Древний анатолийский тип обуви на триалетском серебряном кубке

«Триалетский кубок», открытый в 1938 г. (1), является одним из важнейших достояний гру­зинской археологии. Спустя ровно 50 лет его аналог был открыт в Армении, в Карашамбе. В на­учной среде неоднократно отмечалось культурное соотношение этих двух артефактов с Древней Передней Азией. В результате анализа одной детали изображения в моей статье представлен опыт конкретизации того географического и культурного ареала, в котором эта деталь находит анало­гии. В частности, речь идет о типе обуви участников ритуального шествия, изображенных на обо­их кубках (рис. 1).

Аналоги данного типа обуви на древневосточных изображениях той эпохи, к которому от­носятся интересующие нас артефакты, засвидетельствованы в довольно узком географическом ареале - в Анатолии и Сирии. При анализе анатолийских рельефов заметно, что обувь с загну­тым вверх носком имеет отличную от остальных видов форму, а именно, это - закрытый сапожок («башмак»), имеющий острый, длинный, загнутый вверх (к небу!) носок (2). Данный тип обуви за­свидетельствован в Анатолии и Сирии с III тысячелетия до н.э., и в нее обуты исключительно изо­бражения божеств и царей (рис. 2) (3). А это наводит на мысль, что обувь с острым загнутым вверх носком имела сакрально-ритуальное значение и применялась во время религиозных празднеств. Предположительно, данный тип обуви именовался термином, засвидетельствованным в хеттских письменных памятниках как KUSE.SIR hattiles - «хаттский башмак» (4), обозначающий особый вид местной (т.е. хаттской) обуви, отличающийся от обычной, обиходной обуви - сандалий и сапог, для обозначения которых имелись свои хеттские названия. Следует отметить также, что все, что было связано с понятием «хаттский», для хеттов имело сакральное значение (например, во время совершения ритуалов названия хаттских божеств и слова хаттских заклинаний не переводились) (5). Поэтому вполне возможно, что особый вид обуви нехеттского происхождения, связанный с сакрально-ритуальной традицией, мог именоваться «хаттским башмаком».

Следует отметить, что обувь с острым загнутым вверх носком изображается на Месопотам-ских рельефах и печатях I тысячелетия до н.э., однако, в нее обуты исключительно чужестранцы, несшие в руках дары-дань, предположительно, анатолийцы, либо сирийцы. Так как на триалетском кубке процессия изображается именно в позе приношения дани, с дарами в руках, можно пред­положить, что в данном случае имеем дело с иррадиацией анатолийско-сирийского культурно-религиозного влияния.

Следует также отметить, что по археологическим и этнографическим данным, в Грузии и на Северном Кавказе засвидетельствованы различные факты существования обуви с острым загну­тым вверх носком. В частности:

  • а) На рельефе южного фасада церкви «Дзвели Шуамта» (Х в.) изображен Самсон со львом, обутый в подобные «башмаки» с острым загнутым вверх носком.
  • б) На рельефе храма Опиза (Кларджети, Юго-Западная Грузия, ныне в Турции) грузинский царь Ашот Куропалати (IX в.) обут в сапожки с острым загнутым вверх носком, прерогативную обувь византийских царей-куропалатов.
  • в)  Грузинский сапог - т. н. «могви» имеет острый загнутый вверх носок, средней высоты каблук на железной подкове, украшенное голенище с боковым разрезом, завязанным кожаным шнурком, завершающимся кистью (6).
  • г)  Дагестанская вязаная обувь «карачини» из села Тлярада. Она являлась особым атрибутом свадебного наряда невесты. Данный экземпляр с высоким голенищем украшена металлическими и текстильными аппликациями и орнаментом апотропного содержания. Характеризующей особенностью «карачини» является вязанный шнурок, одним концом закреплённый на вершине загнутого вверх носка, а другим - на пуговице, нашитой на голенище (рис. 3). Свадебные «карачини» хранились хозяйкой до конца жизни и хоронились вместе с ней. Следовательно, их сакральноритуальное значение не вызывает сомнений - и в земной и в загробной жизни они имели особое назначение, а во время свадьбы они имеют апотропное значение.

В заключение подчеркнем, что особый тип обуви - т. н. «хаттский башмак» берет свое нача­ло из хаттской культурной среды III тысячелетия до н.э.; во II тысячелетии до н.э. он распространя­ется по всей Древней Анатолии, Сирии и, судя по «триалетскому кубку», в Закавказье. Предполо­жительно, данный регион является одним из опорных культурных ареалов проникновения хатто-хеттской цивилизации на Кавказ. Перспективу последующего уточнения аргументации данного предположения видим в детальном анализе других символов рельефа «триалетского кубка».

изображения на кубках

изо­бражения божеств и царей

на пуговице, нашитой на голенище

Литература и сноски:

  1. Хранится в Национальном Музее Грузии.
  2. Интересно отметить, что на мотив загнутости, то есть «устремленности к небу» носка башмака отзываются несколько ритуальных предметов разного назначения доцарской эпо­хи хеттов, а именно: а) высокие остроконечные , т.н. «рогатые» шапки божеств и царей, встречающиеся в Анатолии с 3 тыс. до н.э. Также интересно отметить, что в позднехетт-ский период эти «рогатые» шапки уже не встречаются, см. Akurgal E., „Spathethitische Bildkunst", Ankara 1949, стр. 1 ff.; б) Знаменитые кувшины с «клювным» сливом из Кюль­тепе, (XIX_XVIII вв. до н.э). см. Каталог Анкарскрого Музея стр. 97 N 132-134; стр. 98 N 135-137; стр.103 N 150 и т.д.
  3. На ее сакральное значение указывает открытый в Богазкее глиняный сосуд в форме башмака с острозагнутым вверх носком. (XIX в. до н.э.), см. Bittel K./Naumann R., „Vorlaufiger Bericht iiber die Ausgrabungen in Boghazkoy 1938", MDOG 77, Mai 1939, стр.30; Каталог Анкарского Музея стр. 109, N 163.
  4. Подробно об этом см. Gambashidze M., "The "Hattian shoes" in Ancient Anatolia and its Caucasian parallels", forthcoming in: "Terminology of Textiles", CTR , 2010, Oxbow books, Lon­don.
  5. Напр.,вописанииритуала возведения царскогодворцаговорится, чтожрец-«цилипуриатала» должен был произносить молитву по-хаттски (KUB 2.2. Kol. IV- 15 (Bo 2030) - CTH 413 B, Schuster H.-S. „Die Hattisch-Hethitischen Bilinguen I", Leiden 1974, стр. 77).
  6. Хранится в этнографическом отделе Национального Музея Грузии.

Автор: Гамбашидзе М. Грузия

Прокомментировать

Рубрика Археология, Этнология, Фольклористика

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.