На территории древней столицы исторического Картлийского (Иберийского) царства -Мцхета, в непосредственной близости от патриаршего собора Светицховели, при археологических раскопках в 1992 г. был обнаружен, содержавший в себе свернутую золотую пластинку-амулет с иудейско-арамейская надпись [4, ст.4; 3, ст.95-132; 1, ст.71].
Мцхетская находка[1], наряду с другими археологическими фактами, относится к материальной и духовной культуре иудейской диаспоры, с древнейших времён располагавшейся в Картлийском царстве, в частности, в столице Мцхета и ее окрестностях. В соответствии с общей характеристикой и спецификой амулетов, относящихся к иудейско-арамейскому языковому культурно-религиозному ареалу, надпись Мцхетского амулета была магического характера и предназначалась для защиты некоего Авраама, сына Сары, и его семьи от злых сил. Представленная в научных публикациях хронологическая атрибуция этой находки (IV-V вв. [4:4] или же V-VI вв. [3:126,130]) противоречива и подлежит уточнению и коректировке.
В данном случае нас интересуют последние четыре строки надписьи Мцхетского амулета, заимствованные из еврейской Библии и написанные еврейскими квадратными буквами (в отличие от основной части текста, исполненной арамейским письмом). В них повествуется о видениях библейского патриарха Иакова: «(26.) И Иаков сказал, когда (27.) увидел их: «Это ополчение божие» (28.) И нарёк имя месту (29.) тому: Маханаим» [3:129].
Важно подчеркнуть, что составление текстов для письменных амулетов с точки зрения текстуальной структуры и содержания подчинялось определённым правилам и традициям. Их важной и доминирующей составной частью являлись цитаты из Библии, именно эти трафаретные формулы обладали свято- и чудодейственной силой и определяли специфику амулетов.
Предметом нашего исследования является взаимосвязь фактов упоминания о видениах патриарха Иакова, с одной стороны, в надписьи Мцхетского амулета и с другой стороны - в текстах сборника древнегрузинского историкографического сочинения - «Обращение Грузии». В «Обращении Грузии» авторами этих упоминаний являются деятели IV века, очевидцы и активные участники христианизаций Грузии, выходцы из иудейской общины, впоследствии обращённые в христианство, - бывший иудейский священник Абиатар и его дочь Сидониа.
Сидониа в видениях Иакова упоминается в связи с интерпретацией аллегорического смысла видения просветительницы Грузии Св. Нино, местом действий которых являлся «царский рай» (сад). Из этой интерпретации нам интересна фраза: «Видение твоё подобно видению Иакова, поскольку стараниями твоими быть месту этому раем во веки веков» [5:124]. В другом случае видения Иакова приводятся в связи с поиском места захороения хитона Господня. Св. Нино посредством потомков иудея Элиоза Мцхетского (по грузинской исторической традиции привезшего из Иерусалима и захоронившего в Мцхета хитон Иисуса Христа в 30-е годы первого столетия) -Абиатара и Сидонии разыскивает место погребения. По словам Абиатара: «Место погребения её святое, это то место, на котором языки ангельские и людские не умолкнут возносить хвалы богу, это как бы место видимой лестницы Иакова, возвышающееся до неба отныне и во веки веков» [5:130].
В историческо-религиозной доктрине обращения Грузии в христианство места видений Св. Нины и захоронения хитона идентифицированы между собой и локализованы в «царском раю». Царский рай - сад, являющийся образом Paradis, - представляется эпицентром важнейших исторических событий и местом исполнения Ветхозаветных предсказаний. В данном случае подразумевается постройка первого официального христианского храма - «Нижней церкви» (предшественницы собора Светицховели) и сопутствующие ей события, мистический смысл которых проявляет символическую идентичность со смыслом ряда Ветхозаветных предсказаний, в том числе и с видениями Иакова. В этом контексте отождествление царского сада с местами видений Иакова (Вефиль, Маханаим) является библейской парадигмой, иллюстрирующей доказательство непрерывности двух Заветов и пророчествующей грядущее торжество Церкви.
В рассказах бывшего иудейского священника и его дочери прослеживаются ярко выраженные иудейские черты, свойственные их культурно-религиозным традициям. С другой стороны, использование Ветхого Завета в качестве методологической основы, формы выражения мысли, образ их мышления и оценочные категории соответствуют раннехристианскому мировозрению и богословию. Сакрально-пророческая парадигма о видениях Иакова у Абиатара-Сидонии и в надписи Мцхетского амулета, являясь плодом одной религозно-ментальной модели, сформировавшейся в лоне иудаизма, выявляют генетическую и хронологическую взаимосвязь. Не менее интересен и важен тот факт, что Мцхетский амулет, содержавший в своей надписи упоминание о месте видения Иакова, был обнаружен на территории, непосредственно прилегающей к собору Светицховели, т.е. в ареале царского рая, отождествлённого древенегрузинскими письменными источниками с местами видения библейского патриарха.
[1]Высказанное мнение о том, что на территории Грузии памятник такого характера выявлен впервые [3:126,130], не подтверждается фактическими данными. В специальной литературе указывается о более ранней находке именно на территории г. Мцхета амулета - золотых пластинок с арамейской надписью [2:44-45]. К сожалению, в данный момент нет возможности перепроверить и предоставить конкретику этой находки.
Автор: Болквадзе Г. Грузия