Орудия труда из памятников эпохи бронзы и раннего железа в Ордубадском районе

Ордубадский район расположен на территории Нахчыванской АР, на левом берегу реки Араз. В бассейне реки Гиланчай, которая протекает через территорию этого района, зафиксирова­ны такие древние поселения и некрополи, как Шому-дере, Мардан-гёл, Мунджуглу-тепе, Сумба-тан, Пловдаг, Пловтепе, Халы-Кешан и др., относящиеся к тысячелетиям до н.э. В селах Тиви, Бист, Несирваз и др. были исследованы поселения и некрополи Демийелер, Гумлуг, некрополь Деребадар, относящиеся к периоду поздней бронзы - раннего железа (4:49-50). Территория вдоль верхнего течения Гиланчая была местом летнего пастбища земледельческо-скотоводческих племен древнего Нахчывана.

В Ордубадском районе больше всего орудий труда выявлено на поселениях эпохи бронзы. Кроме того, орудия труда обнаружены на территории древних могильников и вне поселений. Ору­дия труда из поселения Пловдаг, в основном, каменные. Они состоят из зернотёрок, каменных топоров и пряслиц. Среди пряслиц имеются и глиняные.

Каменные орудия труда из поселения Сумбатан состояли из двух пряслиц и топора, одно орудие изготовлено из глины.

На поселении Гумлуг выявлены фрагменты больших и малых зернотёрок разной величины из серого туфа. Их основание овальное, верхняя плоская часть со следами использования. Поверх­ность некоторых орудий ладьевидной формы (4).

Орудия труда из погребальных памятников в основном изготовлены из кремня и обсидиана. В могильнике № 3 Мардангёльского некрополя выявлены кремневые орудия. Одно из них прямоу­гольной формы с зубчатым выступом. Поверхность двух других орудий имеет трещины (табл. рис. 1) (3, табл. LXXI).

В могильнике № 2 Халыкешанского некрополя выявлена пряслица из белого камня (3:12, табл. V).

В могильнике Пловдагского некрополя найдено единственное орудие труда - кремневый нож. В могильнике № 2 Демийелерского некрополя найден точильный камень.
Как видно, орудия труда из памятников эпохи бронзы в Ордубадском районе, изготовлены в основном из камня. На поселениях обнаружены орудия труда из туфа, речного камня (галечников), обсидиана, состоящие из зернотёрок, терок, секачей, каменных топоров, точилок и пряслиц. Сре­ди пряслиц встречаются и глиняные. Каменные орудия труда, используемые в быту и хозяйстве, выявлены на всех памятниках Азербайджана эпохи средней бронзы, поздней бронзы и раннего железа (5: 47-64).

Орудия труда из некрополя Хараба-Гилан представлены ножом, каменной пряслицем и то­чильным камнем, изготовленными из зубчатых и осколочных обсидиана и кремня. Обсидиановые и кремневые орудия, оружие эпохи бронзы были широко распространены в быту и хозяйстве древ­них племен Азербайджана. Аналогичные материалы встречаются и в памятниках эпохи бронзы Южного Кавказа. Самые большие месторождения обсидиана обнаружены в верхнем течении реки Тер-Тер, в горах Кельбаджара (5:63), а также близ села Сейфели Шамкирского района. Месторож­дения обсидиана в Нахичевани имеются на территории Велидага в Садаракском районе.
В.И.Авдиев писал, что «таким образом, обсидиан экспортировался на Древний Восток и в первую очередь в Переднюю Азию из Кавказа, который был очень богат обсидианом и имел его производство» (1:6).

Зернотерки. Зернотерки, найденные в основном в поселениях, были самыми распростра­ненными орудиями труда в эпоху бронзы. Зернотерки ладьевидной формы из поселений Ордубада состоят из двух камней: нижнего (вал зернотерки, доски) и терки (табл. рис. 2).

Каменные орудия Пловдагского поселения состоят из зернотерок и топоров. Зернотерка се­рого цвета, имеет длину 30 см, высоту 7 см. Зернотерки и терки, обнаруженные на памятниках Нахичевани эпохи бронзы, также имеют ладьевидную или продолговатую форму. У ладьевидных зернотерок, обнаруженных на Кюль-тепе II, концы, по сравнению с серединной частью, несколько вытянуты, а у зернотерок овальной и продолговатой формы нижняя часть плоская, верхняя же -выпуклая. Они изготовлены из серого и черного туфа. Аналогичные зернотерки найдены также в Мингечауре (2:159, т. XLIV), в поселениях Узерлик-тепе, Уч-тепе и Кара-тепе (Карабах) (5:47-69). Только в поселении Уч-тепе найдено более 50 зернотерок.

Длина каменного топора, найденного в Пловдаге, составляет 10,5 см, высота - 4,5 см. На территории Нахичевани, на Кюль-тепе I и II, Шахтахты, Баба-тепе и на многих других памятниках также обнаружены каменные топоры.

Пряслица. На археологических памятниках эпохи бронзы Ордубадского района обнаруже­ны каменные и глиняные пряслица. Они найдены как в могильниках, так и в поселениях. Пряслица круглой формы имеют выпуклую верхнюю сторону и плоскую нижнюю. В центральной части имеется сквозное отверстие для веретена (табл. рис. 3). Пряслица найдены в Шамкире, в Минге­чауре (2:159, т. XLV), в Хачбулаге (6:105), в Узерлик-тепе (5, таб. 26) и др. Они изготовлены из разных материалов: камня, глины, кости и широко использовались в ткачестве.

Пряслица из Пловдага, изготовленные в основном из камня и глины, отличаются весом и диаметром. Считаем, что частые находки пряслиц в поселении Пловдаг указывают на то, что, на­ряду с земледелием и скотоводством, племена, проживавшие на этой территории, занимались так­же и ткачеством.

Орудия труда из памятников эпохи бронзы и раннего железа в Ордубадском районе

Бронзовые щипцы. У бронзовых щипцов, найденных в Демиелерском некрополе (табл. рис. 4), а также на других погребальных памятниках Азербайджана, поверхность гладкая. Но на поверхности щипцов, найденных в Грузии и Южной Осетии, выгравированы геометрические ор­наменты, изображения фантастических животных и змей. Бронзовые щипцы появились на терри­тории Кавказа в XIII - XII вв. до н.э. и продолжали использоваться в быту до X - VIII вв. до н.э. (6:105).

Бронзовые щипцы, изготовленные из тонких пластинок, известны и из других синхронных памятников Азербайджана: Кедабек, Шамкир, Мингечаур, (2:93, т. XLV), Хачбулаг (6:179), а так­же из памятников эпохи бронзы Кавказа: Есери в Грузии (7:152-163), Дилижан в Армении, посе­ление Сержен-Юрт.
Некоторые исследователи выдвигают версию о том, что бронзовые щипцы использовались в качестве инструментов в косметологии, другие считают их инструментами, применявшимися в древней хирургии. Х.П.Кесаманлы более достоверным считает предположение о применении этих бронзовых щипцов в хирургии (6:105).

Литература:

  • Авдиев В.И. Кавказ и Древний Восток // ВМГУ, 1948, № 4,
  • Асланов Г.М., Ваидов Р.М., Ионе Г.И . Древний Мингечаур. Б.,1959.
  • Асланов Г., Ибрагимов Б., Кашкай С. Древние некрополи Хараба-Гилана. Баку, 2002.
  • Бахшалиев В.Б. Новые археологические исследования в Ордубадском районе. «Археология, Этнология, Фольклористика Кавказа», Тбилиси: 2007.
  • Джафаров Г.Ф. Азербайджан в конце IV - начале I тысячелетия до н.э. Баку, 2000 (на азерб.языке).
  • Кесаманлы Г.П. Археологические памятники эпохи бронзы и раннего железа Дашкесанского района. Баку, 1999.
  • Куфтин Б.А. Материалы к археологии Колхиды. Тбилиси, 1979, т. I.

Автор: Алиев Э. Азербайджан

Прокомментировать

Рубрика Археология, Этнология, Фольклористика

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.