Чтобы прожить жизнь счастливо, надо с головой уйти в любимое дело, тогда некогда будет думать, счастлив ты или нет.
Дж. Б. Шоу
Работа - лучший способ наслаждаться жизнью.
И. Кант
Кафедра философских наук ЧГИК является ровесницей института, она была создана в 1968 г. и ранее называлась кафедрой марксизма-ленинизма. В прошлом это весьма многочисленный коллектив кафедры. Но годы «реформ» высшего образования, как и всей системы общественных отношений, наложили свой определенный отпечаток. Сегодня на кафедре работает только пять человек. Кто эти люди? Чисто формально, -это три доктора, два кандидата философских наук. Но если не формально, то это в большинстве своем прежде всего ПРЕПОДАВАТЕЛИ высшей школы.
Очень трудно пронести это звание через всю жизнь. Ты весь на виду, каждое твое движение, каждый твой шаг под «прицелом». Как бы плохо тебе ни было, ты обязан быть собранным, подтянутым, улыбчивым. Для некоторых ты идеал во всём. Просто ли научить студента любви к знаниям, к великому и малому? Просто ли быть образцом для пытливых душ? Думаю, что нет.
Для моих коллег - Нины Георгиевны Апухтиной, Веры Сергеевны Невелевой, Елены Геннадьевны Ланганс профессия преподавателя - это особая миссия, это возможность самореализации своей неповторимой индивидуальности; это особый склад души и ума; это - ответственность, самоотдача, терпение, приумноженное знаниями, мастерством, творческим потенциалом; это то, что приносит им удовлетворение, дает новую энергию, радость жизни.
Они влюблены в свою профессию, они живут ею. Досконально знают свой предмет, увлеченно погружаются в научную работу, творчески мыслят и не пользуются шаблонными решениями.
Мои коллеги - советчики, координаторы, пример для подражания, люди мудрые, уверенные в себе. Они радуются возможности работать со студентами, аспирантами, соискателями, находить нестандартные решения тогда, когда, кажется, зашли в тупик, неукоснительно стремятся к качеству даже в незначительных (казалось бы) делах, беспрестанно расширяют и совершенствуют свои знания, даже не для кого-то и не под конкретный предмет, не из необходимости, а просто для себя, просто потому, что это им интересно.
И вот что они сами говорят о себе.
Интервью с Верой Сергеевной Невелевой, доктором философских наук, профессором. Вопросы:
Что для Вас стало определяющим в выборе профессиональной деятельности?
Все предметы гуманитарного цикла мне очень нравились еще в школе, и именно в них я чувствовала для себя возможность свободно выражать свое мнение, в них всегда была возможность интерпретации, а не необходимость соответствия формуле. Особенно нравились те предметы, где нужно было анализировать, и где не было готовых ответов на вопросы. Окончательное решение о поступлении на философский факультет было принято, когда начали изучать обществоведение. Очень повлияла на выбор встреча с выпускницей нашей школы, которая за два года до моего окончания школы поступила на философский факультет УрГУ. И еще - это мамины слова о том, что именно гуманитарные предметы - самые трудные, но они обращают человека к самым главным вопросам.
Какое из Ваших профессиональных/научных достижений Вы считаете самым важным?
Из личных научных достижений - это концепт человека-принципа, который был представлен в докторской диссертации; это открытие в ЧГИК аспирантуры по научной специальности 09.00.13 - философская антропология, философия культуры, в результате чего оказалось возможным постепенное формирование научно-педагогической школы на кафедре. Из профессиональных достижений, безусловно, и это предмет особой гордости - мои аспиранты, 12 из которых уже стали кандидатами философских наук (сейчас готовится к защите 13-я кандидатская диссертация). Со всеми поддерживаю самые тесные контакты, всем благодарна за дружбу, за поддержку, за убежденность в значимости философского знания, за то, что своими идеями помогают держаться в активном состоянии. Еще одно значимое достижение - создание в 2005 г. философского клуба в ЧГИК. На сегодня клуб - одна из самых известных площадок для философских дискуссий в городе.
Чему Вам пришлось научиться и что преодолеть, чтобы стать тем, кем Вы стали?
Научиться пришлось очень многому. Например, быть все время «в форме» - научной, профессиональной; успевать многое за краткое время; понимать разных людей и уметь не судить их строго... Не смогла научиться «выключать» голову даже там, где это бывает необходимо. Не смогла до конца преодолеть неуверенность в самой себе.
Я не ставила себе специальной цели стать тем, кем сейчас являюсь. Поэтому преодолевать приходилось то, что возникало в процессе работы. Если работа любимая, то преодолеть можно все, что от нее отвлекает.
Назовите, пожалуйста, людей, которые повлияли на Вас? Что они для Вас значили?
У меня много учителей и в жизни, и в науке, и в профессии: мои родители и бабушка, школьные учителя, блестящие профессора и преподаватели Уральского государственного университета им. А. М. Горького (ныне УрФУ), мои друзья и коллеги. Безусловно, очень «влиятельные люди» для меня - члены моей семьи: у каждого своя сфера влияния, без этого влияния я была бы совсем другим человеком.
Какими были Ваши студенческие годы? Что оказалось самым ценным и чего, на Ваш взгляд, не хватило?
Студенческие годы были самыми замечательными, наполненными воодушевлением, дружбой, любовью, инициативами, непримиримостью. Самым ценным с точки зрения формирования научных и профессиональных знаний и умений было общение с талантливыми людьми - нашими преподавателями, обеспечившими нам атмосферу свободного мышления и демонстрировавшими огромную эрудицию, любовь к философии и глубокое понимание ее природы. Всегда не хватало времени в сутках, чтобы успеть все, что интересно!
Каким должен быть преподаватель вуза?
Всегда современным человеком во всех смыслах слова. Профессионалом и постоянным учеником.
Что значит для Вас работа в институте?
ЧГИК для меня - самое комфортное место для работы, мне понятно «пространство» этого вуза и царящее в нем общее настроение, мне близки его люди и смысл их деятельности.
Как эффективно организовать жизнь современному студенту? Чему учиться и к чему себя готовить?
Боюсь, что я не советчик в том, как организовать жизнь современному студенту. Уверена, что общего совета дать невозможно. Но точно знаю, что об этом надо думать каждому и самостоятельно. Думаю, надо не бояться строить далеко идущие планы, долгосрочные. Если есть дальний горизонт, то каждый шаг к нему - шаг со смыслом, а без смысла нет человека.
Какие личностные качества для Вас не приемлемы у студентов? Если речь идет о деловых качествах, то это необязательность.
Ваш совет/пожелание молодому преподавателю, студенту. Найти любимого человека, любимую работу и правильный путь. И еще - всегда быть увлеченным.
Интервью с Ниной Георгиевной Апухтиной, доктором философских наук, профессором. Вопросы:
Что для Вас стало определяющим в выборе профессиональной деятельности?
Еще в школе были интересны самые разные дисциплины, относящиеся к различным отраслям науки. Наверное, это обстоятельство подтолкнуло интерес к самой универсальной из наук - философии.
Какое из Ваших профессиональных/научных достижений Вы считаете самым важным?
В личной биографии все значимо: «сданный» предмет, не отпускающий, а даже, наоборот, все более интересующий; прекрасно выстраивающийся текст статьи; обе защиты - кандидатской и докторской диссертации - как два новых ребенка, к которым долго шел, вынашивал; книга, наконец-то, увидевшая свет; каждый из учеников и его защита; каждая новая, осваиваемая тобой впервые, дисциплина. Все важно и закономерно.
Чему Вам пришлось научиться и что преодолеть, чтобы стать тем, кем Вы стали?
Научиться пришлось многому: читать - глубоко; понимать - «до конца»; писать - прозрачно и содержательно; объяснять - убедительно и ярко. А главное - преодолевать себя, побуждать себя маленькими успехами, только из них складывается большой успех.
Назовите, пожалуйста, людей, которые повлияли на Вас? Что они для Вас значили?
Наверное, это, прежде всего, мои кровные предшественники - бабушка и дедушка, родители, школьные учителя; вузовские педагоги; научные руководители, коллеги. Если пофамильно, то это Р. П. Ратникова, у которой я черпала «человеческость», Е. Н. Алешко, от которой я черпала отношение к профессии педагога вуза.
Какими были Ваши студенческие годы? Что оказалось самым ценным и чего, на Ваш взгляд, не хватило?
Студенческие годы были весьма трудными. Конкурс 12 человек на место; I курс - 16 девочек в общежитской комнате; бюджет студентки в 28 руб. в месяц; первое и на все годы «общественное поручение» - председатель профбюро естественно-географического факультета (самого большого в ЧГПИ, в 600 человек). Все это тоже учило жить, выживать. Преодолевать трудности - «закаляло» серьезно.
Каким должен быть преподаватель вуза?
Преподаватель высшего учебного заведения, что бы он ни преподавал, должен быть личностью неординарной, активной, интеллектуально обогащающей себя постоянно, имеющей свою собственную (может быть, выстраданную лично) точку зрения на любой общезначимый вопрос.
Что значит для Вас работа в институте?
Моему «служению» в ЧГИК скоро 50 лет, т. е. почти полвека. Это не работа в обычном смысле слова, не функционирование, за которое платят зарплату. А если учесть, что за прошедшие полвека интенсивность работы преподавателя вуза возросла раз в 10-15? - «работа» ли это???
Как эффективно организовать жизнь современному студенту? Чему учиться и к чему себя готовить?
Думаю, что жизнь студента XXI в. иная, особенно в условиях нашего вуза. Корпуса, общежития, техника, отсутствие перегруженного расписания. Все это плюсы организации жизни студента, но за пределами вуза многое может «диктовать» студенту условия. Многие учатся платно - очевидна финансовая скромность, недостатки в питании, образе жизни, много мегаполисных соблазнов. Все это, конечно, должно «закалять» студента. Но всегда ли закаляют молодую личность трудности? Увы... Здесь-то и необходим педагог.
Какие личностные качества Вам не приемлемы у студентов?
Главные человеческие злобы - зависть, алчность, себялюбие (эгоцентризм) - не украшают ни личность, ни ее судьбу, а в бескорыстной культуре такой человек и вовсе обуза, профессионала из него не приходится ожидать. А ныне появились новые «заразы»: лень, возведенная в квадрат, сквернословие, наплевательское отношение к усилиям своих близких, которые зачастую неимоверным напряжением помогают своим чадам получить образование.
Ваш совет/пожелание молодому преподавателю, студенту.
Плохого преподавателя, слабого личностно вуз обязательно рано или поздно «отсеет». Только работающего над своими ошибками молодого педагога может ожидать будущее хорошего профессионала.
Интервью с Еленой Геннадьевной Ланганс, кандидатом философских наук, доцентом. Вопросы:
Что для Вас стало определяющим в выборе профессиональной деятельности?
Любовь к искусству и интерес к тайным «механизмам» творчества. Поэтому на философском факультете я выбрала специализацию «Эстетика».
Какое из Ваших профессиональных/научных достижений Вы считаете самым важным?
Самым важным я считаю интерес студентов к философским вопросам, который иногда возникает на моих занятиях.
Чему Вам пришлось научиться и что преодолеть, чтобы стать тем, кем Вы стали?
Прежде всего, нужно было преодолеть пробелы в знании, чем до сих пор и занимаюсь. А еще нужно было научиться писать нормальные научные тексты.
Назовите, пожалуйста, людей, которые повлияли на Вас? Что они для Вас значили?
Мне всю жизнь везло на учителей. Это началось еще в школе. Но самым главным человеком, который буквально перевернул мое сознание, был Г. П. Щедровицкий, выдающийся философ и методолог. Он, безусловно, является моим учителем и сейчас, хотя уже давно ушел из жизни.
Вообще я считаю, что важнейшим моментом в жизни любого человека, особенно молодого, является такая встреча с тем, кто окажет сильное влияние на самоопределение, вызовет глубокий интерес к какой-то теме, делу или профессии. Иногда без такого влияния человек может и не состояться.
Какими были Ваши студенческие годы? Что оказалось самым ценным и чего, на Ваш взгляд, не хватило?
Студенческие годы были, конечно, веселыми. И это самое главное. Но я никогда не была отличницей. Мне не хватило усидчивости.
Каким должен быть преподаватель вуза?
Прежде всего ответственным за содержание знания, которое он несет, за организацию понимания студентов.
Что значит для Вас работа в институте?
Мне нравится работать с нашими студентами. Они, в большинстве своем, не равнодушные, их интересуют серьезные вопросы, они откликаются на содержательный разговор. Работа в институте для меня и значит работать с нашими студентами.
Как эффективно организовать жизнь современному студенту? Чему учиться и к чему себя готовить?
Учиться думать своим умом и не бояться этого (по И. Канту).
Какие личностные качества Вам не приемлемы у студентов?
Как и у любого другого человека, у студента я не приемлю хамство и «наплевательское» отношение к делу, к знанию, к людям.
Ваш совет/пожелание молодому преподавателю, студенту.
Не бойтесь!
Источник: Музейный вестник / Челяб. гос. ин-т культуры; сост. Н. В. Овчинникова. - Челябинск: ЧГИК, 2018. - Вып. 25. -188 с., [16] с. ил. ISBN 978-5-94839-644-6
Автор: А. Н. Анисимова