Об одной библейской парадигме в иудейско-арамейской магической надписи на Мцхетском золотом амулете и в тексте «Обращение Грузии»

На территории древней столицы исторического Картлийского (Иберийского) царства -Мцхета, в непосредственной близости от патриаршего собора Светицховели, при археологических раскопках в 1992 г. был обнаружен, содержавший в себе свернутую золотую пластинку-амулет с иудейско-арамейская надпись [4, ст.4; 3, ст.95-132; 1, ст.71].

пластинка-амулетМцхетская находка[1], наряду с другими археологическими фактами, относится к материальной и духовной культуре иудейской диаспоры, с древнейших времён располагавшейся в Картлийском царстве, в частности, в столице Мцхета и ее окрестностях. В соответствии с общей характеристи­кой и спецификой амулетов, относящихся к иудейско-арамейскому языко­вому культурно-религиозному ареалу, надпись Мцхетского амулета была магического характера и предназначалась для защиты некоего Авраама, сына Сары, и его семьи от злых сил. Представленная в научных публикаци­ях хронологическая атрибуция этой находки (IV-V вв. [4:4] или же V-VI вв. [3:126,130]) противоречива и подлежит уточнению и коректировке.

В данном случае нас интересуют последние четыре строки надписьи Мцхетского амулета, заимствованные из еврейской Библии и написанные еврейскими квадратными буквами (в отличие от основной части текста, ис­полненной арамейским письмом). В них повествуется о видениях библей­ского патриарха Иакова: «(26.) И Иаков сказал, когда (27.) увидел их: «Это ополчение божие» (28.) И нарёк имя месту (29.) тому: Маханаим» [3:129].
Важно подчеркнуть, что составление текстов для письменных амулетов с точки зрения тек­стуальной структуры и содержания подчинялось определённым правилам и традициям. Их важной и доминирующей составной частью являлись цитаты из Библии, именно эти трафаретные форму­лы обладали свято- и чудодейственной силой и определяли специфику амулетов.

Предметом нашего исследования является взаимосвязь фактов упоминания о видениах па­триарха Иакова, с одной стороны, в надписьи Мцхетского амулета и с другой стороны - в текстах сборника древнегрузинского историкографического сочинения - «Обращение Грузии». В «Об­ращении Грузии» авторами этих упоминаний являются деятели IV века, очевидцы и активные участники христианизаций Грузии, выходцы из иудейской общины, впоследствии обращённые в христианство, - бывший иудейский священник Абиатар и его дочь Сидониа.

Сидониа в видениях Иакова упоминается в связи с интерпретацией аллегорического смысла видения просветительницы Грузии Св. Нино, местом действий которых являлся «царский рай» (сад). Из этой интерпретации нам интересна фраза: «Видение твоё подобно видению Иакова, по­скольку стараниями твоими быть месту этому раем во веки веков» [5:124]. В другом случае видения Иакова приводятся в связи с поиском места захороения хитона Господня. Св. Нино по­средством потомков иудея Элиоза Мцхетского (по грузинской исторической традиции привезшего из Иерусалима и захоронившего в Мцхета хитон Иисуса Христа в 30-е годы первого столетия) -Абиатара и Сидонии разыскивает место погребения. По словам Абиатара: «Место погребения её святое, это то место, на котором языки ангельские и людские не умолкнут возносить хвалы богу, это как бы место видимой лестницы Иакова, возвышающееся до неба отныне и во веки веков» [5:130].

В историческо-религиозной доктрине обращения Грузии в христианство места видений Св. Нины и захоронения хитона идентифицированы между собой и локализованы в «царском раю». Царский рай - сад, являющийся образом Paradis, - представляется эпицентром важнейших исторических событий и местом исполнения Ветхозаветных предсказаний. В данном случае под­разумевается постройка первого официального христианского храма - «Нижней церкви» (предше­ственницы собора Светицховели) и сопутствующие ей события, мистический смысл которых про­являет символическую идентичность со смыслом ряда Ветхозаветных предсказаний, в том числе и с видениями Иакова. В этом контексте отождествление царского сада с местами видений Иакова (Вефиль, Маханаим) является библейской парадигмой, иллюстрирующей доказательство непре­рывности двух Заветов и пророчествующей грядущее торжество Церкви.

В рассказах бывшего иудейского священника и его дочери прослеживаются ярко выражен­ные иудейские черты, свойственные их культурно-религиозным традициям. С другой стороны, использование Ветхого Завета в качестве методологической основы, формы выражения мысли, об­раз их мышления и оценочные категории соответствуют раннехристианскому мировозрению и бо­гословию. Сакрально-пророческая парадигма о видениях Иакова у Абиатара-Сидонии и в надписи Мцхетского амулета, являясь плодом одной религозно-ментальной модели, сформировавшейся в лоне иудаизма, выявляют генетическую и хронологическую взаимосвязь. Не менее интересен и ва­жен тот факт, что Мцхетский амулет, содержавший в своей надписи упоминание о месте видения Иакова, был обнаружен на территории, непосредственно прилегающей к собору Светицховели, т.е. в ареале царского рая, отождествлённого древенегрузинскими письменными источниками с местами видения библейского патриарха.

[1]Высказанное мнение о том, что на территории Грузии памятник такого характера выявлен впервые [3:126,130], не подтверждается фактическими данными. В специальной литературе указывается о более ранней находке именно на территории г. Мцхета амулета - золотых пластинок с арамейской надписью [2:44-45]. К сожалению, в данный момент нет возможности перепроверить и предоставить конкретику этой находки.

Автор: Болквадзе Г. Грузия

Прокомментировать

Рубрика Археология, Этнология, Фольклористика

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.