортепиано спиной к клавиатуре или играть двумя руками на правой клавиатуре баяна, разжимая мех левой ногой, держа плечевые ремни зубами, и т. д.).

В 1968 г. в институт пригласили работать А. Р. Трифонова, главного дирижера Челябинского оперного театра, только что приехавшего из Ле­нинграда (к сожалению, он вскоре уехал). К нему распределили трех сту­дентов - В. Ярушина, В. Вольфовича и меня. Это было дело случая, нам повезло. Все завидовали нам белой завистью. Алексей Романович был пре­красным музыкантом и, что важно, уникальным педагогом (как говорят, педагогом от Бога). Занятия проходили в оперном театре, в его служебном кабинете. На них постоянно присутствовали однокурсники: они слушали, наблюдали за творческим процессом, что-то брали для себя. Занятия были похожи на открытые уроки. Однажды, после концерта симфонического оркестра Ленинградской филармонии, Алексей Романович познакомил нас с Е. Мравинским и представил как своих студентов. Потом мы гордились, что удостоились такой чести - беседы с кумиром.

На первом курсе многие студенты занимались на инструменте ночью (особенно пианисты). Днем - лекции, уроки (классов катастрофически не хватало!). Народники (баянисты, струнники) вынуждены были заниматься на лестничных площадках, в туалетах, в коридорах и т. д. Часто педагоги не выдерживали, выскакивали из аудиторий и гоняли игроков (но это мало что давало - приходили другие желающие совершенствовать свое мастер­ство). Доходило до курьезов: проректор по административно-хозяй­ственной части М. И. Мительглик отбирал (конфисковывал) инструмент, в воспитательных целях не отдавал его несколько дней, но и это не работало: музыка продолжала звучать в коридорах, в туалетах.

Почти все студенты подрабатывали. Работы было много - всем хва­тало. Во всех клубах, дворцах культуры, техникумах, ГПТУ были различ­ные кружки, ансамбли баянов, оркестры русских народных инструментов. В общеобразовательных школах была самодеятельность, все готовились и выступали на обязательных смотрах (районных, городских, областных). Некоторые студенты на старших курсах работали в институте (на других кафедрах); пианисты работали в вузе с первого курса - не хватало кон­цертмейстеров.

У меня нет сколько-нибудь полных и достоверных данных обо всех однокурсниках, со многими контакты потеряны, следы некоторых исчезли. Кто-то эмигрировал: Г. Зут (балалаечник), М. Бурла (пианист) - уехали в США (кто еще.?). Но, насколько мне известно, почти все однокурсники не изменили своей профессии, проработали долгие годы, и многие про­должают работать в сфере культуры и искусства - педагогами, концерт­мейстерами, исполнителями, оркестрантами, дирижерами, руководителями творческих коллективов и т. д. Можно назвать однокурсников (студентов того первого набора), у которых есть звания и другие достижения (хотя не званиями, вернее, не только, а иногда и не столько ими измеряются ре­зультаты и вклад в дело). Вот, думаю, неполный перечень имен: В. Лебе­дев (народный артист РФ, создатель и главный дирижер ГРНО «Малахит», профессор, заведующий кафедрой и т. д.); В. Ярушин (заслуженный артист РФ, композитор, певец, создатель ВИА «Ариэль» и т. д.); Б. Смирнов (док­тор искусствоведения, профессор); В. Вольфович (заслуженный работник культуры РФ, профессор и т. д.); В. Бурдин (заслуженный работник культуры РФ, художественный руководитель оркестра русских народных ин­струментов Пермского ГИИ, профессор); А. Сапалов (заслуженный артист РФ); А. Усанов (заслуженный артист РФ). Коротко о пианистах: Т. Савель­ева (заслуженная артистка РФ); М. Чазова (заслуженный работник РФ); Л. Лейн (Смирнова, заслуженный работник РФ); О. Дзюба (Лебедева, за­служенный работник РФ, директор ГРНО «Малахит»); С. Юдина (заслу­женный работник РФ). Все эти студенты поступили в институт на первый курс в 1968 г. Ярушин, Зут, Вольфович, Конышев, Сапалов потом, по раз­ным причинам, перевелись и заканчивали учебу с другими курсами.

К большому сожалению, уже нет с нами наших однокурсников.

  1. Лоскутова, В. Конышева, А. Загрядского, В. Кокорина, В. Вольфовича,
  2. Соломенина. Мы помним о них.

Первыми нашими педагогами по предметам специального цикла бы­ли: Ю. Г. Ястребов, М. И. Кисерман, В. П. Жданов, В. В. Медведев, Л. М. Шабанова, М. Г. Мугерман, Н. Ф. Абрамов; потом, на втором и старших курсах, прибавились педагоги: Е. И. Казаков, Н. Н. Малыгин, Б. П. Потеряев, О. Я. Власов, В. В. Бычков, Б. С. Ворон. Преподаватели музыкально-теоретического цикла: Т. М. Синецкая, Т. М. Корзинникова, Н. М. Вильнер. Может, я в чем-то ошибаюсь - точные сведения есть в справочниках и энциклопедии. Мы были молоды, молоды были и наши педагоги. Ю. Г. Ястребову, самому старшему по возрасту (из педагогов специального цикла), не было и 30 лет, а он казался нам мэтром. Время неумолимо, и сейчас мы стали старше тогдашних наших педагогов более чем в два раза. Первым заведующим кафедрой был Ю. Г. Ястребов, потом долгие годы руководил кафедрой Н. Н. Малыгин, он, пожалуй, единствен­ный преподаватель, который стоял у истоков, работал, практически, с основания института и до сих пор не только преподает, пишет музыку, но и играет на сцене! В настоящее время заведующим кафедрой народных инст­рументов и оркестрового дирижирования стал В. Г. Лебедев, который учился у Ю. Г. Ястребова (первого заведующего кафедрой), был его студентом на младших курсах, т. е. через 50 лет как бы принял эстафетную палочку. Это символично. В этом что-то есть. Следуя этой логике, можно предположить, что на следующем юбилее института руководить кафедрой будет выпускник профессора В. Г. Лебедева. Может, он уже учится или только еще поступит в 2018 г. на первый курс. Всё может быть, ведь уже было. Эстафета продолжа­ется. До следующего юбилея недолго, до 2068 г. - всего полвека!

P.S. Бывает, изредка, по непонятным для себя причинам вдруг воз­никают в сознании картинки студенческой жизни, и тогда хочется пробе­жаться (пронестись.) по коридорам зданий института, мимо стен, когда-то голых и обшарпанных, а теперь украшенных картинами и фотографиями, и вновь почувствовать себя студентом первого курса; вспомнить то состояние и ощущения, когда всё еще только начинается, когда еще всё впереди!

Источник: Музейный вестник / Челяб. гос. ин-т культуры; сост. Н. В. Овчин­никова. - Челябинск: ЧГИК, 2018. - Вып. 25. -188 с., [16] с. ил. ISBN 978-5-94839-644-6

Автор: А. М. Усанов

Прокомментировать

Рубрика Культура и искусство

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.