Обряд захоронения с «оболом Харона» на территории Азербайджана

Среди многочисленных и разнообразных по типу захоронений могил античного периода, исследованных в разное время на территории исторической Кавказской Албании, встречается и могилы, где в рот или в руку покойнику была положена монета. Это - хорошо известный в лите­ратуре, так называемый, греческий элемент погребального обряда, «обол Харона» получивший в эллинистический период широкое распространение и на Востоке. Этот образ в IV-III вв. до н.э. зафиксирован на Боспоре (1), в Парфии, в Бактрии и в Согде (2). Проблеме возникновения этого элемента погребального обряда в Иране и в Центральной Азии посвящена достаточно обширная научная литература (3).

В Азербайджане впервые обряд с «оболом Харона» зафиксирован при исследовании некро­поля с погребениями в сырцовых гробницах. Впервые гробницы из сырцовых кирпичей были вы­явлены и исследованы в 1903 г. Г.О.Розендорфом недалеко от Гянджи. В 1905 г. В.А.Скиндер на этом же некрополе исследовал еще несколько могил (5).

В 1937-1938 гг. Я.И.Гуммель исследовал на этом некрополе еще 19 сырцовых гробниц (6).

Таким образом, в целом на данном некрополе было раскопано 41 погребение в сырцовых гробницах.

Основным положением костяка в сырцовых погребениях является вытянутое, на спине, со скрещенными на животе руками (7), но встречаются и могилы, в которых костяк находился в силь­но скорченном положение на левом или на правом боку (8); зафиксированы также погребения с сидячим костяком (9), а также парные захоронения (10). Таким образом, в вопросе положения костяка в сырцовых погребениях мы сталкиваемся с различными вариантами, что свидетельствует об отсутствии единой, канонизированной позы трупоположения.

Могильный инвентарь в сырцовых погребениях небогатый. Это - один-два керамических сосуда, но, несмотря на их немногочисленность, они представлены многообразием типов сосу­дов. В целом, керамика повторяет образцы из погребений других типов (грунтовые, кувшинные, срубные, катакомбные, каменные ящики) на территории Азербайджана. Важнейшими находками в сырцовых могилах, позволившими точно датировать эти погребения и выдвинуть ряд предпо­ложений, являются монеты. Все три были извлечены из могил с вытянутым костяком и находи­лись под нижней челюстью костяка. Одна монета из раскопок Г.О.Розендорфа не попала в руки специалистов, не была идентифицирована, и точных сведений о ней нет. Сохранился только сам факт ее находки в отчете Г.О.Розендорфа. Но две другие монеты из раскопок Я.И.Гумменя были определены Е.А.Пахомовым. Это монеты парфянских правителей Фраата III (70-57 гг. до н.э.) и Орода (57-38 гг. до н.э.), что сразу позволило датировать сырцовые гробницы рубежом двух эр (11). Хотя в последующие годы в различных некрополях на территории Азербайджана в моги­лах античного периода и находили монеты, которые иногда находились в руке погребенного (12), обряд вложения монеты в рот погребенного долгое время был зафиксирован только в сырцовых гробницах. В 2006 г. в Джалилабадском районе в предгорьях Талыша при исследовании античного некрополя с грунтовыми погребениями у села Джафарханлы было вскрыто погребение где под челюстью погребенного была выявлена серебряная монета парфянского правителя Митридата II (123-188 гг. до н.э.) (13).

Рассматривая факт обряда захоронения с «оболом Харона», исследователи неоднократ­но указывали на этот факт, как на свидетельство распространения элементов эллинистической культуры в албанской среде, забывая, что это не элементы материальной культуры, которые дей­ствительно легко приживаются в быту под влиянием политических, экономических и культурных связей. Это наблюдается в керамике, в драгоценной утвари, в одежде, в украшениях и т.д. Но в области духовной культуры, и в частности религиозной идеологии, отражением которой являются погребальные памятники, дело обстоит намного сложнее. Чтобы какая-то часть автохтонного на­селения Кавказской Албании ввела в систему своих религиозных представлений чисто греческий обычай, с так называемым, «оболом Харона», нужны были серьезные изменения во всей системе религиозных представлений. Скорее всего, фиксация этого обряда в Кавказской Албании на рубе­же двух эр связана с появлением здесь мигрантов - носителей этого обряда. Общеизвестно, что на рубеже двух эр Рим и Парфия вели борьбу за гегемонию в Передней Азии и на Южном Кавказе. В I в. н. э. Парфии удалось утвердить на троне Атропатены, а затем - Албании и Армении представи­телей своей династии Аршакидов.

Не приходится сомневаться, что в целях усиления своих позиций Парфия переселила в пре­делы Южного Кавказа, в том числе и в Албанию, племена из различных областей своего государ­ства. Это - практически общепринятая практика всех завоевателей. С этим, несомненно, связано появление на территории Кавказской Албанией новых, до этого не известных типов погребений в сырцовых гробницах и керамических ваннах, имеющих на территории Парфии многовековые традиции. Вместе с мигрантами в Кавказскую Албанию проник и обряд захоронения с «оболом Харона».

Литература:

  1. Шелов Д.Б. Монетное дело Боспора в VI-II вв до н.э. м., 1956, с.130
  2. Литвинский Б.А. Погребальные сооружения и погребальная практика в Парфии. Сб. Средняя Азия, Кавказ и зарубежный Восток в древности, с.119-120
  3. Литвинский Б.А. Курганы и курумы Западной Ферганы. М.1972, с.113-119; Ставиский Б.Я.
  4. Кушанская Бактрия: проблемы истории и культуры. М.1977, с.160-165; Пугаченкова Г.А. О культурах Бактрии в свете археологии. ВДИ, 1974, №3 с.133
  5. Розендорф Г.О. Раскопки Г.О.Розендорфа. ОАК за 1903 г. СПБ., 1906, с.86-108
  6. Скиндер В.А. Опыт археологической разведки, Пятигорск, 1906 г. с. 5-32
  7. Гуммель Я.И. Археологические очерки, Баку, 1940. с.145-160
  8. Гуммель Я.И. Сырцовые гробницы Азербайджана и их датировка. СА. 1940, №6, с.294-295
  9. Гуммель Я.И. Сырцовые гробницы Азербайджана и их датировка. СА. 1940, №6, с.295
  10. Алиев К. О неопубликованных сырцовых гробницах, раскопанных Я.И.Гуммелем в 1938 г.
  11. Материальная культура Азербайджана, 1973, ^VIII, С.242
  12. Гуммель Я.И. Археологические очерки, Баку, 1940. с.156-157
  13. Гуммель Я.И. Сырцовые гробницы Азербайджана и их датировка. СА. 1940, №6, с.296
  14. Расулова М. М. Торгово-экономические и культурные связи Кавказской Албании с античным и эллинистическим миром IV в до н.э. - III в н.э., Баку, 2008, с.98-99
  15. Алекперов А.И. Античный некрополь Гылыджалы у села Джафарханлы Джалилабадского района. Сб. Археология, Этнография и Фольклористика Кавказа, Махачкала, 2007, с.118-119

Автор: Гошгарлы Г. Азербайджан

Прокомментировать

Рубрика Археология, Этнология, Фольклористика

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.