Один из примечательных памятников Колхидской культуры - жилой холм Кулеви[1] (Хоб-ский р-н) расположен на правобережье р. Хобисцкали, в 200-300 метрах от моря (1:34-35; 2:88).
Из выделенных на холме четырех культурных слоёв, содержащих значительные материалы, три относятся к различным ступеням эпохи поздней бронзы - раннего железа (2:88; 4:32). В самом раннем, IV культурном слое (середина II тысячелетия до н.э.) найдено пять идентичных деталей, изготовленных из твердых пород дерева, которые, предположительно, могут быть частью бесколесной повозки (рис. 1-5), отличаются они лишь размерами и толщиной. Скользяще-подвижная часть как выправленной, так и согнутой повозки необработана. Длина согнутой стороны 55-60 см; подвижной же - 45, 60, 70 см и 1 метр. Ширина обработанного стержня повозки 5-7 см; высота - 8-13 см. Перечисленные детали не до конца обработаны, по-видимому, находились в процессе обработки. Две из них зафиксированы вблизи бычьих рогов. Представив Кулевские повозки вместе с тягловой силой, надо думать, что в согнутой части, с обеих сторон вставлялись найденые деревянные детали, передней частью связывающиеся с ярмом. Они являлись составным элементом примитивной повозки в форме саней, на которой перемещались по территории поселения легкие грузы. Нам кажется, что ввиду сравнительно малых размеров этих деталей правомерней будет отнести ее к ручной повозке, где человек мог справиться сам, без тягловой силы.
Судя по этнографическим материалам, сани в основном употреблялись в горных районах. Хотя в болотистой причерноморской полосе Колхидской низменности (как и в Кулеви) перемещение бесколесной повозки (наподобие саней) было также сподручно, она меньше увязала в заболоченных местах.
Бесколесные повозки (судя по археологическим материалам) в Грузии не найдены. Некоторые детали из Кулевских образцов отчасти схожи с транспортными средствами этнографического быта Грузии (рис. 6-7): нало, сатари, сани, лакшани, турши, тавкави, лачками и др. (5:32; 6:87 96).
Судя по пиктографическим знакам Урукских глиняных табличек, принято считать, что бесколёсные повозки (сани) возникли во II половине IV тыс. до н.э. в Шумере (7:37; 8:69). Бесколёсная повозка (волокуша) считается предшественницей двухколесной повозки (7:38; 8:69 - 182).
Таким образом, Кулевская находка подтверждает, что Колхидская культура эпохи поздней бронзы - раннего железа знакома с примитивным бесколёсным транспортным средством в форме саней, которое в причерноморской болотной полосе перемещалось волоком-скольжением.
Литература:
- Т. Микеладзе, Г. Пхакадзе, М. Барамидзе, Д. Мусхелишвили, Д. Хатутайшвили. Итоги исследований Колхидской археологической экспедиции. сб. Полевые археологические исследования в 1973 году, Тб. 1974.
- В. Личели, Р. Папуашвили, Н. Папуашвили. Предварительные результаты раскопок на Кулевском поселении сб. Международная научная конференция «Археология и этнография Кавказа», Баку 2000.
- Н. Хоштариа, Археологические исследования с. Кулеви. Вестник Академии Наук Грузии, тЛП NI-2 Тб. 1946.
- Р. Папуашвили, Археологические раскопки в Кулеви 1999 - 2000 гг. сб. Урбанизм в Причерноморье в архаическую и классическую эпоху Тб. 2002.
- М. Гегешидзе, Грузинский народный транспорт, Тб. 1956
- Ал. Давитадзе, Народные обычаи изготовления транспортных средств в Верхней Аджара, труды Государственного Музея Аджарской АССР, т. VII Батуми 1972.
- Г. Мирцхулава. Этапы происхождения и развития колесного транспорта в Грузии. сб. Дзиебани №5 Тб. 2000.
- Н.Флитнер, Культура и искусство Двуречья. М. - Л 1958
- Н. Кожин. К проблеме происхождения колёсного транспорта. сб. Древняя Анатолия. М.1985.
[1] В сел. Кулеви, на берегу р. Цива, археологические исследования были начаты еще в 1945 г (3:78 -82). Колхидская археологическая экспедиция (рук. проф. Т.Микеладзе) в с. Кулеви исследовала поселение эпохи поздней бронзы -раннего железа (1:34). Работы продолжила в 1999 - 2006 гг Кулевская археологическая экспедиция Археологического центра акад. О. Лордкипанидзе Национального музея Грузии (рук. Р. Папуашвили)
Автор: Джибладзе Л., Папуашвили Р. Грузия