Первые шаги в технизации, или информатизации, института

2018 год. В институте практически нет ни одной службы, где отсут­ствует компьютер. А в конце 1960-х и начале 1970-х гг. вопрос информа­тизации института вообще не стоял. Мне посчастливилось стать одним из тех, кто был у истоков технизации и информатизации института. Начну по порядку.

Начало 1970-х. Окончил аспирантуру МГИК (кафедра библиотеко­ведения). Диссертация почти завершена. Рекомендована к защите. И с января 1973 г. я старший преподаватель кафедры библиотековедения уже нашего Челябинского института культуры. До окончания учебного года веду курс «Организация работы советской библиотеки». И, как часто бы­вает, приходят учебные планы с рядом новых учебных дисциплин. «Тех­нические средства в библиотечной работе» передают кафедре библиотеко­ведения. Вера Акимовна Ермакова вызывает меня и предлагает взяться за разработку этого курса. Все мои возражения и уверения, что я профан в технике и никогда с ней не имел дела, Вера Акимовна отвела в сторону. «Вы единственный мужчина на кафедре. А вот как организовать Вам по­мощь в освоении этого курса, я уже обсудила с ректором». Потом состоя­лась встреча с П. В. Сапроновым, М. И. Мительгликом, проректором по АХР. И я был вынужден согласиться с решением ректората и кафедры. «Партия сказала надо - комсомол ответил есть». В тот момент я даже не думал о судьбе моей диссертации по библиотечной статистике.

Первым делом надо было создать материально-техническую базу учебного курса. Выбрали аудиторию, поставили столы, к каждому из них подвели электроэнергию, к одной стене аудитории пристроили шкаф-пенал для хранения технических средств. К началу учебного года аудито­рия была готова. Настала очередь формирования этих самых технических средств. Начали с пишущих машин, потом микрокалькуляторы, проекци­онные аппараты, аудио и т. д. И так потихоньку сформировали приличную техническую базу для практических занятий - более трех десятков техни­ческих устройств. Спасибо М. И. Мительглику. Формирование техниче­ской базы он взял под особый контроль. В кабинете появились два ротато­ра - отечественный и импортный для печати документов формата А4, по­том ротатор и гектограф для печати каталожных карточек, селектор - для перфокарт.

Не забыли ректорат и кафедра о своем обещании оказать помощь в моем обучении. Вначале меня отправили на учебу в ИПКИР - Институт повышения квалификации информационных работников. Там я впервые познакомился с информационной (точнее, компьютерной технологией). Интересно было составить (написать) первую в жизни программу для ком­пьютера на языке Fortran. Хорошо, что в аспирантуре меня «гоняли» по английскому языку. При выходе из нее я читал английский текст практи­чески без словаря. Через некоторое время меня отправили на ФПК в МГИК на кафедру информатики (заведующий - лидер информационных технологий в сфере культуры К. В. Тараканов). Почти месяц лекции, практические и индивидуальные занятия по освоению НАИРИ. Именно тогда мне пришла идея приобрести эту самую «НАИРИ». Это было невозможно.

Таким образом, я был готов вести свой учебный курс. 1970-е гг. бы­ли самыми трудными. Аудиотехнику, проекционную аппаратуру, машино­пись студенты легко воспринимали. А вот технологию информационного обеспечения библиотечной работы воспринимали с трудом. Их можно было понять. Ни ЭВМ типа «НАИРИ», ни компьютеров в библиотеках не бы­ло. Мало кто из взрослых (преподавателей, работников библиотек) думал о возможной компьютеризации библиотек. Когда я решил проблему приоб­ретения «НАИРИ» (фактически бесплатно с баланса на баланс) и попросил ректора выделить нам грузовую машину для перевозки ЭВМ, уважаемый Александр Петрович Грай заявил на планерке примерно так: «Сколько я работал в партийных органах, я не видел ни в одной библиотеке ЭВМ. И стоит подумать, нужна ли ЭВМ для библиотечного факультета и кафед­ры». На следующий день я снова был у него на приеме. Произошел очень серьезный разговор на повышенных тонах, с приглашением В. М. Рябкова, с моим заявлением поставить вопрос на парткоме. И А. П. Грай выделил машину. Я привез бедную «НАИРИ» и установил в 44 аудитории. Она за­няла треть площади аудитории, пришлось даже сократить число посадоч­ных мест для студентов. А студентов приходилось убеждать, что проблема не в отсутствии техники, а что компьютер принесет либо добро, либо зло, как и любое современное изобретение. Но как-то надо было искать выход. Микрокалькуляторы уже были даже с элементами памяти. Можно было записать число в память, хранить его, извлекать из памяти. Первый шажок был сделан. Затем пришлось купить программируемый микрокалькулятор «МК 21». Сейчас его можно увидеть как раритет техники в Центральной городской библиотеке им. А. С. Пушкина. В его памяти можно было запи­сать уже программу, правда, небольшую, всего около 70 команд. Потом купил «МК 52». Его память позволяла хранить уже 14 чисел и выполнять уже более 100 команд - типа «ЗП» - записать число, «ИП» - извлечь из памяти число, провести над ними типичную математическую операцию и результат записать в регистр памяти. На практических занятиях студенты стали немного осваивать внутреннюю технику работы электронного уст­ройства. На этом калькуляторе студенты впервые познакомились с 26-ричной системой счисления - традиционными регистрами памяти -0123456789 - десятичной, к ней добавились регистры - А (это десятый ре­гистр), В (11-й), С (12-й) и т. д. В итоге АВСДЕФ - 16 регистров. На этом калькуляторе мы могли в автоматическом режиме провести анализ стати­стики библиотеки - вычислить читаемость, обращаемость, книгообеспе-ченность и пр. С этой программой мы вышли на Центральную городскую библиотеку, обрабатывали отчеты не только отдельной библиотеки, но и всей ЦБС города. На подготовку статистического отчета трудозатраты времени сократились более чем на 50 процентов.

«ЭВМ НАИРИ». Уже в тот период я предпринял некоторые шаги: через Москву приобрести «НАИРИ» для нашего факультета. Других-то машин типа компьютеров и не было. На исходе 1970-х гг. уже в Челябин­ске я все же нашел вариант приобретения «НАИРИ» - с баланса одного НИИ на баланс нашего института.

На исходе 1970-х гг. в институте было два класса технических средств (библиотечного факультета и КПР), две фотолаборатории. На их базе была организована секция технических средств и информатики на правах кафедры. В ее состав были включены следующие предметы: мате­матические методы библиотечной работы, основы естественных и техни­ческих наук, информатика и технические средства библиотечной и куль­турно-просветительной работы. Кафедра оказалась самой мощной в инсти­туте по материальному обеспечению: помещение для кафедры (208), 2 ка­бинета технических средств (209 и 44), две фотолаборатории, стационар­ная киноустановка с двумя постами, кинозал (ныне концертный зал им. Смирнова). К началу 1980-х гг. добавились компьютерные классы 3004 и 3005. Помимо типичных для кафедры задач, на нашу кафедру было возло­жено освещение жизни института средствами фотографии.

Что касается научной работы, то педагоги кафедры имели возмож­ность выступать с докладами на ежегодных научных конференциях, обра­зуя смешанную секцию. Одна из них в составе: Г. А. Гурьянов, А. Ф. Ор­лов, И. М. Удлер, В. С. Русанова - представители трех кафедр. Из серьез­ных научных работ было участие в экспедиции по памятным местам рево­люционных событий в горнозаводской зоне Урала (руководители Поскре­бышев - кафедра истории, Орлов - кафедра техсредств) и разработка дис-крипторного словаря АСУ научной библиотеки НИИ угольной промыш­ленности (А. И. Остапов, А. Ф. Орлов).

Несколько слов о студенческой научной работе. Педагоги кафедры ру­ководили курсовыми работами и дипломами студентов. Тематика их была связана с вопросами технизации и информатизации библиотек. Например: Т. А. Баландина (областная детская библиотека) - «Электрография. Сущ­ность, характеристика. Использование в библиотеках»; Таня Лихачева -«Проблемы автоматизации библиотек: состояние и перспективы»; Таня Кор-кунова - «Статистическая обработка данных библиотеки»; Наташа Харина -«Микрокалькуляторы в практике библиотек» и др. Особенностью работы в этом направлении было то, что защита работ проводилась на кафедре биб­лиотековедения. Это влияло и на отношение студента к работе, и помогало педагогам кафедры библиотековедения понимать сущность проблем ин­форматизации библиотек.

И последнее. В силу того, что кафедра была в основном мужской, нас активно использовали в хозяйственной жизни института: на сельхоз работы - мы, в Харлуши - мы. В те годы модно стало технизировать учеб­ные аудитории. Тон в этом задавал ЧПИ с его мощным потенциалом - ин­женерами, мастерскими. Тогда еще не было лазерных панелей. А прообраз ее уже был создан в ЧПИ. Он состоял из 20 телевизоров (5 по горизонтали и 4 по вертикали). На нем выводился единый кадр учебного материла. Это было восхитительно. Завораживало. И наше руководство старалось не от­стать в технизации. Ну и мы, - представители кафедры технических средств были привлечены к решению этих задач без финансовой поддержки. Метал­лические детали точили на единственном школьном токарном станке, что стоял в столярке. Имеющуюся аппаратуру ставили на кафедре (проекторы, киноустановка «Украина», магнитофоны). Таким образом «отехнизировали» 209, 44, 206, 49 аудитории. Попытались мы в кинозале реализовать систему «SURROUND» - круговое движение звука (как в московском панорамном кинотеатре «МИР»). Установили более 10 динамиков у сцены, у входа и по бокам зала. Проводку скрыли панелями. Пульт управления установили в ки­нобудке. Идей и инициативы у нас хватало. Приходилось даже штробить стены, чтобы спрятать проводку под штукатурку.

Один недостаток был у нашей кафедры: часто наши заведующие бы­ли не в русле наших учебных дисциплин. Свои курсы вели на других ка­федрах, приходили к нам, чтобы формально провести заседание кафедры и часто не отстаивали перед ректоратом интересы кафедры. Все это вызыва­ло неудовольствие в коллективе, отражалось и на работе кафедры. В конце концов А. П. Грай не вытерпел и ликвидировал нашу кафедру. Я вернулся на кафедру библиотековедения, Маслов и Жуланов - на кафедру КПР, Ос-тапов уехал в Краснодар, Ходзицкая ушла из института.

А я в 1995 г. ушел на пенсию. Но не порвал связи ни институтом, ни с центральной городской библиотекой им. А. С. Пушкина. В 2017 г. по случаю 100-летнего юбилея библиотеки мне была объявлена благодар­ность депутата Госдумы за многолетнее сотрудничество с библиотекой в сфере технизации и информатизации ее деятельности.

Источник: Музейный вестник / Челяб. гос. ин-т культуры; сост. Н. В. Овчин­никова. - Челябинск: ЧГИК, 2018. - Вып. 25. -188 с., [16] с. ил. ISBN 978-5-94839-644-6

Автор: А. Ф. Орлов

Прокомментировать

Рубрика Культура и искусство

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.