С вузом меня связывает многое, причем с ранних лет. Я даже для себя выделила несколько периодов, когда жизнь сталкивала меня с нашим институтом культуры. И первый период начинается с 1967 г., а, может, даже чуть раньше, когда вуза еще не было.
Я росла в библиотечной семье. Моя мама, Вера Дмитриевна Бартенева, училась еще в годы войны в Московском библиотечном институте, ее тетя (сестра моей бабушки) работала в библиотеке. Моя старшая сестра Наталья закончила Ленинградский институт культуры, и всю жизнь они с мамой работали в библиотеках. Причем в то время - вторая половина 1960-х гг. - они обе работали в библиотеке Челябинского политехнического института.
При организации института культуры начали искать по городу специалистов по профилю нового вуза. И, конечно, обратились в крупнейшую вузовскую библиотеку Челябинска. В то время библиотека ЧПИ была практически самой большой, хорошо организованной, высоко технологичной библиотекой области. Вся эта ситуация обсуждалась у нас дома.
Мои родители часто разговаривали о работе, советовались между собой, разбирали какие-то ситуации - так было принято. Отец, Валентин Васильевич Бартенев, тоже имел отношение к высшему образованию в Челябинской области - он работал заместителем заведующего отделом науки и учебных заведений обкома партии, и вопросы организации и открытия нового вуза были в сфере его деятельности. Я тогда училась в 7 - 8 классе и не очень вникала в эти проблемы. Мне запомнилось, что мама и сестра рассказывали, как в библиотеке обсуждали приглашение на работу в новый вуз и как некоторые приняли это предложение. Это были знакомые мне люди - ведь я «библиотечная дочка», часто бывала у мамы на работе, можно сказать, росла между стеллажами.
Согласилась перейти в новый вуз Майя Александровна Игнатьева (позже Антонова), которая работала на общем абонементе. Интересно еще и то, что моя мама, Вера Дмитриевна, и Майя Александровна в одно время на одном потоке учились в Московском библиотечном институте, а встретились совершенно случайно, так далеко от Москвы, на Урале, в библиотеке ЧПИ. Мама вспоминала, что Майя была ярким человеком, певуньей, хохотушкой, активной студенткой. В нашем институте она преподавала курс «Библиотечный фонд», позже была деканом библиотечного факультета.
Из отдела комплектования и обработки литературы библиотеки ЧПИ в институт перешла работать Мария Ивановна Аристархова - в нашем вузе мы знаем ее как Марину Ивановну Бахиреву, она читала курс «Библиотечные каталоги». Насколько я знаю, из этой библиотеки перешли работать в новый вуз несколько, четыре или пять человек, фамилии сейчас и не вспомню. Вот так, исподволь, я знала, что открывается новый институт культуры, и понимала, что мне предстоит учиться именно здесь.
В дальнейшем, уже через много лет, случайно снова пришлось столкнуться с фактами из периода организации института. Оказалось, что одна родственница, Зоя Михайловна Жилкина, была первым бухгалтером в этот организационный период. Узнала я это, когда ее уже не было в живых, но мне удалось найти в архиве института ее личное дело, копии документов были переданы ее сыну. Город вроде и большой, но мир тесен, и связи как-то всплывали, и история складывалась.
После окончания школы, в силу семейных обстоятельств, до поступления в вуз я работала в библиотеке, в читальном зале института культуры. Это начался второй период моего знакомства с вузом. Познакомилась с библиотекой, с сотрудниками. Директором в то время была Тюленева, я тоже ее знала по библиотеке моего детства, библиотеке ЧПИ. В библиотеке ЧГИК уже работала Вера Станиславовна Кожевникова. В то время я и представить не могла, что когда-то стану директором этой библиотеки.
Особенно хорошо запомнились читатели - яркие, харизматичные: Бо-ровинский, Шаронина, Тыхмановский, Беломоин, Самойлов, Соковиков -с факультета культурно-просветительной работы. Хорошо помню славу легендарного ансамбля «Ариэль», как эти кумиры молодежи выступали в актовом зале института: двери нараспашку - и пробиться даже к дверям было невозможно. И еще: был один читатель, который читал журналы -ведь тогда, в 1972 г., интернета не было. Примерно раз в месяц приходил и спрашивал последние номера всех журналов, которые были в главном читальном зале, кроме «Техники молодежи», «Знание - сила», «Наука и жизнь». Он был с музыкального факультета.
Затем я поступила в институт на дневное отделение. Впечатлений от того времени осталось много и самых разнообразных. Например, чего стоили репетиции студентов-музыкантов. Учащихся, кажется, было намного больше, чем сейчас, аудиторий для индивидуальных занятий не хватало. Так, входишь в туалет во втором корпусе - они там не маленькие, здание старое, в конце 1930-х гг. построено - и около раковины, в углу, лицом к стене сидит баянистка с инструментом и репетирует.
Некоторые преподаватели запомнились очень ярко, другие - знаменитые, даже легендарные, не запомнились совсем. Снова встретились мы с Майей Александровной Антоновой, в то время деканом библиотечного факультета. Студенты просто трепетали перед Верой Акимовной Ермаковой: мощная личность, красивая, крупная, можно сказать, царственная. Ее лекции производили впечатление: хорошо поставленный голос, глубокое знание практики, и не была привязана к листочкам лекции.
Запомнились и другие преподаватели, например, Елена Ильинична Коган. Интеллигентный человек, прекрасный лектор с хорошим чувством юмора, и курс «История библиотечного дела» в ее исполнении производил большое впечатление на студентов. Запомнились ее рассказы, байки о себе, о ее студентах. Например, была такая: однажды на лекции, рассказывая о каких-то революционерах, она в контексте своего сообщения произнесла слово «револьвер» с неправильным ударением на букву «о», на что студент с галерки тут же отреагировал: «Елена Ильинична, если Вы не уверены в правильности ударения в этом слове, говорите пистолет». Это было замечательное общение, когда такой уважаемый, много знающий человек мог пошутить над собой на поточной лекции это разряжало обстановку, располагало к преподавателю.
Еще одно яркое воспоминание было связано с курсом «Древнерусская литература» Александра Ивановича Лазарева. Мы знали, что перед нами ученый, замечательный лектор, самобытный человек, с красивым тембром голоса, удивительно читал наизусть старинные стихи. На очередной лекции вдруг попросили студентов не занимать первый ряд (а я как раз предпочитала сидеть на первом ряду, и вдруг этот первый ряд начали занимать преподаватели. И это были не коллеги Александра Ивановича, литераторы, а именно разные специалисты с других кафедр. Когда студенты несколько заволновались, Е. И. Коган сказала, что сегодня же «Слово о полку Игореве». Стало понятно, что это было не открытое занятие, что наши преподаватели - их было более десяти человек - пришли послушать интересную тему именно этого лектора. Мы слушали лекцию с каким-то трепетом, даже почтением, понимая, что это не просто рядовое занятие, а культурное событие. Студенты прониклись этой атмосферой и гордились, что наши преподаватели - выдающиеся лекторы. Среди студентов ходили рассказы о том, что с Александром Ивановичем было очень интересно в колонне на праздничных демонстрациях: он балагурил, шутил, пел частушки. Такие люди очень украшают жизнь, создают уникальную атмосферу вуза, помогают формироваться молодым людям.
Неизгладимое впечатление произвела Галина Михайловна Каченя. Очень молодой преподаватель, она читала курс «Общей психологии». Ее лекции были интересные, живые, очень актуальные для молодых людей, вступающих в жизнь.
Однажды на большой перемене после поточной лекции нас попросили задержаться и посмотреть выступление вокалистов. Нашему удивление не было предела, когда оказалось, что перед нами выступали преподаватели не музыканты. Это были литератор Людмила Степановна Перчик и историк Николай Павлович Парфентьев. Исполнялись романсы, народная музыка и классические произведения, звучали сильные, красивые, хорошо поставленные голоса, да еще певцы выступали в концертных костюмах. Бывают же такие талантливые люди! Значит, можно быть кем угодно -преподавателем, историком, литератором - и в то же время артистом.
Запомнились грандиозные праздники, например, 8 марта. Масса народа стекалась на концерт в первый корпус в актовый зал. На последнем пролете лестницы с обеих сторон выстроились юноши, и каждая девушка получала веточку мимозы, а в другой год - конфету.
Потом я работала около двадцати лет в различных библиотеках - вузовских, технических, массовых, на различных должностях. Был период, когда я не работала, занималась ребенком и домом, и вот однажды в овощном магазине встретила Майю Александровну Антонову. Мы не были близкими друзьями, но при встречах общались, делились новостями. Майя Александровна расспросила меня о жизни, а потом заявила: «Что ты дома сидишь со своим опытом, знанием библиотечного дела? Иди к нам на кафедру, на курс «Библиотечный фонд», вести практические занятия». Это меня очень удивило: я никогда не стремилась быть преподавателем, меня устраивала работа библиотекаря. Потом, подумав, я решила попробовать, опыт у меня был, я работала и на обслуживании читателей, и несколько лет - комплектатором в крупной библиотеке. Я знала вуз, знала ведущего преподавателя по курсу Надежду Петровну Хоманову, знала предмет, и меня устраивала скромная должность простого преподавателя: «практические» - и хорошо, нам звезд с неба не надо. Так случайно, можно сказать, начался третий период моей жизни, связанный опять с институтом.
Кафедра тогда называлась «Библиотековедение», заведующей была Зоя Витальевна Руссак, работали на кафедре В. А. Ермакова, С. С. Артамонова, С. Е. Демидова, М. И. Щербатова, М. И. Бахирева, Г. Ф. Федосен-ко, Г. И. Боруля, В. И. Шумакова, Л. В. Солоненко (позже Сокольская) и другие. Приняли меня доброжелательно, я вела занятия, углубленно осваивала курс, позже принялась разрабатывать курсы по выбору. Замечательные были студенты, их тогда было много - только библиотекарей было три группы по 25-30 человек. Были среди них и колоритные фигуры. Расскажу об одной группе. Не совсем обычная группа, даже размещение в аудитории у них было удивительное. За первой партой, прямо перед преподавателем помещался мальчик, такой симпатичный, крупный. На факультете мальчиков было немного, так вот этот мальчик очень внимательно выслушивал объяснения преподавателя. Получалось, что я объясняла именно ему, что нужно делать на практическом занятии. Он меня внимательно слушал, задавал много вопросов, разбирался в материале, а вся остальная группа, человек пятнадцать девушек (мы тогда работали с подгруппами), рылась в своих сумочках, общалась между собой, смотрела в окно, контролируя погоду, красилась, обсуждала общественную работу, пререкалась, кому брать какие-то поручения. Этот молодой человек выслушивал все задание, потом поворачивался спиной к преподавателю и начинал всей группе объяснять, что нужно делать. Начиналась работа, и девушки то и дело громко шептали: «Андрюша, Андрюша, а как это делать?». Я наблюдала за ними, наблюдала, а потом говорила: «Может, и у меня что-нибудь спросите?». Они хихикали, но через некоторое время раздавалось снова: «Андрюша, Анд-рюша!». Наверное, многие поняли, что это был Андрей Владимирович Штолер. Он сразу обращал на себя внимание: на библиотечном факультете таких было немного, он как-то собирал вокруг себя группу, держал ее в руках, «рулил» всеми этими девчонками. Он выделялся своими знаниями, чувствовалось, что у него есть голова на плечах, и выполнял функцию главного организатора. Я даже не знаю, был ли он старостой, скорей всего, нет, но это не главное - он был головой. И если даже он не мог ответить на какой-то из вопросов всей группы, тогда обращался ко мне. Это было очень интересно.
Позже у меня возник первый интерес к фондам редких книг. Начала накапливать теорию, но особенно интересно было изучать фонды библиотек области. Особенно привлекало общение с заочниками-практиками. Это, как правило, взрослые люди, работавшие в библиотеках. Они не сильны в теории, но зато прекрасно понимают, о чем ты им рассказываешь. Повседневная библиотечная работа представала перед ними в новом свете, рутинная деятельность обрастала историей, раскрывалась новым содержанием, вписывалась в общую работу, наполнялась смыслом. Заочники хорошо знали фонды своих библиотек, и им было интересно открывать в недрах хранилищ редкие издания. Постепенно собирался материал о книжных редких изданиях библиотек области.
Через некоторое время заведующая кафедрой предложила мне возглавить Научную библиотеку института. Вера Федоровна Асеева, долгое время руководившая библиотекой, была очень немолодым человеком и решила оставить свой пост. Преемника у нее не было, она обратились на кафедру - и возникла моя кандидатура, с легкой руки Леси Васильевны Солоненко. И опять это было неожиданно: я и не мечтала, не планировала делать карьеру, меня все устраивало, мне было интересно работать, а тут вдруг такая возможность сделать библиотеку, как я ее понимаю. Постепенно вошла в работу, разобралась, оценила, что было сделано до меня. Благодарна за ощутимую поддержку опытных сотрудников: Веры Федоровны, Ларисы Сергеевны Чубыкиной, Веры Станиславовны Кожевниковой. Не сразу, но сложилась новая, молодая, замечательная команда, которая понимала, поддерживала мои начинания, а главное - претворяла их в жизнь. Татьяна Николаевна Моковая, Юлия Николаевна Щевелева, Екатерина Сергеевна Казанцева, Юлия Борисовна Разина и многие другие. Четырнадцать лет пролетели - было и трудно, и интересно, и сделано не мало.
Моя вузовская линия жизни оказалась счастливой и длится уже 50 лет. Получается, что работала я при всех трех ректорах - при Поликарпе Васильевиче Сапронове, при Александре Петровиче Грае и при Владимире Яковлевиче Рушанине.
Может, и правда ведет меня по жизни Святая Татьяна ...
Источник: Музейный вестник / Челяб. гос. ин-т культуры; сост. Н. В. Овчинникова. - Челябинск: ЧГИК, 2018. - Вып. 25. -188 с., [16] с. ил. ISBN 978-5-94839-644-6
Автор: Т. В. Зайцева