Образ рыбы в изобразительном искусстве Азербайджана

Культ животных занимает важное место в мифологии и древних религиозных представле­ниях многих народов мира, в том числе у древних племен на территории Азербайджана. Тесно связанный с хозяйственной жизнью этих племен, культ различных животных в форме их реальных образов находит широкое отражение на изделиях декоративно-прикладного искусства того време­ни. Одним из этих образов является изображение рыбы, известное в изобразительном искусстве Азербайджана уже с позднебронзового времени и встречающееся на наскальных рисунках Гобу-стана (9, Беюкдаш, верхняя терасса, камни №104, №105) и на некоторых предметах материальной культуры, извлеченных из различных археологических памятников. Хотя этих изображений не так много, они все-таки, несомненно, представляют определенный научный интерес.

Одним из таких предметов является бронзовый пояс из Газахского района, на котором име­ется изображение пяти одинаковых рыб, плавники которых представлены в виде треугольников (рис!, 1). Следует отметить, что на бронзовых орнаментированных поясах Южного Кавказа, осо­бенно происходящих из Самтаврского могильника в Грузии, изображения различных рыб встре­чается достаточно часто (17:26, рис.16; с.36, рис.20; с.48, рис.22: с.46, рис.23: с.92, табло 7) (рис!,2,3).

На бронзовых орнаментированных поясах с изображением рыб из Самтавра, так же, как и на поясе из Газаха, основным образом всей композиции является изображение собаки - волка.

Н. Урушадзе, отмечая особую значимость изображений рыб на поясах из Самтавро, связы­вает их с широким распространением культа рыбы как в Грузии, так и на всем Южном Кавказе (17:30). Еще один бронзовый пояс с изображением рыбы был выявлен Жаком де Морганом в мест­ности Мёвджу, около озера Гекча (12:114, рис.81). Дж.А.Халилов в своей обширной статье, посвя­щенной бронзовым орнаментированным поясам из раскопок Азербайджана, отмечает отсутствие на них изображений рыб, связывая это с тем, что у племен, живших на территории Азербайджана, рыболовство в хозяйственном укладе особого места не занимало. В противовес этому у племен на территориях вокруг озера Гекча рыболовство играло важную роль в их хозяйственном комплексе, что и нашло свое отражение в изображениях рыб на бронзовых орнаментированных поясах, выяв­ленных в этой зоне (18, с.85). Следует отметить, что указанный вывод Дж.А. Халилова нуждается в определенной корректировке. Вне всякого сомнения, что племена Азербайджана, жившие на побе­режье Каспия или же на берегах таких рек как, Кура, Аракс, не могли не заниматься рыболовством. Так, раскопки в Мингечауре показали, что наряду со многими другими отраслями хозяйства, здесь было развито и рыболовство (5, с.32). О древности этого занятия свидетельствует и то, что в Мин-гечауре в энеолитическом слое были выявлены кости осетровых рыб, сома и карпа (4:37).

В 60-е годы прошлого века в Газахском районе в грунтовой могиле начала I тыс. до н.э. был выявлен бронзовый орнаментированный пояс с изображениями рыб. Эти образы исследователи Дж.Рустамов и И.Нариманов связали с профессиональной специализацией владельца пояса (14:19­22).

В Гобустане среди тысяч наскальных рисунков имеется и шесть изображений рыб (9:174­175) осетровой породы (13:32). Эти изображения больших размеров. Так, на камне №104 длина изображенной рыбы - 115 см., а на камне №105 длина рыбы -158 см. Но самое большое изображе­ние рыбы на раскопанном подскальном камне №5. Здесь длина изображенной рыбы 430 см (13:85) (рис. I, 4).

Среди артефактов, свидетельствующих о развитии рыболовства в Гобустане, можно отме­тить выявленные при раскопках специальные грузила-балласты, которые привязывались к сетям (13:85). Данные археологии позволяют констатировать, что история ловли рыб с помощью сети в Азербайджане имеет трехтысячелетнюю историю (8:61).

Основываясь на целом ряде фактов больших размеров рыб, изображенных на скалах Го-бустана, исследователи эти изображения считают объектами поклонения. У древних племен, на­ селявших побережье, в том числе, и у гобустанцев, рыбы больших размеров трактовались как образы «морских владык» (3:107). Так, у бурятов зафиксирован факт изображения «морских вла­дык» в виде образа больших рыб (7:209). На хорошо известных наскальных рисунках Гямигая в Нахичевани среди изображений коз и змей встречаются и изображения рыб (7:209). По мнению В.Бахшалиева, образы змеи и рыбы объединяет принадлежность обоих к водной стихии, обосно­вывая это этнографическими данными (7:209) (рис.!, 5).

Одним из широко распространенных сюжетов в изобразительном искусстве Южного Кавка­за начала I тыс. до н.э. являются совместные изображения собаки-волка с рыбой. Оба образа свя­зываются с водной стихией, считаются «хозяевами воды», и в изобразительном искусстве это со­четание образов сохраняется до периода средневековья. В Государственном Музее истории Азер­байджана среди демонстрируемых экспонатов имеется и пиала античного периода, выявленная в одном из погребений Мингечаура, на которой наряду с изображениями джейрана, благородного оленя, марала и других животных, имеются и изображения рыб. Так, на средневековом сосуде из Гянджи мы встречаем изображения выстроенных в ряд козла, джейрана, волка и рыбы с четырьмя плавниками (19:100-101). Изображение рыбы мы встречаем и на серебряной чашечке из Минге-чаура, датированной XIV в. (4:43-44, табло IX, рис.1,2).

Это не единичное явление. На целом ряде предметов материальной культуры средневековья из металла, керамики, а также на средневековых монетах образ рыбы - часто встречаемый сюжет (3:106). Но в целом наибольшее распространение образ рыбы имел в искусстве Южного Кавказа в эпоху поздней бронзы и раннего железа. Примером могут служить изображения рыб на бронзовых топорах кобанского происхождения (10:5, рис.1), на предметах из Тлийского могильника (16:82, рис.1, с.87, рис.1). Из некрополя Сарыдере в Нахичеване, относящегося к периоду раннего железа (конец II-начало I тыс. до н.э.), происходит подвеска с изображением мифического человека-рыбы (6, с.61).

Культ рыбы нашел свое отражение и в азербайджанском фольклоре. В частности, в сказках «Царь рыб», «Облако», «Сказка Ильяса» рыба является одним из главных действующих персо­нажей. Во всех трех отмеченных сказках кровь рыбы является для людей дарящей исцеление от слепоты (11, с.31-32). В азербайджанских сказках рыба является и олицетворением красоты. Так, в одной из азербайджанских сказок повествуется о неописуемой красоте юноши-рыбы, который до пояса был человеком, а ниже рыбой (2:80). Образы морских девушек - красавиц-пери - наполови­ну женщин, наполовину рыб (русалок), также распространены в сюжете азербайджанских сказок, где они нередко выступают в роли «хозяек воды» (1:52).

Следует отметить, что в древности у многих народов рыбы были олицетворением плодоро­дия и изобилия (15:32).

Многие народные поверья, связанные с рыбами, этнографически и сегодня фиксируются среди жителей Азербайджана, особенно связанных с рыбным промыслом. Так, в ряде районов, прилегающих к побережью Каспия и берегам Куры (Ленкоранский, Сальянский, Астаринский, Апшеронский и др.), в период праздника Новруз Байрам, на праздничном столе обязательно долж­ны быть блюда из рыбы. В ряде деревень Апшерона на праздничный стол ставится и специальный сосуд с водой и живыми рыбами в ней. Часто женихи, сватая невест, обручальные кольца в дом невесты приносят вложенными в рот рыбы. Это еще одно подтверждение того, что рыба долгое время считалась символом изобилия, плодородия и благополучия.

Образ рыбы в изобразительном искусстве Азербайджана

Литература:

  1. Тексты азербайджанской мифологии, Баку, 1988 (на азерб. яз.)
  2. Азербайджанские сказки, V том, Баку, 1964 (на азерб. яз.)
  3. Алиев И.Н., Гусейнова С.Б. Изображение рыбы в средневековых материалах Южного Кавказа. Материалы научной конференции, посвященные итогам археологических и эт­нографических исследований в 2003-2004 гг. в Азербайджане. Баку, 2005
  4. Асланов Г.М., Голубкина Т.И., Садыхзаде Ш.Г. Каталог золотых и серебреных предметов из археологических раскопок Азербайджана. Баку, 1966
  5. Асланов Г.М., Ваидов Р.И., Ионе Г.И. Древний Мингечаур. Баку, 1959
  6. Бахшалиев В.Б. Культура Нахичевана в эпоху ранней бронзы. Баку, 2002 (на азерб. яз.)
  7. Бахшалиев В.Б. Духовная культура древних племен Нахичевана. Баку, 2004 (на азерб. яз.)
  8. Буниядов Т. Археологическии очерки Азербайджана. Баку, 1960 (на азерб. яз.)
  9. Джафарзаде И.М. Гобустан. Наскальные изображения. Баку, 1973
  10. Доманский Я. Б. Древняя художественная бронза Кавказа в собрании Государственного Эрмитажа. Москва, 1984
  11. Алиев Р. Мифические обозрения в азербайджанских сказках Баку, 1992 (на азерб. яз.)
  12. Морган Ж.М. Миссион Съиентифигуе он Ъауъасе Т.1, Парис, 1989
  13. Рустамов Дж. Мир Гобустана. Баку, 1994 (на азерб. яз.)
  14. Рустамов Дж., Нариманов И. Грунтовое погребение эпохи железа в Казахском районе. Баку, 1966 (на азерб. яз.)
  15. Рыбаков Б.А. Космогония и мифология земледельцев энеолита. «Советская археология».1965, №1
  16. Техов Б.В. Тлийский могильник. Том II Мецниереба, 1981
  17. Урушадзе Н. Бронзовая летопись древней Грузии. Тбилиси, 1984
  18. Халилов Дж. Бронзовые пояса, найденные в Азербайджане. Сб. Материальная культура Азербайджана т. IV, 1962 (на азерб. яз.)
  19. Халилов Дж.А. Археологические исследования в Гяндже в 1981 г. Сб. Археологические и этнографические изыскания в Азербайджане в 1980-1981 гг. Баку, 1986

Автор: Геюшева Т. Азербайджан

Прокомментировать

Рубрика Археология, Этнология, Фольклористика

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.