В 2018 г. исполняется 50 лет с момента создания Челябинского государственного института культуры. Собственно полвека для организации -это, наверное, детский возраст (достаточно вспомнить 100-летний юбилей нашего питерского «тезки»). История вуза - это, в первую очередь, истории людей, для которых странная аббревиация «ЧГИК» наполнена особым, зачастую глубоко личностным, смыслом. Для кого-то институт стал ступенью профессионального становления (в идеале), для кого-то был временным убежищем при переходе во взрослую жизнь. Несомненно, для большинства выпускников alma mater - пространство, в котором осуществлялись первые интеллектуальные, творческие, личные достижения.
Для меня институт стал не только этапом профессионального обучения, но прежде всего значимой частью жизни, местом и социального, и личностного становления и реализации.
После окончания средней школы в 1988 г. я подал документы на исторический факультет Челябинского университета. Но мотивация к учебе, видимо, иссякла еще в школе. Не поступив в университет, я отправился компенсировать свою недоученность трудовым опытом: сначала столяром на мебельной фабрике, затем дворником в ресторане «Охотничий» (были когда-то и такие предприятия на карте родного города). При всей относительности полученного трудового опыта он оказался чрезвычайно полезным с точки зрения реанимации желания учиться.
В 1989 г. я поступил на библиотечный факультет института культуры. В определенной степени выбор вуза для уже опытного абитуриента был случайным.
Имея возможность увидеть другие вузы Челябинска (в педагогическом и политехническом мы занимались в научном обществе учащихся, в университете - на подготовительных курсах), я ориентировался уже не столько на внешний антураж (всё было в то время примерно одинаково), сколько на содержание образования. Еще в школе в рамках профориентаци-онного тестирования я регулярно демонстрировал предрасположенность к системам «человек-человек» и «человек-книга». Задумываться же о более далекой перспективе - выборе профессионального пути - в то славное время общественной, политической, экономической турбулентности, особенно с учетом собственной социальной инфантильности как-то не получалось.
Уникальность библиотечного образования диктовалась сочетанием широчайшей гуманитарной составляющей (изучение истории и литературы содержательно и организационно соответствовало университетским курсам) и специальной профессиональной подготовки (общих и отраслевых библиографоведческих дисциплин, библиотековедческих курсов). Оценивая сегодня свой студенческий опыт, я понимаю, что мне повезло стать студентом в тот период, когда педагогический коллектив и вуза, и факультета достиг определенной «зрелости», сочетания авторитета, признания и уверенности старшего поколения, с одной стороны, и задора, поиска новых идей и смыслов молодыми преподавателями - с другой.
Стоит заметить, что поток у нас был довольно внушительный: на первый курс библиотечного факультета было зачислено 120 студентов. Из них лишь четыре молодых человека, а закончили только двое. Олег Рожков сегодня заведует отделом автоматизированных систем и информационных технологий Научной библиотеки ЮУрГМУ.
Очевидно, что период нашего студенчества выпал на относительное «безвременье», когда традиционные формы студенческой жизни уже отходили в прошлое, а новые пока не сложились. Нам еще повезло на 1-2 курсе ездить на обязательные сельхозработы по уборке картофеля в деревню Новое Курманово. Наверное, не стоит вслух вспоминать наш курмановский колхозный быт, порою было слишком сурово, но, безусловно, весело... Кстати, за ударный труд в сельхозкомпании 1990 г. я был удостоен права покупки по льготной цене стиральной машины «Чайка». Сие событие хоть частично оправдало в глазах моей мамы полуторамесячное отсутствие дома старшего сына.
Я не был «идеальным» студентом (если таковые и встречаются). Но в силу периодической минимизации познавательных усилий женской части группы, особенно в периоды устройства личной жизни, приходилось активно обозначать собственное присутствие в учебной аудитории. Иногда подобная активность приобретала и гротескные формы. Как-то итоговую контрольную работу по дисциплине «Библиотечные каталоги» я сдал, сопроводив титульный лист ремаркой «будущего гения библиотечной науки» (правда, допустив в ней орфографическую ошибку). В собственной политической биографии (было такое задание в курсе «Политология», заменившем в учебном плане «Историю КПСС») разбитый в школьные годы бюст Ильича (кому в голову пришло выставить гипсовую голову в учебной рекреации?) обозначил как практику крушения идолов уходящей эпохи, инициированную несознательными учащимися в далеком, 1983 г.
Я с теплотой вспоминаю свой опыт студенческого общения с педагогами библиотечного факультета: Исааком Григорьевичем Моргенштерном, Верой Акимовной Ермаковой, Татьяной Федоровной Берестовой, Надеждой Петровной Соболенко, Светланой Самсоновной Артамоновой, Лесей Васильевной Сокольской, Ириной Геннадьевной Белоглазкиной, Надеждой Дмитриевной Лапшиной, Людмилой Викторовной Ласьковой, Валентиной Ивановной Шумаковой, Галимой Садыковной Галиулиной, Лидией Алексеевной Головневой, Региной Александровной Гордеевой, Раисой Павловной Золотаревой, Татьяной Валентиновной Зайцевой... Со многими из них мне впоследствии представилась возможность вместе работать.
В ряду своих педагогов необходимо особо выделить Елену Ильиничну Коган и Наталью Николаевну Орлову. Из своего прекрасного «сегодня» приходится признать, что встреча с ними в институте (в разное время и в разных обстоятельствах) задала относительную безальтернативность моей будущности.
Так получилось, что с Еленой Ильиничной я познакомился позже своих однокурсников (будучи членом бригады стропальщиков, пришлось задержаться на сельхозработах на пару дополнительных недель). Маленькая рыжеволосая пожилая женщина с тростью не производила на студентов впечатление фундаментальностью научных положений или монументальностью своего образа. На первом курсе она преподавала будущим библиотекарям «Историю книги». При всей базовости этой дисциплины вчерашним школьникам было, наверное, сложно за перечнем издательских проектов и структур, статистикой книжного выпуска в разные исторические периоды вычленить для себя какие-то значимые компоненты профессионального знания. Но у Елены Ильиничны была уникальная особенность - персонифицировать свое повествование, рассказывая не столько о книге, сколько о людях, их создававших. Свою первую курсовую работу, посвященную истории уральской книжности, я естественно писал под руководством Е. И. Коган. Как и все последующие и, соответственно, дипломную работу.
Благодаря Елене Ильиничне, я очень хорошо узнал институт, точнее, его педагогов. В 1992 г. в рамках курсовой работы я со своими одногрупп-ницами составлял четвертый выпуск библиографического указателя «Труды преподавателей и научных сотрудников Челябинского государственного института культуры и искусств, 1987-1991 гг.». Составляя библиографические описания на опубликованные научные и учебные работы, систематизируя их, сверяя машинописный вариант с карточным массивом, мы не только подружились с нашим научным руководителем (приходилось много работать дома у Елены Ильиничны), но и «заочно» со многими преподавателями вуза.
1992 год оказался богат на значимые события в моей студенческой жизни, инициированные Еленой Ильиничной. Моя фамилия впервые появилась на страницах центрального профессионального журнала «Библиография», в статье, посвященной обсуждению на кафедре библиографии ЧГИК нового учебника «Библиографическая работа в библиотеке». А в феврале-марте я проходил практику в Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (г. Санкт-Петербург). Выбор базы практики был предопределен темой моей дипломной работы, посвященной библиографированию местных изданий и, естественно, предложенной Е. И. Коган. Кстати, во время практики, благодаря своему научному руководителю, я получил консультацию по своему диплому в Санкт-Петербургском институте культуры у Александра Васильевича Мамонтова, соавтора учебника «Краеведческая библиография».
Для своих коллег и студентов Е. И. Коган организовывала встречи в стенах ЧГИК с директорами БАН СССР В. П. Леоновым и ГПНТБ СССР И. М. Хариной, редакторами журнала «Советская библиография» А. Г. Глуховым и Г. А. Алексеевой, Ростиславом Николаевичем Здобно-вым - сыном знаменитого книговеда и библиографа Н. В. Здобнова, директором Музея музыкальной культуры в Москве.
В сентябре 1991 г. в роли ассистента кафедры библиографии практические и семинарские занятия в нашей группе начала вести Наталья Николаевна Орлова. Вчерашняя студентка с «правильным» бэкграундом (отличница, ленинский стипендиат, к слову, последний в истории института), председатель учебно-воспитательной комиссии факультета стала для студенток дополнительным «раздражителем». Молодой преподаватель старалась «сломать» привычную практику проведения групповых занятий, предлагая нам участие в непривычных деловых играх, конкурсах и викторинах.
Наталья Николаевна входила в «креатуру» Е. И. Коган. Подобно архитектору, Елена Ильинична выстраивала наше будущее, определяя темы курсовых и дипломных работ, отправляя на практику в библиотеки Санкт-Петербурга, убеждая в необходимости продолжения обучения в аспирантуре. Как раз когда я был на практике, Наталья Николаевна приезжала в Питер для консультации с А. В. Мамонтовым по теме своей будущей научной работы. Будущей, поскольку обучение в аспирантуре предполагало наличие двухлетнего педагогического стажа.
В мае 1993 г. Исаак Григорьевич Моргенштерн, в то время заведующий кафедрой библиографии, пригласил меня на беседу и предложил продолжить обучение в аспирантуре. Я, честно говоря, мало задумывался о скорых перспективах, но был уверен, что продолжение образования в мои планы не входило. И вновь Елена Ильинична скорректировала мои приоритеты.
В конце сентября 1993 г. она в буквальном смысле «отвезла» меня и Наталью Николаевну в Санкт-Петербург. Отправились мы в путь за две недели до начала вступительных испытаний, жили в квартире дяди Елены Ильиничны и, под ее чутким руководством, готовились к вступительным экзаменам, знакомились с питерским вузом, кафедрой общей библиографии и книговедения, коллегами и друзьями Е. И. Коган, «северной столицей». Столь тщательная подготовка плацдарма предопределила успешный исход всей кампании. Пока в столице России первый Президент разрешал когнитивный диссонанс во взаимоотношениях с парламентом посредством бронетанковой техники, мы успешно выдержали вступительные испытания и стали аспирантами СПбГАКИ.
Обучение в аспирантуре, подготовка и сдача кандидатских экзаменов, работа над диссертацией стали важной вехой профессионального и личного становления. Нам преподавали специальные дисциплины ученые и педагоги, с которыми до этого мы были знакомы лишь заочно, по их учебникам: Анатолий Николаевич Ванеев, Ирина Васильевна Гудовщико-ва, Инга Александровна Шомракова, Иосиф Евсеевич Баренбаум.
Значимым фрагментом нашей аспирантской жизни были библиотеки. Центральное место в работе, общении и даже досуге занимала Российская национальная библиотека (в прошлом ГПБ им. Салтыкова-Щедрина). Всегда переполненные общие читальные залы (иногда подолгу приходилось ждать свободного места или пристраиваться за стол «для докторов наук»), уникальный кабинет библиотековедения, в котором были любые издания профильной проблематики, заполненная дымом и интересными беседами курилка на первом этаже. Собственно, без этой библиотеки не состоялось бы моей научной работы.
У нас был один научный руководитель - кандидат педагогических наук, профессор Александр Васильевич Мамонтов, что создавало почву не столько для соперничества, сколько для взаимной поддержки. Представили мы свои кандидатские диссертации на обсуждение кафедры в положенный срок. Учитывая многоступенчатую практику обсуждения кандидатских диссертаций, итоговая экспертиза с заключением о допуске к защите заняла ограниченное время: порядка 20 минут на каждую работу.
Аспирантуру мы официально завершили 15 декабря 1996 г. С этого же дня заочно мы были приняты на должности старших преподавателей кафедры информации и библиографии Челябинского государственного института искусств и культуры. 4 февраля 1997 г. состоялась защита наших диссертаций в СПбГАКИ, 17 февраля мы уже приступили к работе, но уже на кафедре книговедения.
Как создавалась кафедра, лицензировался первый бакалавриат в нашем вузе (направление «книговедение»), мы знаем только из рассказов коллег. К моменту приезда в штате кафедры трудились пять педагогов: заведующая кафедрой - Наталья Олеговна Александровна, доценты кафедры Елена Ильинична Коган, Надежда Петровна Соболенко, старшие преподаватели Раиса Павловна Золотарева и Лидия Алексеевна Головнева. Для Натальи Николаевны включение в учебный процесс было мгновенным: уже на следующий день она приступила к занятиям. Мне же предоставили неделю для подготовки. И я до сих пор вспоминаю свою первую лекцию по курсу «История зарубежной книги», посвященную предпосылкам возникновения книгопечатания.
Осенью 1997 г. Елена Ильинична переехала на постоянное место жительства в США. Современные средства коммуникации сокращают расстояние, отделяющее сегодня нас от Учителя, но время ограничивает возможность достижения той планки, которую она задает своим примером. Она «подарила» нам Санкт-Петербург, наше профессиональное и (как оказалось) личное сегодня. С материнской заботой, опекая молодых ученых и педагогов, Елена Ильинична учила нас мыслить и искать, придавать своим идеям форму, достойную их содержания, реализовывать их. Дабы не зазнаваться, особенно придираясь к сегодняшним студентам, мы до сих пор храним испещренные ее замечаниями и пометами черновики собственных дипломных работ.
Первые годы нам приходилось учиться, по сути, вместе со студентами: разрабатывать новые дисциплины, отражавшие современную издательскую и книготорговую практику - менеджмент / маркетинг /, логистика в книжном деле. Стоит заметить, что и для большинства челябинских книжников данные составляющие профессиональной деятельности были в новинку. Происходил своеобразный слом профессионального сознания, в котором благоговейное отношение к книге сменялось стремлением к пониманию поведения покупателя. Собственно с этим вопросом книгоиздатели обращались и к нам. Тем более, когда в дипломах наших выпускников должно было значиться загадочное, но чрезвычайно заманчивое словосочетание «Книговед-маркетолог».
Мы активно знакомились с челябинскими издателями и книготорговцами. Еще в 1993 г., будучи студентом и выполняя свою дипломную работу, я посетил порядка 30 челябинских издательств. Спустя четыре года было удивительно увидеть вместо вчерашних кооператоров, печатавших большими тиражами жанровые романы, респектабельное издательство. Речь об издательстве «Урал ЛТД», впоследствии переименованном в «Ар-каим» (сегодня «Миллион меню»).
В разные годы круг нашего профессионального общения формировали Василий Августинович и Татьяна Августиновна Курбацких, Николай Федорович Болдырев, Игорь Семенович Розин, Александр Афанасьевич Золотов, Владимир Алексеевич Черноземцев, Татьяна Ивановна Лурье, Михаил Самуилович Гитис, Марина Владимировна Волкова и многие другие. Много и плодотворно мы сотрудничали с Юрием Михайловичем Жуком, генеральным директором ГУП «Челябинсккнига», Виктором Валентиновичем Большаковым, директором Южно-Уральского книжного издательства. Содержание и формы нашего взаимодействия с практиками были разнообразны: в октябре-ноябре 2000 г. студенты проводили исследование поведения покупателей книг в Челябинске, в 2001 г. кафедра подготовила электронное издание «Южно-Уральское книжное издательство. 1935-2000. Каталог книг». Очень часто специалисты ГУП «Челябинсккниги» становились участниками учебных занятий в качестве приглашенных экспертов. Студенты кафедры участвовали в Южно-Уральской книжной ярмарке, составляли справочник книготорговых предприятий Челябинска и области...
Жили интересно, местами весело, хотя порой и скромно. Собственно наше веселье традиционно было связано со студентами-книговедами, которые разрушали привычный образ студента библиотечного факультета. На рубеже тысячелетий на факультете была очень способная команда КВН. А их бесконечные репетиции пусть и не способствовали результативности учебы (закончили вуз все студенты), зато сложили две семейный пары. В начале 2000-х Наталья Орлова ввела новую традицию устраивать вернисаж творческих работ студентов факультета на третьем этаже 2-го корпуса. Мы выпросили старые стенды, обитые мрачным дерматином, и размещали на них поэтические, прозаические, художественные опыты наших студентов. Главным принципом этого вернисажа становилась смелость выставить свои работы, поскольку никаких редакционных ограничений, критериев отбора специально не вводили. Безусловно, это была самодеятельность, которую нельзя сравнивать с галереей «2 этаж» (мы были на третьем), и студентам предоставлялась только возможность быть увиденными и прочитанными.
Насчет скромности: моя зарплата в первый год, до момента утверждения диссертации, составляла порядка 30 американских «рублей». Как-то в один прекрасный день я вдруг неожиданно понял, что работаю в трех учреждениях и мне почему-то не хватает времени в сутках. Но, наверное, в это время вопрос материального вознаграждения не составлял приоритета. Я, помню, очень удивился (естественно, радостно), когда узнал, что мое сотрудничество с издательством имеет и финансовое выражение.
Приходилось нам принимать участие и в укреплении материальной базы вуза, и в обеспечении образовательного процесса учебной литературой. В 1998 г. на 30-летнем юбилее нашего вуза, ректор Магнитогорской консерватории А. Н. Якупов объявил о подарке в виде персонального компьютера. Высокая миссия транспортировки ценного дара из Магнитогорска в Челябинск была возложена ректором на мои совсем нехрупкие плечи. В следующем году мои экспедиторские навыки получили развитие в доставке уже двух компьютеров из Москвы. Более привычной и понятной была практика покупки профильной учебной и научной литературы в Московском университете печати. Передавая ее затем в Научную библиотеку вуза, мы клятвенно обещали каждый раз больше так не поступать (ввиду нарушений требований бухгалтерского учета и отчетности), но, вновь оказываясь в столице, напрочь забывали о своем обязательстве.
Вуз менялся. Может быть, с учетом нашего возраста, эти изменения для нас были не столь очевидны. В 1998 г. институт культуры и искусств был преобразован в академию культуры и искусства. Письмо Минкульту-ры России о переименовании института ректору принесли во время встречи со студентами-отличниками. Я был приглашен на эту встречу в качестве примера важности качественного обучения и визуализации одного из возможных его результатов. После оглашения Александром Петровичем Граем решения нашего учредителя я подумал, что пора переименовать остановку общественного транспорта на улице Свободы в «Дважды Академическую» (к своему стыду, подумал вслух). Безусловно, обретение нового обозначения - типа образовательного учреждения высшего профессионального образования - «академия» воспринимался нами как этап на пути к университетскому статусу.
Видоизменялся и факультет - помимо кафедры книговедения, в 1999 г. открылась кафедра информатики и документоведения (год спустя была лицензирована специальность «документоведение и документационное обеспечение управления»). В 2000 г. решением ученого совета академии было закреплено новое название факультета - факультет документальных коммуникаций, что в большей степени отражало перечень реализуемых образовательных программ. На новый качественный уровень вышла кафедра книговедения: в 2000-х гг. были лицензированы все направления, освоены все уровни профессионального образования специалистов книжного дела: 1997 г. - бакалавриат «книговедение» (с 2000 г. - «книжное дело»), 2002 г. -специальность «книгораспространение», 2003 г. - специальность «издательское дело и редактирование», 2006 г. - магистратура «книжное дело». Формирование полного цикла книговедческого образования было уникальным опытом для вузов Минкультуры России.
2002 г. стал переломным и в истории академии, и в нашей личной биографии. В мае ректором вуза был избран Владимир Яковлевич Руша-нин, проректор по науке педагогического университета, доктор исторических наук, профессор. Необходимость изменений ощущалась очень остро, правда, и настораживала неочевидность их результатов. Лично для меня знаком этих изменений стал слом потолка 4-го этажа второго учебного корпуса. Начался период кардинального переустройства вуза, тотального ремонта и строительства. Изменился не только внешний облик академии, но и, во всяком случае по собственным ощущениям, внутренний настрой ее обитателей.
Наталья Орлова, бессменный ответственный секретарь приемной комиссии академии с 1999 г., познакомилась с новым руководителем лишь после возвращения из командировки. И уже в мае был проведен первый «День открытых дверей» академии. В 2001-2002 гг. в академию зачислялось порядка 700 первокурсников, причем студентов-платников было порой в 2-2,5 раза больше, чем бюджетников. За пять лет, 1999-2003 гг., через приемную комиссию прошло более 2,5 тысяч студентов, и кампания каждого года требовала максимальных усилий не только по привлечению абитуриентов (в принципе, конкурс на творческие специальности был традиционно высок, поддерживало его и открытие новых образовательных программ), но, прежде всего, по организации вступительных испытаний, согласованию позиций выпускающих кафедр и экзаменационных комиссий. Навсегда врезались в память обозначения «Золотой фонд», «Неприкосновенный запас» для талантливых абитуриентов, успешно выдержавших творческие вступительные экзамены.
Работа в приемной комиссии, требовавшая не только соблюдения регламентированных процедур, но зачастую ежедневных нестандартных решений, постоянного общения с абитуриентами, их родителями, коллегами, подарила нам и круг единомышленников, друзей, без которых невозможно представить нашу академическую биографию. Наталья Васильевна Погоре-лова, Наталья Олеговна Александрова, Любовь Зиновьевна Маркова, Галина Борисовна Крыжановская, Татьяна Павловна Степанова, Зульфия Амуровна Абдрахманова. Наше общение не ограничивалось приемной «страдой», было множество приятных и грустных поводов для встреч и общения.
В октябре 2002 г. причина для собрания была радостной и в определенной мере долгожданной - официальное бракосочетание А. В. Штолера и Н. Н. Орловой. И вновь политическая история нашей страны сопроводила событие нашей личной биографии: мы отправились в отдел ЗАГС после сообщения об освобождении большей части заложников, захваченных в Театральном центре на Дубровке в Москве.
В сентябре 2003 г. в рамках выполнения гранта регионального конкурса РГНФ мы отправились в научную командировку в Москву и Санкт-Петербург. Результатом поездки стал не только необходимый материал, собранный в национальных библиотеках, но и договоренность о направлении в докторантуру Московского университета печати. Но в октябре 2003 г. планы кардинально изменились: по предложению ректора я согласился возглавить кафедру документоведения и музееведения (мало задумываясь о пределах собственной некомпетентности).
Кафедра обеспечивала реализацию двух образовательных программ: «Документоведение и документационное обеспечение управления» (с 2000 г.) и «Музейное дело и охрана памятников» (с 2003 г.). Просматривая отчеты кафедры, которые я составлял, будучи заведующим, понимаю, что главные вопросы в нашей работе относились к организации образовательного процесса, его учебно-методическому и кадровому обеспечению. Собственно штатных педагогов было немного: Татьяна Федоровна Берестова, Ирина Михайловна Баштанар, Наталья Сергеевна Мантурова, Маргарита Анатольевна Сафронова, Алла Вячеславовна Лушникова. При этом ученые степени были лишь у двух преподавателей, а профильного образования не было ни у кого.
Постепенно ситуация начала меняться. В 2005 г. доктором наук стала Т. Ф. Берестова, в 2004 г. защитила кандидатскую диссертацию М. А. Саф-ронова, в 2007 г. - А. В. Лушникова. Проблему профильности образования мы решали за счет приглашения на кафедру вчерашних выпускников: в 2005 г. преподавателем кафедры стала Алия Абубакирова, в 2006 - Вера Цветкова, Екатерина Гаврилова, в 2007 - Ольга Кувшинова.
В 2004 г. совместно с кафедрой отечественной истории мы выпустили первых 5 студентов-заочников, которым была присвоена квалификация «музеевед-педагог», в 2005 г. состоялся первый выпуск студентов-документоведов. Первый выпуск по новым для вуза образовательным программам сопровождался их обязательной аккредитацией. Фактически 2004-2005 годы были посвящены подготовке соответствующей документации, и кафедра документоведения и музееведения стала первой в вузе, аккредитовавшей свои образовательные программы по ГОС ВПО.
Но все же одной из главных проблем в это время был существенно возросший контингент студентов заочного отделения. В отдельные годы по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления» в институте заочного обучения (ИЗО) академии обучались до 700 студентов. Причем география академического присутствия была чрезвычайно широка: помимо Челябинской области, - Уфа, Екатеринбург, Сургут. Иногда создавалось впечатление, что на кафедре постоянно трудятся только заведующий и лаборант: педагоги регулярно находились в разъездах, приезжая в Челябинск порой лишь для пересадки на перроне вокзала. Забавно, что моя первая командировка по местам «компактного обучения» студентов-документоведов пришлась на первую годовщину счастливой (хочется верить, не только поэтому) семейной жизни и празднование 35-летнего юбилея almamater. И, сидя в гостинице Фершампенуа-за, в которой из-за внезапно наступивших холодов лопнули трубы отопления, укутанный даже в матрасы с кроватей, я с легкой завистью слушал по телефону рассказ супруги о торжественных юбилейных мероприятиях. Собственно, подумалось мне, у каждого свой вклад в общий праздник.
В 2006 г. для Наташи Штолер был крайний срок исполнения обязанностей ответственного секретаря приемной комиссии академии. Уверен, наградой за достигнутые показатели урожайности в приемной «страде» стало рождение в декабре 2006 г. дочери. Иногда я шучу, что Софья - ребенок, вскормленный студентами и воспитанный в академии. Возможно, ее стремление каждый раз оказаться на ежегодной фотографии выпускников продиктовано лишь желанием визуально напомнить родителям о своем существовании.
Уже осенью 2007 г. Наталья к своим материнским обязательствам добавляет и обязанности заведующего отделом качества, а в 2008 г. становится начальником УМУ академии.
В 2007 г. происходят существенные трансформации родного факультета, самого крупного в вузе и по контингенту студентов, и по числу реализуемых образовательных программ. В структуре академии создается Институт документальных коммуникаций (директор Татьяна Давыдовна Рубанова), в составе которого выделяется два факультета: информационных ресурсов и технологий (кафедры библиотечно-информационной деятельности, информатики; декан - Людмила Степановна Перчик), книжного бизнеса, документоведения и музееведения (кафедры документоведения и музееведения, книжного бизнеса; декан - А. В. Штолер). Помимо масштаба, очевидным основанием создания новой образовательной структуры стало объединение библиотечных кафедр. Данное решение диктовалось идеей концентрации соответствующих компетенций в одной выпускающей кафедре, но, безусловно, нарушало традиционный порядок.
Первое испытание на посту декана - проведение в ноябре 2007 г. в академии Уральской библиотечной ассамблеи «Национальная программа продвижения чтения: Уральский вариант». В ассамблее принимали участие более 400 библиотечных специалистов из Курганской, Оренбургской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, Пермском крае, Башкортостане и Удмуртии. Почетными гостями Ассамблеи были начальник отдела библиотек Управления культурного наследия, художественного образования и науки Федерального агентства по культуре и кинематографии Т. Л. Манилова, президент межрегионального центра библиотечного сотрудничества, председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Е. И. Кузьмин, руководитель Центра мониторинга отечественной культуры Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма Ю. А. Гриханов, сотрудники некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека» В. Д. Стельмах, О. А. Косарева.
В рамках конференции мне пришлось не только выступать с пленарным докладом, но и готовить круглый стол с челябинскими издателями, книготорговцами и библиотекарями: «Развитие партнерского взаимодействия в сфере книжного дела региона», составлять проект итогового документа форума. Но главной сложностью была все-таки внутренняя «логистика»: расселение гостей и участников, обеспечение их транспортом, ориентация в академии.
Собственно работа деканата в большинстве своем рутинна: организация учебного процесса, работа со студентами и их родителями, кафедрами и преподавателями. Мне было гораздо проще, чем другим деканам: я работал с самыми лучшими кафедрами академии, которыми руководили лучшие в академии (безусловно, на мой, сугубо субъективный взгляд) заведующие, - Наталья Олеговна Александрова и Алла Вячеславовна Луш-никова. Со стороны ректората нашим ангелом-хранителем выступала директор ИДК Татьяна Давыдовна Рубанова. Принцип «лучшие из лучших» не комплиментарная оценка, а мое личное ощущение: как декан я должен был администрировать действия заведующих, но я был и преподавателем каждой из кафедр, не только отвечал за организацию, но и непосредственно был вовлечен в учебный процесс.
В июне 2008 г. состоялся первый выпуск студентов по трем образовательным программам: специальностям «Издательское дело и редактирование» (25 студентов) и «Музейное дело и охрана памятников» (7 студентов); направлению подготовки (магистратура) «Книжное дело» (2 студента). По результатам итоговой аттестации были подготовлены необходимые документы для государственной аккредитации специальности «Издательское дело» и магистратуры. История с аккредитацией не обошлась без казуса: в документах стоимость обучения необходимо было указывать в тысячах рублей, а при заполнении указали в рублях. Удивлению чиновников Рособрнадзора не было предела: в провинциальном вузе студенты-издатели готовы платить 25 миллионов рублей за свое образование. Пришлось срочно готовить письмо в федеральное ведомство с обозначением ошибочной позиции и указанием правильного значения.
Практически весь 2008 г. целенаправленно велась подготовка к общеакадемической аккредитации: готовили учебно-методические комплексы по всем дисциплинам, составляли тестовые задания, уточняли учебные планы, проверяли расписание, документацию деканата и кафедр. Работа была проделана преподавателями огромная: в 2008-2009 учебном году произошло обновление репертуара УМК по дисциплинам, закрепленным за кафедрами факультета, на 90 %. По результатам комплексной экспертизы соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников, условий осуществления образовательного процесса требованиям государственных образовательных стандартов, проходившей в академии в феврале 2009 г., все специальности и направления факультета получили необходимые заключения экспертов, были аккредитованы.
В определяющей степени результативность работы и жизни факультета диктовалась качествами педагогического коллектива. Достаточно заметить, что к середине 2009 г. по уровню остепененности (более 82% штатных педагогов, 84 % -внутренних совместителей) факультет был одним из лидеров академии. В 2007-2009 гг. было защищено пять кандидатских диссертаций: 2007 - А. В. Лушникова, Е. А. Колесникова, 2008 -И. М. Баштанар, М. В. Кустова, 2009 - В. Д. Цветкова.
Основное внимание мы уделяли работе со студентами. Контингент факультета в 2007-2008 гг. превышал 460 человек, в 2011 уменьшился в два раза. Причины уменьшения объективны: переход на двухуровневую систему, отказ от специалитета, демография. Помимо базовых задач (профориентационная работа, движение контингента, общежитие, воспитательная работа, контроль успеваемости и посещаемости и пр.), новой формой стало взаимодействие с родителями. Знакомство с родителями студентов для деканата традиционно проходит в заочном режиме (безусловно, за исключением форс-мажорных обстоятельств). По инициативе и под чутким руководством директора ИДК Т. Д. Рубановой мы начали проводить родительские собрания (правда, только для родителей студентов 1-2 курсов). Причина и повод были относительно банальны: серьезные проблемы и с общеобразовательной подготовкой, и с самостоятельной работой, и с мотивацией на учебу, ориентацией на будущую профессию. При этом более половины студентов факультета учились на платной основе и большая часть из них работала. Именно тогда Татьяна Давыдовна, после долгих согласований, разработала и ввела процедуру составления индивидуальных графиков, хоть частично легитимирующих работающих студентов.
Искали мы и новые подходы к организации образовательного процесса, привлекая к преподаванию профессиональных дисциплин практиков, адаптируя обучение под трудовую «биографию» студентов. При открытии специальности «Музейное дело и охрана памятников» внешними совместителями кафедры стали сотрудники областного краеведческого музея, музея искусств Н. А. Ваганова, Н. П. Шабалина, Е. А. Чайко, Г. С. Трифонова). На кафедре книжного бизнеса в разные годы преподавали челябинские издатели: Татьяна Августиновна Курбацких, Владлен Борисович Феркель, Марина Владимировна Волкова, Евгений Владимирович Дрибинский. В 2009 г. мы предприняли эксперимент, направив группу студентов-книгораспро-странителей на работу в «Роспечать». Этот опыт оказался локальным: было сложно гармонизировать рабочий график студентов и учебный план, поддерживать мотивацию и студентов, и преподавателей...
Работа в должности проректора по научно-исследовательской и инновационной работе вуза в 2012-2016 гг. позволила приобрести не только важный профессиональный опыт, но и заставляла регулярно задумываться и о перспективах развития сферы высшего образования, и о внятности государственной политики в данной области, и о пределах собственной компетентности. Принципиально менялись подходы, методики и процедуры организации и осуществления научно-исследовательской работы вуза: в 2011 г. введен новый порядок формирования и деятельности диссертационных советов, в 2012 - подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, в 2013 -присуждения ученых степеней, присвоения ученых званий, в 2014 - деятельности докторантуры, формирования Перечня рецензируемых научных изданий, системы оценки результативности научно-исследовательской работы.
В этих обстоятельствах происходило ожидаемое сокращение числа защит диссертаций преподавателями и сотрудниками вуза, числа образовательных программ аспирантуры и контингента аспирантов. В 2012-2015 гг. было успешно защищено более 20 кандидатских диссертаций преподавателями и сотрудниками, но треть из них ушли из вуза.
Но нам удалось сохранить научно-исследовательскую инфраструктуру вуза: в 2013 г. лицензировали направление подготовки в ассистентуре-стажировке, в апреле 2014 г. открыли диссертационный совет Д 210.020.01, научный журнал «Вестник культуры и искусства» вошел в новую редакцию Перечня рецензируемых научных изданий, была введена система стимулирующих доплат за результаты научно-исследовательской деятельности. 40 преподавателей и сотрудников академии успешно прошли процедуру присвоения ученых званий доцента и профессора. В целом по академии доля педагогов с учеными степенями и учеными званиями в структуре штатного профессорско-преподавательского состава в 2015 г. составила более 84 %. Удалось сохранить высокие показатели публикационной активности профессорско-преподавательского состава: ежегодно более 500 публикаций, в том числе более 120 - в журналах из «Перечня ВАК».
Несмотря на внешние пертурбации и внутренние проблемы сделано было немало. И я должен выразить признательность своим коллегам - Елене Викторовне Швачко, Валентине Александровне Дроба, Вере Александровне Макарычевой, Ирине Анатольевне Бачуриной, Татьяне Юрьевне Катричевой, Юлии Павловне Ворониной, которые не только обозначали проблемы, ставили вопросы, но и ежедневно искали и находили пути и способы их решения, обеспечивая результативность научно-исследовательской работы академии.
Безусловно, на каждом этапе трудового пути в родном вузе оставались вопросы, которые предполагали, возможно, иные решения и действия. Но, ввиду относительности сослагательного наклонения в оценке предыдущего опыта, приходится признать, что это уже отправная точка новой истории, в которой предстоит действовать другим героям.
Более 20 лет личной и 15 лет семейной биографии - наш скромный вклад в историю almamater. Учитывая скорость происходящих изменений, я часто повторял: у нас нет прошлых заслуг, есть только новые задачи. Несколько перефразируя категоричность этой формулы, можно сформулировать ее иначе: масштаб достигнутого задает новый горизонт для движения вперед. И, будем надеяться, наш опыт окажется полезен в этом движении. При всей статистической невероятности хочется верить в собственное участие в последующем вековом юбилее Челябинского государственного института культуры.
Источник: Музейный вестник / Челяб. гос. ин-т культуры; сост. Н. В. Овчинникова. - Челябинск: ЧГИК, 2018. - Вып. 25. -188 с., [16] с. ил. ISBN 978-5-94839-644-6
Автор: А. В. Штолер