Так я назвала свои краткие воспоминания о работе в должности проректора по научно-исследовательской и концертно-творческой работе ЧГИК. Если представить условную периодизацию научной работы нашего вуза, я бы выделила следующие периоды.
Детство (проректор по учебной и научной работе А. И. Лазарев, 1968-1976; проректор по научной работе Ю. Г. Ястребов, 1976-1979): первые шаги вуза. Научная работа осуществлялась уже состоявшимися кандидатами наук, пришедшими в штат института, а также теми, кто имел задел на диссертацию, т. е. сформировал свои научные интересы в других вузах. Основной состав преподавателей, особенно художественных кафедр, осваивает образовательный процесс, робко присматривается либо откровенно противится необходимости заниматься наукой. Основные формы научной работы - вузовские конференции и работа над диссертациями, прежде всего тех преподавателей, которые обучаются в аспирантуре.
Юность (проректор по научно-исследовательской работе З. В. Сё-мочкина, 1979-1986). Научная работа обретает более четкую структуру; ведется активное планирование кандидатских и единичных докторских диссертаций тех, кто, по мнению ректората, готов к этой работе. Поощряется аспирантура в столичных вузах (Москва, Ленинград) для выпускников, оставленных в институте. Открывается НИС (1980, научно-исследовательский сектор) для проведения первых коллективных исследований на хоздоговорной основе и редакционно-издательский отдел (1983). Продолжается работа по вовлечению творческих (художественных) кафедр в научную деятельность, пока не очень успешная.
Молодость (проректор по научно-исследовательской и концертно-творческой работе Т. М. Синецкая, 1986-2002). Достигнуто реальное увеличение состава дипломированных специалистов, прежде всего - на творческих кафедрах. Освоено планомерное использование возможностей доцентуры без защиты диссертаций. Закрепляется традиция исследовательской работы в рамках хоздоговорных тем. Наблюдается активизация и расширение жанров публикаторской деятельности коллектива. Впервые вуз начинает работать на себя благодаря созданию собственной кадровой научной базы: в 1993 - открытие аспирантуры (заведующая аспирантурой - Т. А. Зыкова), в 1996 открытие ассистентуры-стажировки, в 1997 - первого диссертационного совета по культурологии (24.00.01 «Теория и история культуры» под руководством В. С. Цукермана; в 2000 - диссертационного совета по специальности 05.25.03 «Библиотековедение и библиографоведение» (председатель - Л. В. Астахова).
Особенность данного периода - руководство научно-исследовательской и концертно-творческой работой в одном лице. Это стало возможным в силу моей профессии музыковеда, поэтому представить возможности абсолютно разных кафедр как единую научно-творческую составляющую было несложно. Концертная работа четко делилась на два уровня: научно-творческая, которая записывалась в индивидуальный план, и прокатная продукция, которая отражалась в разделе «Концертная работа» и носила общественный характер. Этой работой занимался методист по концертной работе научного отдела Н. В. Талменева. Вторая половина нагрузки отражала новые и наиболее крупные творческие достижения -сольные исполнительские программы, студенческие спектакли, отчетные концерты творческих коллективов, балетмейстерская работа. Собственно говоря, мы с конца 1980-х гг. делали то, что лишь в конце 1990-х найдет отражение в соответствующих государственных документах - приравнивание данных видов работы к монографиям или иным научно-творческим достижениям. Такой подход обязывал преподавателей творческих кафедр поддерживать хорошую творческую форму, готовить ежегодно новые программы (что, в свою очередь, давало вузу огромные художественные накопления, в том числе - и для прокатной концертной деятельности.
Руководство научно-творческой работой - участок огромный, и рассказать даже кратко обо всем невозможно. Остановлюсь на двух позициях, которые органично дополняли друг друга.
1970-1980-е гг. - это период молодости коллектива, период творческого энтузиазма, желания работать. С самого начала, практически на всех кафедрах, были лидеры-профессионалы, настоящие знатоки своего дела: Б. Т. Уткин, Д. А. Гольдштейн, Е. И. Коган, В. А. Ермакова, И. Г. Морген-штерн, Л. П. Гальцева, Р. П. Ратникова, Е. Н. Алешко, Л. А. Ящинина, Л. Я. Рахлис, Р. Г. Гитлин, А. З. Рахмилевич, Т. Б. Нарская, И. М. Удлер. Несомненным центром притяжения был В. С. Цукерман. Яркий, харизма-тичный, энциклопедически образованный, имеющий профессиональное признание и авторитет в элитных научных кругах. Его влияние выходило за пределы кафедры и распространялось практически на все факультеты вуза. Он буквально влюбил многих из нас в социологию. Влюбил и силой своего убеждения, и своей книгой «Музыка и слушатель», и тем положением, которое занимала в вузе и межвузовском пространстве наша учебная социологическая лаборатория. Многие из нас начали осваивать социологические методы и применять их в собственных научных исследованиях.
Культивируются тематические научные конференции на библиотечном и культурно-просветительном факультетах. Есть историческая фотография со звездным составом гостей, среди которых - Моисей Самойлович Каган, Лев Наумович Коган, Вадим Михайлович Межуев, Юрий Рудольфович Вишневский, Светлана Николаевна Иконникова и др. Традиционной студенческой конференцией были Межвузовские студенческие социологические чтения, собиравшие солидный состав молодых исследователей из разных городов (Москва, Пермь, Самара и др.). На библиотечном факультете функционировало студенческое библиографическое бюро, созданное Еленой Ильиничной Коган. За время работы бюро было выпущено 30 библиографических пособий.
Процветают хоздоговорные исследования (руководитель НИСа -Татьяна Аскаровна Валецкая). Это исследования, заказчиками которых были официальные учреждения и организации Челябинска и других городов страны. Велись они практически на всех факультетах и на межвузовских кафедрах. Лидером по продолжительности исследования была М. А. Чулкина, которая с 1981 по 1996 г. выполняла заказ Министерства культуры РСФСР: находила и описывала материалы в свод памятников истории и культуры РФ (по Уральскому региону). Несколько тем разработано под руководством В. С. Цукермана. Свои темы были у музыкантов, у библиотечного факультета. Эта работа приучила к научной дисциплине, дала представление о финансовой ответственности, особенностях временной организации научной деятельности. Всегда присутствовала ответственность перед заказчиком, регулярно проводились промежуточные отчеты, а в конце делался фундаментальный заключительный отчет со всеми выкладками и обязательно - методическими рекомендациями заказчику по оптимизации того вида деятельности, который исследовался (каждый отчет - огромный том!!!). Иными словами - это всё была достаточно видная, внешне доступная работа, создающая пульс, атмосферу деятельности вуза. Но был и другой ее пласт.
Чтобы успешно осуществлять ту или иную деятельность, необходимо ее досконально знать, как, впрочем, и психологию коллектива, с которым работаешь. Коллективу нужно было постоянно развиваться в научном плане. Для того, чтобы понять общее состояние науки в вузе, мне нужно было знать каждого преподавателя, его планы и его возможности. Это знание давалось рутинной, но необходимой каждодневной работой. На больших бланках-таблицах вручную были сделаны персональные разделы каждой кафедры и каждого преподавателя. Там были выписаны все позиции научной работы (от тезисов - до крупных работ или художественных программ), которые тщательно изучались. Пришлось читать и все доклады с научных конференций и сравнивать их с планами. Постоянно вносились коррективы по мере изменения в планах преподавателей. Иными словами, примерно через два года работы в должности проректора я знала всё о каждом преподавателе и могла более уверенно разрабатывать стратегию и тактику научной деятельности вуза. Понимала, от кого можно ждать серьезных прорывов в ближайшее время, а кто дальше методической работы не продвинется, хотя и преподаватель хороший. Кто способен играть серьезные программы, кто - руководить исследованиями, кто имеет уникальный практический опыт для учебного пособия. Из этого объема данных вытекали наши встречи с заведующими кафедрами, отдельными преподавателями. К ним я готовилась детально, не только слушала предложения, но и сама могла предлагать варианты помощи в каждой конкретной ситуации. Дело пошло быстрее. В убеждении заниматься научной работой, не откладывая, помогал и личный опыт. Хотя он и не особенно приятный, но, как оказалось, был весьма полезным. Дело в том, что Поликарп Васильевич Сапронов пригласил меня на работу в должности доцента и заведующей кафедрой истории и теории музыки. Было лестно и приятно до тех пор, пока в конце учебного года меня не пригласили в отдел кадров, чтобы расписаться в приказе... об увольнении. «Как? - воскликнула я. - За что?». Оказалось, что я принята по приказу ректора и по закону высшей школы, этот приказ действителен год. А затем меня увольняют и вновь принимают на один год. Было очень неприятно. Казалось, что я кого-то обманываю, занимаю чужое место, что я никакой не доцент. Так продолжалось три года, а затем я попросила ректора, Поликарпа Васильевича Сапронова, снять с меня это липовое звание и назначить на должность старшего преподавателя. В этой скромной должности я и проработала заведующей кафедрой вплоть до 1980 г., пока не защитила кандидатскую диссертацию. А в ученом звании доцента была утверждена ВАК только в 1982 г. Эта история, которую я прочувствовала «кожей», помогала мне убеждать своих коллег на затягивать подготовку диссертации или накопление иных достижений, чтобы не попадать, как я, в ложное положение. На основе личных встреч с преподавателями нередко делалась коррекция планов работы, брались под особый контроль крупные проекты. Убеждена в том, что руководитель должен быть твердым, требовательным. Но только в том случае, если он способен сформировать, открыть перспективу тому или иному преподавателю, предложить варианты достижения результата. Эта, не видная глазу работа, на самом деле была главной, так как помогала весь механизм сделать работающим планомерно, без осечек и явных срывов. И результаты не заставили себя ждать. Но и осечки, и срывы были, так как жизнь вносила свои коррективы, которые, оказывается, тоже надо было предвидеть. Мало было что-то создать, открыть, добиться. Важнее было это удержать, позаботиться о запасе прочности. Например, вскоре после открытия совета библиотечного факультета, который мы рассматривали как большое достижение, ко мне пришел И. Г. Моргенштерн и сказал, что это был преждевременный шаг, что обеспечить плановую защиту Совет не сможет, что правильнее было оставить защиты и присутствие наших ученых в других советах. А своей победой и гордостью считаю тот факт, что наши преподаватели, достигнув статуса доцента, навсегда оставались действующими научными работниками, исследователями, творческими личностями; не прекращали писать и публиковать крупные работы, создавать интересные творческие проекты, что, в свою очередь, выводило их на профессуру. И сегодня мы с гордостью называем эти имена, нашу именитую профессуру, которой гордимся как бесценным золотым фондом. Среди них - Вячеслав Анатольевич Петров, Виктор Григорьевич Лебедев, Николай Никитич Малыгин, Борис Петрович Потеряев, Галина Семёновна Зайцева, Тамара Борисовна Нарская, Виктор Иванович Панфёров, Лира Ивановна Шутова, Любовь Дмитриевна Ивлева, Наталья Григорьевна Ерёмина и другие, воспитавшие уже новые поколения дипломированных специалистов.
В заключение хочу сказать, что всегда дорожила тем кадровым составом, который был в научном отделе. Это был компактный состав, где за направление отвечал, по сути, один человек. Социологическая лаборатория (Светлана Ивановна Глущенко), НИС (Татьяна Аскаровна Валецкая), аспирантура и ассистентура-стажировка (Татьяна Александровна Зыкова + все наградные дела), РИО (Валерия Ивановна Антонова), методист по научной работе (Надежда Ивановна Манторова - при ее непосредственном участии был создан методический кабинет), концертное бюро (Надежда Владимировна Талменева), помощники (Наталья Леонидовна Куцик, Татьяна Алексеевна Жолобова). Им навсегда от меня - огромная профессиональная и человеческая благодарность.
Источник: Музейный вестник / Челяб. гос. ин-т культуры; сост. Н. В. Овчинникова. - Челябинск: ЧГИК, 2018. - Вып. 25. -188 с., [16] с. ил. ISBN 978-5-94839-644-6
Автор: Т. М. Синецкая