Научный потенциал ВУЗа

На должность ректора 22 марта 2002 г. был избран доктор историче­ских наук, профессор, проректор по научной работе Челябинского госу­дарственного педагогического университета Владимир Яковлевич Руша-нин. Сразу же в вузе оживились все стороны жизни коллектива.

В учебной работе расширялись формы внебюджетного обучения на дневном и заочном отделениях, появилась сеть представительств и филиа­лов. Был произведен большой объем капитального обновления всех корпу­сов и общежитий вуза, переоборудована типография, начались серьезные поступления в библиотеку, практически заново была создана информаци­онно-компьютерная система, начались обновления перечня специально­стей на всех факультетах. Но главное - из-за хронического недофинанси­рования научной деятельности более всего страдал кадровый потенциал вуза, доля профессорско-преподавательского состава со степенями и зва­ниями оставалась недостаточной для тех перспектив, которые были обо­значены в программе развития вуза на 2002-2007 гг.

За короткий период удалось удвоить количество специальностей в аспирантуре и вдвое увеличить ежегодный план набора. Успешно и ста­бильно работал диссертационный совет по теории и истории культуры под руководством доктора философских наук, профессора В.С. Цукермана. В ВАКе удалось согласовать открытие разового диссертационного совета по педагогике (13.00.05 - теория и методика и организация СКД) на 6 за­щит кандидатских диссертаций по этой специальности. 14 ноября 2002 г. состоялась презентация первого номера периодического научного журнала «Вестник ЧГАКИ», что активизировало публикаторскую деятельность профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и аспирантов. Это был первый в стране периодический научный журнал в отрасли.

Уже в конце 2002 г. стали инициироваться научно-творческие объе­динения перспективных научных направлений под руководством ведущих докторов и профессоров: Институт педагогических исследований (А. М. Баскаков), Международная школа высшего исполнительского мас­терства (В. В. Бычков), Центр чтения (В. Я. Аскарова), Институт культуры детства (Р. А. Литвак) и другие.

Ежегодно в вузе стали проводиться привлекательные актуальной те­матикой конференции, до двадцати в год. Все они сопровождались выхо­дом в свет сборников материалов и докладов. Ряд конференций и ныне ор­ганизуются в традиции названий, ставших своего рода брендами вуза («Молодежь в науке и культуре XXI века», Лазаревские чтения, Славян­ские научные соборы, «Природное и культурное наследие Урала» и др.).

Все они стали теперь подлинно международными с участием ино­странных гостей из Болгарии, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана, Си­рии, Греции, США, Германии и других стран. Многие конференции под­держивались Министерством культуры Челябинской области (например, «Природное и культурное наследие Урала»), грантами РГНФ (Славянский научный собор - 140 тыс. руб.), Комитетом по экологии и особо охраняе­мым территориям Челябинской области, национальными культурными центрами. Так, конференции «Природное и культурное наследие Урала» охотно принимали в Златоусте, где каждая школа имеет музей Великой Отечественной войны, где собраны свидетельства героизма златоустовцев на фронте и в тылу. «Площадками» конференций стали г. Пласт Челябин­ской области, отмечавший 100-летие промышленной золотодобычи; г. Кыштым, где существует самый первый созданный на Урале музей при старейшем металлургическом заводе.

Стали регулярными итоговые студенческие конференции, создан Совет НИРС. Студенты начали участвовать в конференциях в других го­родах и вузах по их приглашениям. Стали чаще выезжать для участия во внешних конференциях преподаватели и аспиранты. Вуз организовал мно­гообразные научные связи с библиотеками, вузами, краеведческими му­зеями, комитетами по экологии, национальными культурными центрами.

Коллектив преподавателей и студентов стал активнее участвовать не только во внешних конференциях и научных конкурсах. Были организова­ны ежегодные внутривузовские конкурсы научных и научно-методических работ, а ежегодно на Всероссийский конкурс вуз отправлял до 40 студен­ческих научных работ, большинство из которых получали самые высокие оценки.

Вузу удалось вдвое увеличить план набора в аспирантуру, вдвое расширить количество специальностей аспирантуры. Успешно работали два совета: по теории и истории культуры (председатель В. С. Цукерман) и разовый совет по педагогике.

Так постепенно вуз, совершенствуя свой научный потенциал, стал признанным эффективно действующим научно-исследовательским цен­тром в регионе и в стране.

Источник: Музейный вестник / Челяб. гос. ин-т культуры; сост. Н. В. Овчин­никова. - Челябинск: ЧГИК, 2018. - Вып. 25. -188 с., [16] с. ил. ISBN 978-5-94839-644-6

Автор: Н. Г. Апухтина

Прокомментировать

Рубрика Культура и искусство

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.