Культ животных занимает важное место в мифологии и древних религиозных представлениях многих народов мира, в том числе у древних племен на территории Азербайджана. Тесно связанный с хозяйственной жизнью этих племен, культ различных животных в форме их реальных образов находит широкое отражение на изделиях декоративно-прикладного искусства того времени. Одним из этих образов является изображение рыбы, известное в изобразительном искусстве Азербайджана уже с позднебронзового времени и встречающееся на наскальных рисунках Гобу-стана (9, Беюкдаш, верхняя терасса, камни №104, №105) и на некоторых предметах материальной культуры, извлеченных из различных археологических памятников. Хотя этих изображений не так много, они все-таки, несомненно, представляют определенный научный интерес.
Одним из таких предметов является бронзовый пояс из Газахского района, на котором имеется изображение пяти одинаковых рыб, плавники которых представлены в виде треугольников (рис!, 1). Следует отметить, что на бронзовых орнаментированных поясах Южного Кавказа, особенно происходящих из Самтаврского могильника в Грузии, изображения различных рыб встречается достаточно часто (17:26, рис.16; с.36, рис.20; с.48, рис.22: с.46, рис.23: с.92, табло 7) (рис!,2,3).
На бронзовых орнаментированных поясах с изображением рыб из Самтавра, так же, как и на поясе из Газаха, основным образом всей композиции является изображение собаки - волка.
Н. Урушадзе, отмечая особую значимость изображений рыб на поясах из Самтавро, связывает их с широким распространением культа рыбы как в Грузии, так и на всем Южном Кавказе (17:30). Еще один бронзовый пояс с изображением рыбы был выявлен Жаком де Морганом в местности Мёвджу, около озера Гекча (12:114, рис.81). Дж.А.Халилов в своей обширной статье, посвященной бронзовым орнаментированным поясам из раскопок Азербайджана, отмечает отсутствие на них изображений рыб, связывая это с тем, что у племен, живших на территории Азербайджана, рыболовство в хозяйственном укладе особого места не занимало. В противовес этому у племен на территориях вокруг озера Гекча рыболовство играло важную роль в их хозяйственном комплексе, что и нашло свое отражение в изображениях рыб на бронзовых орнаментированных поясах, выявленных в этой зоне (18, с.85). Следует отметить, что указанный вывод Дж.А. Халилова нуждается в определенной корректировке. Вне всякого сомнения, что племена Азербайджана, жившие на побережье Каспия или же на берегах таких рек как, Кура, Аракс, не могли не заниматься рыболовством. Так, раскопки в Мингечауре показали, что наряду со многими другими отраслями хозяйства, здесь было развито и рыболовство (5, с.32). О древности этого занятия свидетельствует и то, что в Мин-гечауре в энеолитическом слое были выявлены кости осетровых рыб, сома и карпа (4:37).
В 60-е годы прошлого века в Газахском районе в грунтовой могиле начала I тыс. до н.э. был выявлен бронзовый орнаментированный пояс с изображениями рыб. Эти образы исследователи Дж.Рустамов и И.Нариманов связали с профессиональной специализацией владельца пояса (14:1922).
В Гобустане среди тысяч наскальных рисунков имеется и шесть изображений рыб (9:174175) осетровой породы (13:32). Эти изображения больших размеров. Так, на камне №104 длина изображенной рыбы - 115 см., а на камне №105 длина рыбы -158 см. Но самое большое изображение рыбы на раскопанном подскальном камне №5. Здесь длина изображенной рыбы 430 см (13:85) (рис. I, 4).
Среди артефактов, свидетельствующих о развитии рыболовства в Гобустане, можно отметить выявленные при раскопках специальные грузила-балласты, которые привязывались к сетям (13:85). Данные археологии позволяют констатировать, что история ловли рыб с помощью сети в Азербайджане имеет трехтысячелетнюю историю (8:61).
Основываясь на целом ряде фактов больших размеров рыб, изображенных на скалах Го-бустана, исследователи эти изображения считают объектами поклонения. У древних племен, на селявших побережье, в том числе, и у гобустанцев, рыбы больших размеров трактовались как образы «морских владык» (3:107). Так, у бурятов зафиксирован факт изображения «морских владык» в виде образа больших рыб (7:209). На хорошо известных наскальных рисунках Гямигая в Нахичевани среди изображений коз и змей встречаются и изображения рыб (7:209). По мнению В.Бахшалиева, образы змеи и рыбы объединяет принадлежность обоих к водной стихии, обосновывая это этнографическими данными (7:209) (рис.!, 5).
Одним из широко распространенных сюжетов в изобразительном искусстве Южного Кавказа начала I тыс. до н.э. являются совместные изображения собаки-волка с рыбой. Оба образа связываются с водной стихией, считаются «хозяевами воды», и в изобразительном искусстве это сочетание образов сохраняется до периода средневековья. В Государственном Музее истории Азербайджана среди демонстрируемых экспонатов имеется и пиала античного периода, выявленная в одном из погребений Мингечаура, на которой наряду с изображениями джейрана, благородного оленя, марала и других животных, имеются и изображения рыб. Так, на средневековом сосуде из Гянджи мы встречаем изображения выстроенных в ряд козла, джейрана, волка и рыбы с четырьмя плавниками (19:100-101). Изображение рыбы мы встречаем и на серебряной чашечке из Минге-чаура, датированной XIV в. (4:43-44, табло IX, рис.1,2).
Это не единичное явление. На целом ряде предметов материальной культуры средневековья из металла, керамики, а также на средневековых монетах образ рыбы - часто встречаемый сюжет (3:106). Но в целом наибольшее распространение образ рыбы имел в искусстве Южного Кавказа в эпоху поздней бронзы и раннего железа. Примером могут служить изображения рыб на бронзовых топорах кобанского происхождения (10:5, рис.1), на предметах из Тлийского могильника (16:82, рис.1, с.87, рис.1). Из некрополя Сарыдере в Нахичеване, относящегося к периоду раннего железа (конец II-начало I тыс. до н.э.), происходит подвеска с изображением мифического человека-рыбы (6, с.61).
Культ рыбы нашел свое отражение и в азербайджанском фольклоре. В частности, в сказках «Царь рыб», «Облако», «Сказка Ильяса» рыба является одним из главных действующих персонажей. Во всех трех отмеченных сказках кровь рыбы является для людей дарящей исцеление от слепоты (11, с.31-32). В азербайджанских сказках рыба является и олицетворением красоты. Так, в одной из азербайджанских сказок повествуется о неописуемой красоте юноши-рыбы, который до пояса был человеком, а ниже рыбой (2:80). Образы морских девушек - красавиц-пери - наполовину женщин, наполовину рыб (русалок), также распространены в сюжете азербайджанских сказок, где они нередко выступают в роли «хозяек воды» (1:52).
Следует отметить, что в древности у многих народов рыбы были олицетворением плодородия и изобилия (15:32).
Многие народные поверья, связанные с рыбами, этнографически и сегодня фиксируются среди жителей Азербайджана, особенно связанных с рыбным промыслом. Так, в ряде районов, прилегающих к побережью Каспия и берегам Куры (Ленкоранский, Сальянский, Астаринский, Апшеронский и др.), в период праздника Новруз Байрам, на праздничном столе обязательно должны быть блюда из рыбы. В ряде деревень Апшерона на праздничный стол ставится и специальный сосуд с водой и живыми рыбами в ней. Часто женихи, сватая невест, обручальные кольца в дом невесты приносят вложенными в рот рыбы. Это еще одно подтверждение того, что рыба долгое время считалась символом изобилия, плодородия и благополучия.
Литература:
- Тексты азербайджанской мифологии, Баку, 1988 (на азерб. яз.)
- Азербайджанские сказки, V том, Баку, 1964 (на азерб. яз.)
- Алиев И.Н., Гусейнова С.Б. Изображение рыбы в средневековых материалах Южного Кавказа. Материалы научной конференции, посвященные итогам археологических и этнографических исследований в 2003-2004 гг. в Азербайджане. Баку, 2005
- Асланов Г.М., Голубкина Т.И., Садыхзаде Ш.Г. Каталог золотых и серебреных предметов из археологических раскопок Азербайджана. Баку, 1966
- Асланов Г.М., Ваидов Р.И., Ионе Г.И. Древний Мингечаур. Баку, 1959
- Бахшалиев В.Б. Культура Нахичевана в эпоху ранней бронзы. Баку, 2002 (на азерб. яз.)
- Бахшалиев В.Б. Духовная культура древних племен Нахичевана. Баку, 2004 (на азерб. яз.)
- Буниядов Т. Археологическии очерки Азербайджана. Баку, 1960 (на азерб. яз.)
- Джафарзаде И.М. Гобустан. Наскальные изображения. Баку, 1973
- Доманский Я. Б. Древняя художественная бронза Кавказа в собрании Государственного Эрмитажа. Москва, 1984
- Алиев Р. Мифические обозрения в азербайджанских сказках Баку, 1992 (на азерб. яз.)
- Морган Ж.М. Миссион Съиентифигуе он Ъауъасе Т.1, Парис, 1989
- Рустамов Дж. Мир Гобустана. Баку, 1994 (на азерб. яз.)
- Рустамов Дж., Нариманов И. Грунтовое погребение эпохи железа в Казахском районе. Баку, 1966 (на азерб. яз.)
- Рыбаков Б.А. Космогония и мифология земледельцев энеолита. «Советская археология».1965, №1
- Техов Б.В. Тлийский могильник. Том II Мецниереба, 1981
- Урушадзе Н. Бронзовая летопись древней Грузии. Тбилиси, 1984
- Халилов Дж. Бронзовые пояса, найденные в Азербайджане. Сб. Материальная культура Азербайджана т. IV, 1962 (на азерб. яз.)
- Халилов Дж.А. Археологические исследования в Гяндже в 1981 г. Сб. Археологические и этнографические изыскания в Азербайджане в 1980-1981 гг. Баку, 1986
Автор: Геюшева Т. Азербайджан