Обряд захоронения в кувшинах охватывает более, чем тысячелетний период истории Азербайджана, начинаясь с Ахеменидского периода и заканчиваясь ранним средневековьем. В этот период в связи с дальнейшим развитием общества появляется и усиливается первое устойчивое государственное образование на территории Северного Азербайджана - Кавказская Албания. В Албании сформировалась своеобразная культура, которая, хотя и испытывала на себе влияние соседних стран, тем не менее, опиралась на местные корни и традиции. Бурные события эллинистической эпохи оставили в истории Кавказской Албании глубокий след, в том числе, и в сознании албанцев, что привело к некоторым изменениям в их мировоззрении и повлияло на культуру и традиции албанцев.
В это время перемены происходят и в погребальных обрядах, являющихся одной из составных частей этих традиций. Некоторые погребальные обряды выходят из употребления и уступают место новым обрядам. Но на фоне всех перемен население Албании продолжает хоронить своих покойников в кувшинных погребениях. Обряд погребения в кувшинах, развиваясь, охватывает почти всю территорию страны и, достигнув самого высокого уровня своего развития во II в. до н.э. - II в. н.э., становится одним из основных погребальных обрядов среди населения. Но и в следующие периоды албанцы, придерживающиеся языческих верований, наряду с другими старыми обычаями, также исполняли обряд погребения в кувшинах. Этот обряд прекратился лишь после вхождения Албании в состав теократического государства - Арабского халифата и принятия большинством албанцев исламской религии.
Население, хоронившее покойников в кувшинных погребениях, изначально обитало в речных долинах, после этого данный обряд постепенно стал распространяться от Мильской степи и Мингечаура, вдоль Куры, на северо-запад и северо-восток страны. Неслучайно, все кувшинные погребения, находящиеся к северу от Куры, как правило, более поздние (1:20-25).
Несмотря на ряд локальных особенностей погребального обряда в кувшинах в разных регионах страны, в его исполнении прослеживается наличие некоторой закономерности. Это указывает на то, что население, хоронившее своих покойников в кувшинах, было носителем общей культуры.
В обряде погребения в кувшинах прослеживаются нижеследующие закономерности:
Все погребальные кувшины были уложены на боку в разных направлениях в могильных ямах квадратного, прямоугольного, овального или круглого плана. Но иногда встречаются также глиняные погребальные кувшины, поставленные вертикально (2:156; 3:45; 4). Наряду с кувшинами, уложенными в могильные камеры, встречаются кувшины, размещенные в катакомбных могилах, а также впускные кувшинные погребения (5). Кувшинные погребения встречаются иногда в могильниках, относящихся к предыдущим периодам. В ряде случаев кувшинные погребения расположены в одном некрополе с другими типами погребений.
Покойников, как правило, хоронили в кувшинах, использованных в хозяйстве и пришедших в негодность. Часто встречались кувшины покрытые белой известью или сероватой цементоподобной массой, которые, вероятно, использовались для хранения пищи. Но известны случаи погребения в кувшинах, специально изготовленных для погребального обряда. Погребальные кувшины обычно обладали широким и большим венчиком, шарообразным или грушевидным корпусом, относительно узким и плоским поддоном. Погребальные кувшины, как правило, имели качественный красный обжиг, на их поверхность наносились разнообразные орнаменты из начерченных или лепных украшений. Детей хоронили кроме относительно малых кувшинов, также в сосудах других типов и даже в черепках керамической посуды.
Покойников, как правило, размещали в погребальных кувшинах в скорченном положении, на правом или левом боку, головой к устью, а иногда и к поддону. Были случаи погребения на спине (1:20). Покойников хоронили в одежде, с предметами украшения, иногда под голову клали камень. Если венчик кувшина не позволял размещать труп в кувшине, то разламывали венчик или поддон кувшина, а после размещения трупа эти места прикрывались частью другого сосуда. В некоторых случаях сосуд заменялся каменной плитой, кирпичом, большим булыжником и др. материалами. Иногда для полного размещения трупа в кувшин пользовались бревнами (6:31). В большинстве случаев выше поддонов погребальных кувшинов открывались маленькие дырки для выхода души или в каких-то других ритуальных целях (7).
Можно сказать, что во всех погребениях в погребальные кувшины и вокруг них ставился инвентарь. В отличие от кувшинных погребений Грузии и Армении, укладка больших камней вокруг погребений в Азербайджане до сих пор не встречалась. В то время, когда рядом с погребальным кувшином размещались сравнительно большие сосуды, внутрь обычно клались сосуды меньшего размера. Кроме керамической посуды, в кувшинных погребениях иногда встречаются металлические и стеклянные сосуды. Внутри погребальных кувшинов обнаруживались также орудия труда, оружие, разные предметы украшения, монеты, образцы глиптики, глиняные фигуры и множество других предметов. Несмотря на то, что в самых ранних кувшинных погребениях Азербайджана инвентарь скудный, с развитием этого обряда мы становимся свидетелями повышения количества и разнообразия инвентаря. А в кувшинных погребениях позднего периода вновь наблюдается его уменьшение. Со временем большие хозяйственные сосуды, размещенные рядом с погребальным кувшином, заменяются сравнительно меньшими сосудами. Исчезают ножные браслеты, а количество ручных браслетов уменьшается. Появляются монеты. Обнаруженные стеклянные изделия и оружие также относятся к позднему периоду развития кувшинных погребений.
В кувшинных погребениях были обнаружены керамические сосуды разных размеров и форм, изготовленные вручную, а иногда и на гончарном круге. Большинство из этих сосудов были изящно изготовлены и хорошо обожжены, но были также сосуды грубого изготовления и нестабильного обжига. У этих керамических сосудов разного назначения, красной, розовой, бурой, черной и др. окраски поверхность украшена прочерченными и лепными украшениями. В кувшинных погребениях встречались также сосуды, поверхность которых была полностью крашена, или же на их поверхность краской были нанесены разные геометрические, растительные узоры, изображения птиц. Наряду с глиняными сосудами, использованными в хозяйстве и в быту, в кувшинных погребениях встречались также сосуды, не носящие практического значения, но использовавшиеся при исполнении религиозных ритуалов. Во многих случаях обнаруженные в могильных камерах очажные следы также, предположительно, относились к кострам, разожженным в ритуальных целях (8).
Исследования кувшинных погребений, несомненно, играют важную роль в изучении истории Кавказской Албании. Можно надеяться, что будущие археологические раскопки в этой области приведут к ряду продвижений в разрешении многих проблем в изучении кувшинных погребений, а это, в свою очередь, послужит умножению базы данных в исследований истории Кавказской Албании.
Литература:
- Голубкина Т.И. Археологические обследования и раскопки кувшинных погребений в Азербайджане, Изв. АН Аз. ССР (сер. общественных наук) № 1,1959
- Реслер Э.А. Раскопки в Шушинском уезде, ОАК за 1897 г., СПБ, 1900
- Гуммель Я.И. Кувшинные погребения возле Степанакерта, НАИИ АН Азерб. ССР.
- Сысоев В.М. Лачин, Изв. Азкомстарис, вып. 3,1927.
- Гошгарлы Г., Мусеибли Н.,Ашуров С. Борсулинский курган, Баку,2 003 (на аз. яз.)
- Алекперов А.К. Культура кувшинных погребений Азербайджана, Исследования по археологии и этнографии Азербайджана, Баку, 1960
- Халилов Дж.А. Материальная культура Кавказкой Албании (IV в. до н.э.- III в. н.э.), «Элм», Баку.
- Казыев.С.М. Два кувшинных и два катакомбных погребения, МКА, III выпуск, Баку,1953 (на. аз. яз.)
Автор: Асадов В. Азербайджан