Особенности Шахтахтинских памятников

В результате новых археологических исследований поселения и некрополя Шахтахты полу­чены новые данные по эпохе поздней бронзы и раннего железа Нахчывана. Уточнены некоторые детали гончарного ремесла, в частности семантики, мотивов росписи сосудов и погребального обряда.

Впервые была полностью изучена стратиграфия памятника. Толщина культурного слоя поздней бронзы и раннего железа составляет 1,65 м. В нем обнаружены розовоглиняная и серогли-няная керамика, металлические изделия и остеологические останки. Было определено, что почти все постройки поселения четырёхугольные и построены исключительно из камня. Строительные комплексы состоят из жилых, хозяйственных и подсобных помещений. В середине жилых по­мещений обычно расположены очаги, а в хозяйственных и подсобных помещениях - хозяйствен­ные ямы. Под развалинами камней обнаружены фрагменты керамики и остеологические останки. Выявленные строительные комплексы в поселении Шахтахты позволяют высказать определенное мнение об архитектурном стиле и строительной технике строений цитадели.

В результате сопоставления археологических находок из поселения Шахтахты и некрополя, их сравнительного анализа получены интересные результаты. На обширной территории некрополя Шахтахты (около 10 га) обнаружены, в основном, погребения типа каменных ящиков, в большин­стве случаев окруженных кромлехами в виде правильных концентрических кругов, размеры не­которых иногда достигают 30 м в диаметре.

Изучены более 30-ти курганов Шахтахтинского некрополя, но ни в одном из них не обнару­жено останков человеческого захоронения с сопутствующим инвентарем.

Как известно, одиночные кенотафы встречаются во многих могильниках Азербайджана. В отличие от них, в Шахтахтинском могильнике этот обряд захоронения носит массовый характер. По этому поводу имеются высказывания многих исследователей. Мнения о том, что погребения без человеческих останков являлись «временными», «запасными» или «поминальными» в честь погибших на чужбине или увезённых в плен, не аргументированы и вызывают вопросы.

Сравнительный анализ керамики подтверждает мнение А.К.Алекперова о том, что семанти­ка и мотивы росписи на Шахтахтинских сосудах существенно отличаются от семантики и мотивов росписи сосудов из других синхронных памятников Нахчывана, в частности, Кызылванкского.

В этом же регионе, на территории с. Карабаглар обследован некрополь, половина которого состоит из погребений без человеческих останков, во второй половине погребений обнаружены скелеты в скорченном виде. Это указывает на одновременное сосуществование разных религий на одном поселении.

По нашему мнению корни Шахтахтинского погребального обряда нужно искать не в этниче­ском различии, а в религиозной принадлежности шахтахтинцев.

Комплексное изучение Шахтахтинских памятников позволит решить многие проблемы На-хчыванской археологии эпохи поздней бронзы и раннего железа.

Агаев Г. Азербайджан

Прокомментировать

Рубрика Археология, Этнология, Фольклористика

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.