Цели и задачи создания наркомнаца РСФСР (1918-1924 гг.)

В данной статье раскрыты основные моменты деятельности Наркомнаца РСФСР. В истории шестилетнего существования Народного Комиссариата до настоящего времени имеются проблемы, нуждающиеся в изучении и осмыслении с позиций сегодняшнего дня. К такой проблеме, стоящей перед историками, относится история создания и функционирования Наркомнаца. В период существования Наркомнаца проходили острые дискуссии по всем вопросам национальной жизни: по проблемам государственности, определению территории и границ автономий, системы государственного управления, взаимодействия светского и конфессионального образования и т.д.

Актуальность темы статьи обусловлена, прежде всего, масштабностью событий, связанных с генезисом узбекской государственности. Возникшее в ходе Октябрьской революции 1917 года Советское государство предложило новую модель политического, социально-экономического развития и поставило мир перед глобальным выбором. Сегодня в условиях кардинальных перемен, особую актуальность приобретает потребность в решительном пересмотре поставленной проблемы. Изучение данной темы дает возможность осмыслить истоки этого феномена, факторы, позволившие создать могучую державу мира, уточнить и расширить представления не только о процессе формирования и сущности государственности, но и выявить основные функции и задачи Народного Комиссариата по национальным делам Туркестана. Настойчивая потребность в его систематизированном изучении диктует рядом факторов.

26 октября (8 ноября) 1917 г. в Петрограде, на II Всероссийском съезде Советов было создано правительство Совет Народных Комиссаров. В составе Совнаркома учрежден Народный комиссариат по делам национальностей (Наркомнац), призванный проводить в жизнь принципы государственной национальной политики. Ведомство, в функциональные обязанности которого, входило решение проблем национальных отношений, создавалось впервые за всю многовековую историю Российского многонационального государства.

После того как были образованы первые подразделения Наркомнаца, возникла необходимость в создании специального органа, который бы руководил всей работой в комиссариате. Им стала коллегия в количестве 8 человек, 15 февраля 1918 г. на собрание представителей национальных комиссариатов и отделов (таково было название структурных подразделений Наркомнаца). В коллегию вошли руководители этих подразделений. Представителем коллегии являлся нарком по делам национальностей. [1,12]

По мере создания новых комиссариатов их руководители включались в коллегию, состав которой постоянно увеличивался и в июле 1918 г. вырос до 16 человек. Поскольку в дальнейшем предлагалось образование новых отделов, руководство Наркомнаца решило ограничить число членов коллегии в 9 человек. Было решено отказаться от построения коллегии по принципу национального представительства, а избирать опытных сотрудников. В сентябре Совнарком сократил состав коллегии до 10 человек, а в декабре 1919 г.- в количестве 4 человек. [2, 13]

Национальные комиссары обязаны были присутствовать в Совнаркоме, когда разбирались вопросы, касающиеся национальностей, интересы которых они представляли. Но зачастую этого не происходило. Например, 18 июня 1918 г. на заседании Совнаркома некоторые из Народных комиссаров совершенно отсутствовали, задерживая этим разрешение дел относящихся их комиссариатов. [3] Во главе национальных комиссариатов и отделов также стояли коллегии. В коллегию входили комиссар (он же председатель коллегии), заместитель комиссара (секретарь коллегии) и три члена, назначаемые из заведующих крупных отделов комиссариатов.

На первом заседании коллегии, т.е. 15 февраля 1918 г., была утверждена складывающаяся структура центрального аппарата Наркомнаца. Он был разбит на отделы. Было создано несколько отделов: агитации и пропаганды, издательский, статистики, подготовки общих кадров и др. [4] В дальнейшем в соответствие с первоочередными задачами аппарат Наркомнаца перестраивался. В апреле 1918 г. при Наркомнаце было создано Центральное информационное бюро, состоявшее из представителей бюро печати всех комиссариатов. [5]

Сложнейшей проблемой было укомплектование Наркомнаца кадрами. Сотрудники Наркомнаца должны были хорошо знать условия жизни того или иного народа, пользоваться у него авторитетом и, конечно, владеть его родным языком.

По социальному положению сотрудники Наркомнаца распределялись следующим образом - рабочие составляли 15 чел. (6,8%), служащие - 129 чел. (58,1%), военнослужащие - 38 чел. (17%), учащиеся - 6 чел. (2,7%) и т.д. [6,15] М.П.Ирошникову удалось выяснить динамику кадрового состава центрального советского аппарата, используя материалы комиссии при Центральном статистическом управлении по регистрации служащих Наркомнаца, и пришел к следующим выводам: в ряде народных комиссариатов число сотрудников за год возросло в 2-3 раза, в других - в 5-8 раз. По данным отчета Наркомнаца за 1921 г., в Наркомнаце числилось 875 сотрудников. [7, 295] Таким образом, если сравнить с 1918 г., то численность служащих Наркомата по делам национальностей возросла более чем в четыре раза. [8,174]

Первые национальные комиссариаты были созданы 26 октября (8 ноября) 1917 г. В числе первых были организованы западные комиссариаты. Одной из причин этого было наличие на западных окраинах необходимых кадров. В начале ноября 1917 г. был организован комиссариат по польским делам (комиссар Ю.М.Лещинский), в декабре - по литовским (комиссар В.С.Мицкявичюс-Капсукас). В январе 1918 г. возникли комиссариаты: армянских (комиссар В.А.Аванесов), мусульманский (комиссар М.Вахитов), белорусский (А.Г.Черняков), еврейский (комиссар С.М.Диманштейн). [9,37]

Процесс создания национальных комиссариатов продолжался в течение всего 1918 г. С марта по декабрь 1918 г. возникли: латышский национальный комиссариат (комиссар Ф.А.Розин (Азис)), эстонский (заведующий Г.Г.Пегельман), чувашский (заведующий Д.С.Эльмень), киргизский (казахский) (заведующий М.Тунганчин), украинский (заведующий И.Ю.Кулик), чехословацкий (заведующий К.Кнофличек), вотский (удмуртский) (заведующий М.П.Прокопьев), горцев Кавказа (заведующий У.Б.Алиев), зырянский (коми) (заведующий М.А.Молодцова), калмыцкий (заведующий А.Г.Мещеряков), марийский (заведующий Н.А.Алексеев), отдел южных славян, поволжский комиссариат по делам немцев (заведующий Г.К.Клингер). В начале 1919 г. появились мордовский и отдел мусульман Закавказья. [10,16]

В качестве основных задач Народного Комиссариата по национальным делам были определены: 1. Обеспечение мирного сожительства и братского сотрудничества всех национальностей и племен РСФСР, а также договорных дружественных советских республик; 2. Содействие их материальному и духовному развитию, применительно к особенностям их быта, культуры и экономического состояния; 3. Наблюдение за проведением в жизнь национальной политики Советской власти.

Право наций на самоопределение было провозглашено на II съезде РСДРП (Брюссель-Лондон 17 (30) июля-10 (23) августа 1903) [11,40]. в полном соответствие с решением Лондонского международного конгресса II Интернационала 1896 г. при этом провозглашение и осуществление права наций на самоопределение «не может иметь, с историко-экономической точки зрения, иного значения кроме как политическое самоопределение, государственная самостоятельность, образование национального государства».[12,104]

При Народном Комиссариате по национальным делам был создан «Совет национальностей» (декрет 21 апреля 1921 г.), в состав которого вошли представители всех автономных частей РСФСР. «Совет национальностей» имел широкие полномочия при решении политических и экономических задач.

На первом этапе Народный Комиссариат по национальным делам занимался преимущественно народами Запада, положением на фронтах. В условиях борьбы с внутренней и внешней контрреволюцией комиссариаты и отделы направляли своих работников на различные участки фронта для оказания помощи Красной Армии. В национальных воинских частях работники Народного Комиссариата по национальным делам вели агитационно-пропагандистскую работу: выпускали газеты, листовки, проводили митинги на языках национальностей России. В сферу их деятельности входило также устройство тысяч беженцев из западных регионов, где в условиях безвластия и анархии бесчинствовали банды, которые грабили местное население, инициировали погромы.

Таким образом, к началу 1919 г. в Наркомнаце был 21 национальный комиссариат, но структура Наркомнаца не была стабильной, имело место и слияние нескольких национальных подразделений в один. Например, до конца 1918 г. литовский и белорусский комиссариаты существовали отдельно, после образования Литовско-Белорусской ССР (февраль 1919 г.) организован единый комиссариат. Или же происходили ликвидации комиссариатов (из-за захватов в национальных районах), а затем вновь восстанавливались. Все просчеты приводили к торможению деятельности Наркомнаца РСФСР.

Подразделения Наркомнаца, созданные в октябре 1917 г., назвались комиссариатами, позднее (с марта 1918 г.) - отделами. По объему и задачам комиссариаты не отличали друг от друга. В них создавались агитационные, культурно-просветительные и издательские подразделения, военный отдел беженцев, отдел труда и т.д. [13,19] В свою очередь, некоторые из этих отделов делились на подотделы. При коллегии Наркомнаца функционировал информационный отдел с подотделами: учетный, издательский и бюро жалоб. Информационный отдел должен был осведомлять обо всех событиях и явлениях в жизни национальностей и информировать Центр учреждения Республики о положении на местах. На материалах некоторых отделов Наркомнаца попытаемся показать наиболее типичную для подразделений структуры. Начнем с литовского комиссариата, поскольку он был создан одним из первых (декабрь 1917 г.) и являлся типичным для народов западных национальных районов. Комиссариат по литовским делам был создан по инициативе Центрального бюро литовских секций РСДРП (б). Литовские большевики вели переговоры с другими литовскими организациями об участии в национальном комиссариате. Но соглашения с ними не состоялось, ввиду того, что они не признали Советскую власть. [15,7]

Следует подчеркнуть, что таких сложностей в деятельности Наркомнаца РСФСР было достаточно. Национальные комиссариаты и отделы в своей организации сталкивались с множеством трудностей. Одной из главных было отсутствие квалифицированных работников, в результате организационный период некоторых комиссариатов и отделов затягивался, и они не могли сразу развернуть работу. Необходимо отметить, что Наркомнац РСФСР испытывал большие трудности в формировании и в своей деятельности, то они несколько раз увеличивались для национальных отделов на местах. Национальные комиссариаты не до конца понимали функции, структуру и положение национальных комиссариатов, и не раз запрашивали центр о правах и обязанностях национальных отделов, о необходимости их создания.

В течение августа - декабря 1918 г. на заседании коллегии Наркомнаца не раз подымался вопрос о выработке рекомендаций для местных национальных отделов. 19 октября 1918 г. была утверждена инструкция об организации отделов по национальным делам. [16]

На страницах газеты «Жизнь национальностей» была опубликована дискуссионная статья по вопросу о том, быть или не быть Наркомнацу. 9 июля 1919 г. президиум ВЦИК принял постановление о приостановлении функций Наркомнаца и открытии при ВЦИК отдела по делам национальностей. Было решено передать дело Наркомнаца разным наркоматам. 19 мая 1920 г. начинается реорганизация Наркомнаца, которая продолжалась в течение 1921-1922 гг. [17,16-21]

Задачи Народного Комиссариата по национальным делам РСФСР:

1. Обеспечение мирного строительства и братского сотрудничества всех национальностей РСФСР, а также договорных республик; 2. широкое содействие материальному и духовному развитию народов применительно к особенностям их культуры и экономического состояния; 3. наблюдение за проведением в жизнь национальной политики Советской власти.

Функции Народного Комиссариата по национальным делам РСФСР:

  1. Народный Комиссариат по национальным делам разрабатывает проекты документов по вопросам национальной политики и вносит на утверждение ВЦИК и СНК;
  2. Принимает меры к приспособлению общефедерального законодательства, а так же распоряжений отдельных наркоматов к нуждам и особенностям быта, культуры и экономики отдельных национальностей и национально-территориальных образований на всей территории СРФСР;
  3. Представляют интересы автономных республик и областей при обсуждении бюджетных вопросов в центральных органах;
  4. Дает заключения по сметам финансирования;
  5. Участвует в выработке общефедеральных налогов и, в целях согласования с интересами и хозяйственным развитием автономных республик и областей, дает свое заключение по отдельным налоговым статьям;
  6. Объединяет все представительства автономных республик и областей, содействует их взаимодействию с центральными органами Федерации и руководит их общей деятельностью.
  7. Народный Комиссариат по национальным делам защищает права национальных меньшинств, наблюдая за выполнением соответствующих статей Конституции, декретов и постановлений, касающихся отдельных национальностей;
  8. Учреждает свои представительства при ЦИК и СРК автономных республик, исполкомах автономных областей;
  9. Ведет переговоры с представителями отдельных национальностей, входит во ВЦИК и СНК с предложениями об образовании новых автономных единиц;
  10. Собирает и изучает материалы, касающиеся жизни национальностей, издает научные труды по их истории; организует специальные ученые общества для изучения жизни отдельных национальностей, специальные институты и курсы для подготовки кадров политических и советских работников нерусской национальности [18].

ВЦИК и СНК принимают 4 ноября 1920 г. постановление, по которому самостоятельные представительства автономных республик ВЦИК передавались (в соответствии с постановлением ВЦИК от 22 мая 1920 г.) в Народный Комиссариат по национальным делам. Представительствам вменялось в обязанность заботиться о своевременном снабжении своих национальных республик и областей необходимыми денежными, техническими и культурно-просветительскими средствами, отпускаемыми центральными учреждениями РСФСР. В документе подчеркивается, что все вопросы по удовлетворению нужд автономий решаются только через Народный Комиссариат по национальным делам.

Таким образом, в связи с изменением общественно-политической обстановки в стране - переходом к мирному строительству - принимаются новые документы, направленные на повышение эффективности деятельности наркомата. 27 июля 1922 г. Президиум ВЦИК утвердил Декрет о «Реорганизации Наркомнаца» и «Положение о Народном Комиссариате по национальным делам». В этих документах были определены основные цели и функциональные обязанности этого ведомства.

Литература

  1. Макарова Г.П. Народный Комиссариат по делам национальностей РСФСР 1917-1923 гг. - Москва: Наука, 1987. - С.12.
  2. Там же. - С.13.
  3. ЦГА. Ф.Р-36, оп.1, д.2, л.17.
  4. ЦГА Ф.Р-36, оп.1, д.21, л.5.
  5. ЦГА Ф.Р-36, оп.1, д.32, л.7.
  6. Макарова Г.П. Народный комиссариат по делам национальностей РСФСР. 1917-1923 гг. - Москва: Наука, 1987.- С.15.
  7. Ирошников М.П. Создание Советского центрального аппарата. Совет народных комиссаров и народные комиссариаты (октябрь1917-январь 1918 гг.). 2-е изд. Ленинград: Наука, 1967. - С.295.
  8. Гимпельсон Е.Г.Рабочий класс в управлении Советским государством (ноябрь 1917­1920 гг.). - Москва: Наука. 1982. - С.174.
  9. Чеботарева В.Г. Наркомнац РСФСР: свет и тени национальной политики 1917-1924 гг. - Москва, 2003. - С.37.
  10. Макарова Г.П. Народный Комиссариат по делам национальностей РСФСР 1917-1923 гг. - Москва: Наука, 1987. - С.16.
  11. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 1898-1924 гг. ч.1. Изд-е 7. Москва: Госполитиздат. - С.40.
  12. Хакимов М.Х. Основные проблемы развития национальной Советской государственности в Узбекистане в период перехода к социализму: Дисс...д-ра юрид.наук. - Ташкент, 1965. - С.104.
  13. История Советской Конституции. Сб.документов 1917-1957 гг. - Москва: АН СССР, 1957. - С. 19.
  14. Мусульмане.. преисполнены надежды, что будут полностью обладать и пользоваться правами. дарованными РСФСР. Письма председателя ЦДУМ муфтия Р.Фахретдинова председателю ЦИК М.И.Калинину. 1920-е гг. // Отечественные архивы.- №5. 2006.
  15. История Советской Конституции. Сб.документов 1917-1957 гг. - Москва: АН СССР, 1957. - С.7.
  16. ЦГА РУз. Ф.Р.-36, оп.1, д.16, л.5;
  17. От Народного комиссариата по делам Национальностей. Инструкция об организации отделов по делам национальностей // Жизнь национальностей. -№ 6. 1918 15 декабрь. -С.16-21;
  18. «Положение о Краевом Комиссариате по национальным делам» и «Инструкция об организации отделов по национальным делам» // Наша газета. 1919. 6 марта; ЦГА Ф.Р-36, оп.1, д.16, л.5.

Автор: Саипова К.Д. Аспирантка, факультет истории. Национальный Университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека

Источник: Журнал «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия г. Москва, Китайгородский пр., д.7, стр.2. Свидетельство о регистрации СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. «ПИ № ФС77-33767»

Прокомментировать

Рубрика Культура и искусство, Политика

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.