Штампы для просвиры из Дагестана

В 1998 г. Г. Гамбашидзе опубликовал информацию о происходящем из Хунзаха штампе для евхаристического хлеба (просвиры/просфоры), используемого в православном богослужении. Этот штамп имеет цилиндрическую форму и снабжен надписью на грузинском языке «Иисус Христос Божий Сын» (Гамбашидзе, 1998. C. 72-73). По палеографическим особенностям штамп датирован X-XI вв. Эта находка, как и многие другие, является свидетельством распространения в Хунзахе православного христианства и проведения здесь главного христианского богослужения - таинства евхаристии или святого причастия.

Следует отметить, что это не единственная находка штампа для просвиры с территории Да­гестана. Известно еще две находки их, одна из которых происходит опять-таки из зоны Хунзаха, другая - из Южного Дагестана.

В Дагестанском государственном музее (ныне - Дагестанский государственный объединен­ный историко-архитектурный музей) хранилась каменная круглая печать (штамп), привезенная (по словам сотрудников музея) из Аварского округа (совр. Хунзахский район). Об этом сообщает М.И. Артамонов в своем отчете о работах Северо-Кавказской археологической экспедиции в Даге­стане в 1937-1938 гг. (Артамонов, 1938. Л. 29; см. также: Атаев, 1963. С. 207). Он сфотографировал этот штамп и в 1937 г. показал фотографию известному специалисту - археологу, искусствоведу и византинисту, профессору Л.А. Мацулевичу, который сделал следующее заключение: «Штемпель для просфор. Среднее квадратное поле разделено равноконечным крестом на четыре участка. В каждом помещено по две грузинских буквы алфавита хуцури в негативном положении. В двух верхних участках, несомненно, начертание имени Иисуса Христа, в нижних, по видимому, слова «победа». Вокруг среднего поля - орнамент. Время штемпеля: приблизительно XIII век» (Артамо­нов, 1938. Л. 29).

Как известно, на просфорах традиционно печатается изображение так называемого «просфорно-константиновского» креста с прибавлением слов, означающих крестную победу Хри­ста. Впервые эти слова по-гречески IC.XP.NIKA, что означает «Иисус Христос - Победитель», были написаны золотом на трех больших крестах в Константинополе Равноапостольным Импе­ратором Константином (ок.285-337) (История развития формы креста  http://www.pravmir.ru/article_1347.html).

Второй штамп происходит из Южного Дагестана и хранится в частной коллекции. К со­жалению, точное место находки и условия его обнаружения не известны. Штамп односторонний, круглый (диаметр 9,3 см, толщиной 1,0-1,5 см), с ручкой в форме выступа-штыря (высотой ок.2,5 см и диаметром ок.2,5 см) в центре оборотной стороны. Изготовлен из белого камня-известняка. Часть штампа обломана, а лицевая поверхность его местами сильно стерта. Тем не менее, пред­ставленные на лицевой стороне текст и орнаментика распознаются.

На оборотной стороне штампа процарапаны два виселицеобразных креста, который, как известно, очень широко употреблялся и употребляется при украшении храмов, богослужебных предметов, святительских облачений, омофор и т.д. Лицевая сторона штампа (фото 1) глубокими двойными врезными линиями разграничена на несколько квадратных секторов. Судя по сохранив­шимся фрагментам, окаймляющие центральное поле сектора были украшены рельефно-врезными изображениями так называемого мальтийского креста.

Центральное квадратное поле (фото 2), размером 4х4 см, разграничено на четыре квадрат­ных сектора (размерами ок.2х2 см) парными врезными линиями, изображающими равносторон­ний (греческий, православный) крест. В каждом из секторов вырезаны в негативном исполнении древнегрузинским штрифтом «асомтаврули» по две буквы, стоящие под титлами. В двух верхних секторах затитлованный текст гласит: iu ke «Иисус Христос»; в двух нижних - текст неразборчив. Обращает внимание, что в слове «Христос» литера en (e) вырезана так, что на оттиске дает нега­тивное изображение.

По палеографическим особенностям этот штамп, как представляется, может датироваться X-XI вв.

В заключении отмечу, что каменные штампы и небольшие посвятительные кресты, обнару­женные на территории Дагестана и, главным образом, Аварии (быв. царство Серир), изготовлены из белого плотного известняка, именуемого по-аварски лъалъадал Иуц/ц]«водяной камень». Исполь­зование его для изготовления культовых предметов было обусловлено, очевидно, не только пла­стическими свойствами камня и его цветом, но и приписывавшимися ему религиозно-магическими качествами. По существующим и ныне поверьям, этот камень обладает лечебно-магическими и охранительными функциями, сверхъестественными свойствами приносить благополучие и изо­билие: ему жертвовали часть собранного урожая, его вставляли в качестве оберегов в центральные фасады традиционных горских домов, устанавливали на видном месте в интерьере дома с целью уберечься от сглаза, в кладку мечети для большей действенности молитвы и т.д. (Гаджиев, 1996. С. 121; Бакушев, 2008. С. 124-125). Как видно, его использовали и для изготовления христианских предметов, использовавшихся в религиозной практике. Вместе с тем, эти предметы - свидетель­ство былого христианского прошлого народов Дагестана.

Штампы для просвиры из Дагестана

Литература:

  1. Артамонов МИ, 1938. Отчет о работах Северо-Кавказской экспедиции в Дагестане в 1937-1938 гг. // Рукописный фонд Института истории, археологии и этнографии Даге­станского НЦ РАН. Фонд 3. Опись 1. Дело 33.
  2. Атаев ДМ, 1963. Нагорный Дагестан в раннем средневековье. Махачкала.
  3. Бакушев М.А., 2008. Погребальный обряд населения Дагестана албано-сарматского вре­мени (III в. до н.э. - IV в. н.э.). Махачкала.
  4. Гаджиев Г.А., 1996. Амулеты и талисманы народов Дагестана. Махачкала.
  5. Гамбашидзе Г.Г., 1998. Штамп евхаристического хлеба (просвиры) с грузинской надпи­сью из Дагестана // Археологическая конференция Кавказа - I. Краткие содержания до­кладов. Тбилиси.
  6. История развития формы креста // http://www.pravmir.ru/article_1347.html

Прокомментировать

Рубрика Археология, Этнология, Фольклористика

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.