Археологические раскопки в городище Галатепе

Мильско-Гарабагская археологическая экспедиция в июле-августе 2008 года, наряду с про­ведением разведочных работ, приступила к раскопкам в многослойном поселении Галатепе.

Городские развалины Галатепе находятся в 4 км северо-западнее от деревни Салманбейли Агджабединского района, на естественной возвышенности, имеющей стратегическое значение и расположенной на пересечении Гаргарчая и древнего Гявурарха. На самом высоком месте холма -в ее северо-западной части толщина культурного слоя достигает 25 м. По внешнему виду Галатепе делится на две части: цитадель с территорией приблизительно в 2 гектара и внешний город, зани­мающий более 7 гектаров. Цитадель находится на более высокой части холма и с северо-востока окружена Гявурархом, с северо-запада - широким руслом Гаргарчая, а с других сторон - рвом. Можно предполагать, что вход в крепость с юго-восточной стороны осуществлялся посредством моста.

Поблизости от Галатепе находятся некрополь, состоящий из кувшинных погребений, знаме­нитые Учтепинские курганы, многослойное поселение Янтепе. Эти памятники и ранее привлекали внимание исследователей (Е.Реслер, А.А.Иессен, Г.М.Ахмедов и др.). В 1974 г. Ф.Османов зало­жил разведочный шурф на Галатепе, в результате чего обнаружил следы гончарной печи, также образцы раннесредневековой керамики. По мнению учёного, жизнь на этом памятнике продолжа­лась с энеолитического периода до позднего средневековья.

Территория, на которой расположено Галатепе, в античный период и раннее средневековье входила в провинцию Утий Кавказской Албании. Эта область, находившаяся на правом берегу Куры, на западе простиралась до Иберии, а на юге и востоке граничила с другими областями Алба­нии, Арцахом и Пайтакараном. Античный греческий географ Страбон упоминает города Айниану (или Эниан) и Анариаку, входившие в провинцию Утий (Strabon, XI, 7, 1).

Город Айниана в сочинениях арабских авторов IX-X веков (Ибн Хордадбех, Истахри, Мугад-деси и др.) называется «Юнан». Побывавший накануне монгольского завоевания в Азербайджане и описавший находившиеся здесь поселения Йагут аль-Хамави в своем произведении «Муджам аль-булдан» («Алфавитный перечень страны») пишет, что Юнан - это местность в семи фарсахах от Барды, от нее до Байлакана 7 фарсахов (VIII, 531).

Во время проведения в середине ХХ века широкомасштабных археологических раскопок в Мильской степи некоторые исследователи (И.Джафарзаде, Е.Пахомов и др.) попытались локали­зовать место города Юнан. А З.Ямпольский, анализировавший сочинения древних и средневеко­вых авторов, написал статью о городе Юнан (МИА СССР, №67, М.-Л., 1959, с. 366-369).

Нами было решено приступить к раскопкам в Галатепе с его северо-западной, самой высо­кой части. Участок, выбранный для раскопок и находившийся в северо-восточном-юго-западном направлении, имел размеры 10х5 м и был разделен на восемь квадратов по 2,5х2,5 м. В верхнем слое этого I раскопа толщина культурного слоя равнялась 0,7 м. Здесь в основном были выявлены строительные материалы, состоящие из осколков сероватого обожженного кирпича, редкие образ­цы глазурованной и неглазурованной керамики, относящиеся к IX-X векам, кости крупного и мел­кого рогатого скота. В VI и VIII квадратах была обнаружена часть пола, находившаяся на глубине 65-70 см. В сооружении этого пола толщиной в 20 см были использованы глина белого и красно­ватого цвета, мелкие обломки туфа, а потом на него была нанесена штукатурка из алебастра. В верхнем слое были найдены каменная бусина сероватого цвета, обожженные кирпичи размерами 30х30х6 и 20х20х5 см (на одном из них пальцем проделана дугообразная вмятина), обломки частей корпусов неглазурованных керамических сосудов, многочисленные образцы производственного шлака. В I, II и IV квадратах на глубине 1 м были обнаружены три впускных погребения. Можно предполагать, что эти мусульманские погребения, не имеющие никакого наземного признака и по­гребального инвентаря, относятся к позднему периоду средневековья.

После расчистки верхнего культурного слоя на трёх краях раскопок была выявлена кладка из сырцового кирпича. Размеры этих кирпичей, известных среди народа под названием «айы баласы» («медвежонок»), - 50-55х50-55х15-17 см. А на северо-западной части раскопа обнаружены остат­ки стен из сырцового кирпича. Были выявлены 14 рядов кладки (до глубины в 3,6 м) этой стены шириной в 1,5-1,6 м и высотой в 2,2 м. Несомненно, что в этом случае речь идёт о крепостной сте­не. Интересно, что в 0,6 м левее этой стены, на стороне Гаргарчая, обнаружена ещё одна стена. Ее ширина достигает 1 м, она возведена из кусков туфа с примесью глины и алебастра. Пространство между стенами заполнено землей. Таким образом, общая ширина трехслойной крепостной стены, выявленной на протяжении 10 м на северо-западной стороне первого раскопа, доходит до 3,2 м.

На северо-восточной стороне раскопа, начиная с верхнего слоя - с глубины в 70-80 см, об­наружена стена из сырцового кирпича высотой в 1,8 м, состоящая из 12 рядов кладки. Эта стена продолжается до участка, застеленного сырцовым кирпичом на глубине 2,6 м. Предназначение этого пола площадью в 3х4 м вызывает большой интерес. В его центре имеется участок длиной в 1 м, шириной в 0,8 м, на котором ясно прослеживаются следы тростника. Можно предполагать, что это сооружение являлось сторожевым пунктом. Перед ним обнаружено большое количество ко­стей домашнего скота. Рядом с описываемой поверхностью явно наблюдается дверь, открываемая с центра IV квадрата вовнутрь поселения, высотой в 1,8 м и шириной в 1 м. Следы такой же двери находятся и в юго-западной стене.

Можно было предполагать, что II культурный слой завершался кирпичной поверхностью («сторожевым пунктом»). Но в ходе продолжения работ на раскопе было выяснено, что кирпичная кладка продолжается вглубь.

В культурном слое раскопа, начиная с глубины в 1 м и до 3,6 м, вскрыты кости различных домашних животных, куски обгоревшей древесины, обожженного и сырцового кирпича, образцы выработок гончарного ремесла. Остатки материальной культуры больше встречаются на 3-хметро-вой глубине. Два образца относятся к каменным изделиям. В верхней части одного из них с обеих сторон наблюдаются искусственные углубления, но сквозной дыры в камне не имеется. Следы на этом плоском, длиной в 9,5 см орудии, также на другом образце из булыжника, показывают, что ими пользовались в качестве скребка.

Что касается образцов керамики, то следует отметить, что большая их часть является фраг­ментами боковых стенок сосудов разных размеров и не позволяет определить их форму. Пока выявлено несколько образцов, помогающих определить период культурного слоя. Два из них явля­ются обломками сосудов сероватого цвета с короткими сливами. На одном из них имеется налеп-ное изображение в виде глаз. Подобные образцы относятся к античному и раннесредневековому периодам. Три образца крашеной керамики перекликаются с материальной культурой эллинисти­ческой эпохи.

Первичные исследования, проведенные на многослойном поселении Галатепе, позволяют отнести верхние слои этого памятника к античному, раннесредневековому периодам и к IX-X ве­кам.

Автор: Алиев Т., Бабаев Ф. Азербайджан

Прокомментировать

Рубрика Археология, Этнология, Фольклористика

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.