Костяные амулеты Дагестана албано-сарматского времени

Одним из отражений тотемических верований являются амулеты из частей тела животных, известные на территории Евразии с эпохи верхнего палеолита и просуществовавшие до этногра­фического прошлого. Современный Дагестан также входил в число территорий, где были распро­странены такие амулеты. Этнографические данные показывают, что в качестве амулетов исполь­зовались шкура животного, его глаза, уши, шерсть и т.д., однако из археологического прошлого до нас дошли лишь те, которые были изготовлены из костей животных. Амулеты - клыки животных - известны в Дагестане, по меньшей мере, с эпохи средней бронзы (Янгикентский могильник), однако широкое распространение они получают со времени бытования каякентско-харачоевской культуры, с позднебронзового времени.

Из довольно значительной массы памятников албано-сарматского времени на территории Дагестана амулеты из костей животных были найдены лишь в семи из них - в Шаракунском мо­гильнике (IV-I вв. до н.э.), Зеленоморскиом кургане-кладбище вв. до н.э.), Новолакском вв. н.э.), Ленинкентском вв. н.э.), Таркинском вв. н.э.), Карабудахкентском I вв. н.э.), Андрейаульском (II-IV вв. н.э.) могильниках, но и там они представлены в единичных экземпля­рах.

Костяные амулеты, обнаруженные на названных памятниках Дагестана албано-сарматского времени, представлены клыками хищников (волк, лисица), кабаньими клыками, зубами лошади и оленя, а также амулетами из астрагалов домашних и диких травоядных животных.

Амулеты - клыки волка (лисицы) имели у основания отверстие для подвешивания. Три та­ких амулета, найденные в Шаракунском могильнике, были приурочены к детским погребениям. В погр. 15 амулет был найден у локтевого сустава ребенка, в погр. 26 - на груди, в погр. 65 - у чере­па. Два волчьих клыка, один из которых имел отверстие для подвешивания, были найдены между берцовыми костями пожилой женщины в погр. 28 Зеленоморского кургана-кладбища, представ­ляющего памятник сарматской культуры. Отмечу, что помимо амулетов в указанном погребении находилось большое количество инвентаря, в том числе, костяная флейта и кабаний клык.

Традиция использования в качестве амулетов клыков волка сохранилась до наших дней. В начале XX в. Дагестане у аварцев зуб волка вешали на спину ребенку, чтобы уберечь его от дурно­го глаза, а повешенный на шею овцы он, по поверьям, защищал от беды всё стадо. Не исключено, что клыки волка, находимые в погребениях албано-сарматского времени, также выполняли охра­нительную функцию и защищали от темных сил.

Амулеты - кабаньи клыки были найдены в Зеленоморском кургане-кладбище, в Новолак­ском и Ленинкентском могильниках. Помимо упомянутого амулета из погр. 28 Зеленоморского кургана-кладбища, который был положен вместе с другим инвентарем в боковую нишу погребе­ния, на этом же могильнике клык кабана был найден и в женском погр. 52. Он располагался между коленями погребенной, подобно тому, как в погр. 28 волчий клык также лежал между ногами умершей пожилой женщины. Кроме амулета в состав инвентаря входили сосуды, бусы и ритуаль­ная чашечка, стоявшая на костях стоп.

На Новолакском могильнике костяная изогнутая привеска из кабаньего клыка с отверстием была найдена в слое заполнения склепа, и определить какому из пяти костяков она принадлежала - невозможно. На Ленинкентском же могильнике амулет из кабаньего клыка был найден в детском погребении. Надо отметить, что кабаньи клыки являлись единственным видом костей животных, используемых в качестве амулетов, которые могли носиться как в необработанном виде, так и в виде поделки. Исходя из этого, можно предположить, что, по мысли верующих, для исполнения охранительной функции (отпугивание злых духов и т.п.) важен был не сам зуб, а его принадлеж­ность к определенному виду животного. В этом случае зуб выступал символом животного и во­площал силу и иные, необходимые для данной функции качества почитаемого зверя. Так же и в недавнем этнографическом прошлом - в качестве амулетов-оберегов использовались, например, уши, глаза и другие части тела почитаемых животных.

Несмотря на влияние ислама и связанное с ним представление о харамном (запретном) ха­рактере свиньи (кабана), поверье о том, что клыки свиньи (кабана) отгоняют злых духов, сохрани­лись у многих дагестанских народов до сих пор, и поэтому их пришивают на одежду детей, а пучок шерсти носят для этих же целей в кармане. В этом, несомненно, можно видеть отголоски былого почитания этого животного и провести параллель между древними и современными поверьями.

Амулеты - зубы лошади с отверстиями для подвешивания были найдены в заполнении гробницы 2 Андрейаульского грунтового могильника и в женском погр. 40 Карабудахкентского I могильника, в котором амулет располагался на поясничных позвонках. Кроме того, в заполне­нии одного из погребений Хабадинского могильника был найден астрагал лошади, однако точно утверждать, что он являлся амулетом невозможно. Подвески из зубов оленя были найдены еди­ножды - в погр. 10 Таркинского могильника, принадлежащего молодой женщине. Здесь четыре просверленных оленьих зуба, лежавших в области головы покойной и под нею, по всей видимости, нанизывались на нитку вместе с найденными рядом бусиной из желтой пасты и морской ракови­ной и носились на шее.

Этнографически не зафиксировано случаев использования зубов лошади в качестве амуле­тов, однако известно, что череп лошади, наряду с черепом быка, вешали в качестве оберега на садовых деревьях. По представлениям многих народов Кавказа, лошадь, наряду с волком, имела связь с потусторонним миром и выступала проводником человека в нем, доставляя его душу в иной мир. Видимо, функции защитника от злых сил лошадь выполняла и в этом мире, являясь при этом одним из наиболее почитаемых животных. При этом не исключено, что зубы оленя являлись не столько охранительными амулетами, сколько символами благополучия, предметами для при­влечения достатка.

Амулеты из астрагалов травоядных животных на территории Дагестана представлены дву­мя экземплярами. Один из них происходит из погр. 29 Зеленоморского кургана-кладбища, при­надлежавшего молодой (около 25 лет) женщине. Он представляет собой ожерелье, состоящее из астрагалов овцы (27 экз.), баранов (8 экз.), коз (5 экз.), тура (1 экз.), и сайги (1 экз.). Обстоятельство находки этой груды просверленных астрагалов возле костей стоп ног позволяет предположить, что это ожерелье носилось непосредственно на щиколотке, а количество астрагалов допускает мысль, что оно располагалось на ноге в несколько рядов. Остатки подобного ожерелья, состоявшего из 78 просверленных астрагалов барана, были найдены и в погр 4. Таркинского могильника, где был погребен молодой мужчина. Оно было положено рядом с сосудом с зооморфной ручкой, который также отражает определенные идеологические воззрения. По способу воздействия на «злых ду­хов» можно причислить эти ожерелья к виду шумящих амулетов, куда, кроме того, входят всевоз­можные шумящие подвески и миниатюрные колокольчики.

Традиция изготовления ожерелий из костей барана сохранилась в Дагестане до настоящего времени. Для этих целей используются кости жертвенного (праздник Курбан-байрам) барана, че­реп и рога которого также применяются для отпугивания злых духов.

Анализируя находки костяных амулетов на территории Дагестана, можно отметить, что по­давляющая часть из них была найдена либо в детских, либо в женских погребениях. Дети, так же, как и женщины, являлись наиболее уязвимой частью общества, поэтому максимальное количество амулетов должно было уберечь их от воздействия злых сил, в том числе, и во время их перемеще­ния в иной, загробный мир; при этом, наверняка эти амулеты использовались их владельцами и при жизни.

В то же время единичность находок костяных амулетов позволяет предположить их ис­пользование в каких-либо определенных случаях или для достижения особых целей. Амулеты из костей животных, судя по этнографическим данным, предназначались для отпугивания злых ду­хов и являлись частью животных, особо почитавшихся древним населением Дагестана и Кавказа. Существование в этнографическом прошлом и настоящем веры в магическую силу частей тела почитавшихся животных позволяет говорить об устойчивости древних представлений о демонах и злых духах, против которых могли помочь, в том числе, и рассматриваемые амулеты, что под­тверждается этнографическими данными.

Автор: Бакушев М. Россия

Прокомментировать

Рубрика Археология, Этнология, Фольклористика

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.