Местонахождение Мушакан-1 находится неподалеку от г. Еревана, севернее одноименного села, в долине реки Шорахбюр (приток реки Джрвеж), на высоте около 1400 м над уровнем моря. Памятник обнаружен в 1994 году и исследован экспедицией Института Археологии и Этнографии НАН РА в течение 1998-2004 гг[1]. Территория местонахождения представляет собой срезанную невысокими холмами и оврагами местность, расположенную на северо-восточных окраинах Араратской котловины. Район памятника формирован отложениями мощной и фаунистически хорошо охарактеризованной свитой песчанисто-глинистых пород Шорахбюрской антиклинали нижне-среднеолигоценового возраста и залегающей на ней пестроцветной свитой серых, буровато-серых и кирпично-красных глин и песчаников верхнеолигоценового-нижнемиоценового возраста. Последняя литологически представлена рыхлыми, пестроцветными окремнелыми галечными конгломератами различного петрографического состава, красными и серыми крупнозернистыми песчаниками и песчанистыми глинами, на отдельных участках переходящими в чистые глины. В верхней же части песчанисто-глинистой свиты выделяется горизонт известковых песчаников, коралловых и нуммулитовых известняков с богато представленной фауной пелиципод, гастропод, кораллов и морских ежей[2].
Мушакан-1 занимает почти ровную, слегка изогнутую поверхность холма площадью около 1,5 га, где обнажаются галечники указанной пестроцветной свиты. Здесь и были произведены сборы преобладающего большинства каменных изделий. Помимо сборов на поверхности, производилась расчистка обнаженных разрезов у подножия холма, а также заложена серия разведывательных шурфов на местах скоплений изделий, среди которых было выявлено незначительное количество археологических находок. Практически, основная масса находок здесь является подъемным материалом, а изделия, добытые из отложений и разрезов, залегали в них без наличия каких-либо следов культурного слоя.
Мушаканская коллекция насчитывает более чем 5500 единиц каменных изделий, изготовленных из весьма разнообразных пород каменного сырья. Среди изделий присутствуют экземпляры, изготовленные как из магматических (кремень, яшма, халцедон, сердолик, агат, кварц), осадочных и вулканогенно-осадочных (известняк, мергель, фельзит, песчаник, окварцованный известняк), интрузивных (грано-диорит, диорит), а также из вулканических пород (базальт, дацит, туф). Обсидиан же - весьма "популярное" сырье для изготовления каменных изделий на протяжении всего каменного века Армении - на этом местонахождении полностью отсутствует.
Для Мушаканского материала характерны почти все технические способы расщепления каменного сырья - раскол галек, диск, клектон, протопризматическая, пирамидальная техники и т.д., свойственные различным эпохам палеолита. Для расщепления сколов использованы такие вторичные способы оформления, как комбев и рассечение. Относительно самих приемов и способов вторичной отделки для оформления орудий можно отметить, что здесь имело место применение грубой оббивки, весьма схожей с расщеплением, то есть плоская оббивка встречается очень редко, и для оформления концов, а иногда и краев галечных орудий была применена весьма грубая оббивка. Что касается самих сколов и снятий, то целью их производства не являлось получение основ для изготовления орудий, то есть сколов-заготовок. Сколы, скорее всего, представляли собой производственные отходы при оформлении галечных орудий, хотя в исследуемом комплексе наблюдается некоторое количество разнообразных нуклеусов, с которых снимались заготовки правильных очертаний. Число последних весьма ограничено, они не носят интенсивных следов вторичной отделки и реже - отделки элементарного порядка.
Орудийный состав Мушаканского комплекса каменных изделий разнообразен, хотя их типологический показатель очень низок, так как орудия индивидуальны и не выражают каких-либо состоявшихся и стабильных типов. Скорее здесь можно говорить всего лишь о возможности выделения категорий орудий и их вариантов. Вопреки этому, в Мушаканском комплексе содержится большое количество вторично измененных и переделанных изделий (морфологический показатель очень высок), при этом изменению подвергались более сами галечные орудия, чем нуклеусы и сколы.
В типологическом отношении в Мушакане-1 можно выделить следующие категории орудий:
- Классические галечные орудия - чопперы, чоппинги, галечные орудия с заостренными концами, (рис. 1-6), кливеры, колуны, пикообразные орудия и так далее;
- Бифасы, унифасы и ручные рубила (рис. 7). Первые две категории составляют около 8 % всей коллекции.
- Нуклеусы, ядерные орудия - нуклевидные скребки и диски (рис. 8), которые, в свою очередь, составляют около 4 % всей коллекции.
- Сколы и отщепы со следами вторичной обработки, ножи с натуральным обушком (рис. 7) составляют не более 3% всей коллекции.
- Преобладающая масса изделий в коллекции составляет продольно, поперечно и косо рассеченные гальки, в процентном отношении достигающие 59 %.
Остальная же часть коллекции (26 %) приходится на долю отходов неопределенной формы, обломков и осколков.
При подобном раскладе набора орудийного состава, казалось бы, в лице комплекса каменных изделий Мушакана-1 мы имеем дело с классическим проявлением варианта Олдувайской культуры нижнего палеолита. Однако, учитывая технико-морфологические особенности данного комплекса, возникают определенные проблемы при попытке определения ее места в рамках периодизационной схемы палеолита территории Армении. Как известно, палеолитические индустрии здесь, как правило, моносырьевые, то есть они базируются на определенном каменном сырье (обсидиан, дацит и так далее). В Мушакане-1 мы имеем дело с весьма широкой палитрой использования разнородного каменного сырья. Вопреки промышленному характеру пещерных палеолитических индустрий Армении, где все наличествующие классы проявляют наглядную генетическую связь, в Мушакане-1 полного состава генетически связанных между собой классов не прослеживается. И наконец, подобный типологический состав галечных орудий может бытовать на протяжении всего каменного века и продолжать свое существование вне его хронологических границ, в эпоху бронзы и железа. Другими словами, галечные орудия имеют весьма продолжительное использование, и их наличие в комплексах каменных изделий не может служить хронологическим критерием. Следовательно, при определении места подобных комплексов в региональной периодизационной схеме должно быть выявлено и изучено достаточное количество надежно датированных археологических первоисточников с хорошо сохранившимися биостратиграфическими данными и разработана соответствующая теоретическая база на основе их изучения. Только при наличии подобных разработок будут выделены надежные критерии, с помощью которых удастся определить хронологические рамки бытования и культурную принадлежность материалов подобных местонахождений, так как мировая периодизационная система не отражает хронологических особенностей культур палеолита отдельных регионов.
[1]Ерицян Б.Г., Тадевосян С.В., Стоянка Мушакан-1 и ее Олдувайская культура, в сборнике «Культура Древней Армении 13», материалы республиканской научной сессии, Издательство "Мугни", Ереван, 2005, стр. 12-16 (на арм. яз.).
[2]Саакян Н.А., Мартиросян Ю.А., Приереванский район, заголовок в разделе "Палеоген" (автор А.А. Габриелян), в книге "Стратиграфия", из серии "Геология Армянской ССР", т. 2, Издательство Академии Наук Армянской ССР, Ереван, 1964, стр. 287-301.
Автор: Ерицян Б., Гаспарян Б.Республика Армения