В результате новых археологических исследований поселения и некрополя Шахтахты получены новые данные по эпохе поздней бронзы и раннего железа Нахчывана. Уточнены некоторые детали гончарного ремесла, в частности семантики, мотивов росписи сосудов и погребального обряда.
Впервые была полностью изучена стратиграфия памятника. Толщина культурного слоя поздней бронзы и раннего железа составляет 1,65 м. В нем обнаружены розовоглиняная и серогли-няная керамика, металлические изделия и остеологические останки. Было определено, что почти все постройки поселения четырёхугольные и построены исключительно из камня. Строительные комплексы состоят из жилых, хозяйственных и подсобных помещений. В середине жилых помещений обычно расположены очаги, а в хозяйственных и подсобных помещениях - хозяйственные ямы. Под развалинами камней обнаружены фрагменты керамики и остеологические останки. Выявленные строительные комплексы в поселении Шахтахты позволяют высказать определенное мнение об архитектурном стиле и строительной технике строений цитадели.
В результате сопоставления археологических находок из поселения Шахтахты и некрополя, их сравнительного анализа получены интересные результаты. На обширной территории некрополя Шахтахты (около 10 га) обнаружены, в основном, погребения типа каменных ящиков, в большинстве случаев окруженных кромлехами в виде правильных концентрических кругов, размеры некоторых иногда достигают 30 м в диаметре.
Изучены более 30-ти курганов Шахтахтинского некрополя, но ни в одном из них не обнаружено останков человеческого захоронения с сопутствующим инвентарем.
Как известно, одиночные кенотафы встречаются во многих могильниках Азербайджана. В отличие от них, в Шахтахтинском могильнике этот обряд захоронения носит массовый характер. По этому поводу имеются высказывания многих исследователей. Мнения о том, что погребения без человеческих останков являлись «временными», «запасными» или «поминальными» в честь погибших на чужбине или увезённых в плен, не аргументированы и вызывают вопросы.
Сравнительный анализ керамики подтверждает мнение А.К.Алекперова о том, что семантика и мотивы росписи на Шахтахтинских сосудах существенно отличаются от семантики и мотивов росписи сосудов из других синхронных памятников Нахчывана, в частности, Кызылванкского.
В этом же регионе, на территории с. Карабаглар обследован некрополь, половина которого состоит из погребений без человеческих останков, во второй половине погребений обнаружены скелеты в скорченном виде. Это указывает на одновременное сосуществование разных религий на одном поселении.
По нашему мнению корни Шахтахтинского погребального обряда нужно искать не в этническом различии, а в религиозной принадлежности шахтахтинцев.
Комплексное изучение Шахтахтинских памятников позволит решить многие проблемы На-хчыванской археологии эпохи поздней бронзы и раннего железа.
Агаев Г. Азербайджан