Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в реализации задач коррекционной работы с учащимися с тяжелыми нарушениями речи

В условиях современной действительности отмечается постоянный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее многочисленна группа детей с нарушениями речи различной формы, структуры дефекта и степени выраженности, которые препятствуют формированию полноценных навыков письма и чтения, блокируют успешность освоения школьной программы, могут повлечь за собой нарушение умения полноценно общаться со сверстниками и взрослыми, затрудняют социальное и личностное развитие детей.

Особое место логопедическая коррекция занимает в системе коррекционного обучения детей по специальной (коррекционной) программе учреждений V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи). Целью обучения детей в специальных (коррекционных) классах является обеспечение образовательного процесса и оптимальной социальной интеграции обучающихся, имеющих различные формы речевой патологии, путем развития познавательной деятельности и формирования речи как средства коммуникации.

Успех коррекционного обучения детей с тяжелыми нарушениями речи во многом зависит и от того, как организовано взаимодействие учителя-логопеда с родителями, так как включение родителей в процесс коррекции является необходимым условием полноценного речевого развития школьников. Перед учителем-логопедом и родителями стоят единые задачи развития речи учащихся, но отличаются лишь пути их реализации.

Принципы работы с родителями можно сформулировать следующим образом:

  • сотрудничество – учитель-логопед видит в родителях не объект своего воздействия, а равноправных партнеров по коррекционному процессу;
  • индивидуализация-ориентация на культурный и образовательный уровень семьи, стиль семейного воспитания, тип взаимоотношений в семье, наличие заинтересованности и понимания со стороны родителей проблем своего ребенка;
  • непрерывность и эффективность обратной связи – осуществление учителем-логопедом ненавязчивого и опосредованного контроля за ходом и качеством проведения коррекционной работы в семье;
  • комплексность – координация учителем-логопедом взаимосвязи родителей с другими специалистами (врачами, психологами), так как преодоление недоразвития речи является комплексной психолого-медико-педагогической проблемой.

Опишем пример взаимодействия учителя-логопеда с родителями, которое осуществляется на протяжении нескольких лет на базе МОУ № 14 (город Челябинск, Металлургический район).

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности с учащимися, обучающимися в специальных (коррекционных) классах осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной и наглядной форм работы.

1. Коллективная форма работы с родителями представлена в таких видах работы как родительские собрания, групповые консультации, речевые праздники.

Родительские собрания – это действенная форма общения учителя-логопеда с родителями. Именно на собраниях у учителя-логопеда есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием и методами коррекции речи у детей младшего школьного возраста. Классные родительские собрания проводятся три раза в год: в начале, середине и конце учебного года. На собраниях осуществляется просвещение, информирование родителей по различным вопросам, касающимся речевого развития их детей, а также привлечение родителей к активному участию в коррекционной работе.

В ходе групповых консультаций родители получают теоретические и практические знания по вопросам коррекции, воспитания и обучения детей. Возможно приглашение на консультации других специалистов: психологов, медиков. Консультации важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности помогали родителям решать проблемы воспитания и развития детей, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не желает слушать долгих и назидательных докладов учителя. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал по оказанию коррекционной помощи в домашних условиях.

В конце учебного года учитель-логопед проводит речевые праздники, на которых обучающиеся демонстрируют свои успехи. Праздники проводятся совместно с учителем музыки. К подготовке праздников привлекаются и родители. Эти мероприятия полезны для развития коммуникативных умений и навыков учащихся, повышения их самооценки, закрепления пройденного в течение года материала, а также позволяют родителям увидеть результаты собственного труда и эффективность работы учителя-логопеда по преодолению речевых нарушений у школьников.

Необходимо обратить особое внимание на индивидуальную форму работы, так как она имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями.

2. Индивидуальная форма работы с родителями представлена следующими видами: анкетирование родителей, беседы, индивидуальные консультации, использование сборника упражнений и заданий для домашней работы, просмотр индивидуальных занятий учителя-логопеда, использование индивидуальных логопедических дневников.

Немаловажную роль в совместной работе учителя-логопеда и семьи играет анкетирование родителей. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности речевого развития ребенка, положительный опыт родителей по преодолению трудностей в развитии, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания ребенка, об особенностях речевого развития. Анкетирование родителей проводится в начале учебного года. С помощью анкет учитель-логопед получает необходимые сведения об анамнезе детей, онтогенетическом ходе речевого развития.

Учитель-логопед знакомит родителей с результатами, с сущностью речевого нарушения ребенка. Для такой работы эффективна беседа. Из первой беседы выясняются условия воспитания ребенка в семье, увлечения и интересы. Учитель-логопед интересуется жалобами и опасениями родителей, их мнением и пожеланиями по поводу развития речи ребенка. Эта встреча очень важна как для логопеда, так и для родителей. От ее атмосферы и правильного построения зависит дальнейшее сотрудничество.

Индивидуальные консультации должны помочь родителям найти ответы на имеющиеся вопросы, получить систему рекомендаций по использованию несложных практических приемов в домашних условиях. Консультации носят коррекционную направленность и учат родителей различным видам продуктивной деятельности: артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения. При необходимости индивидуальное консультирование проводится на совместных консилиумах всеми специалистами сразу.

Необходимо приглашать родителей на открытые индивидуальные логопедические занятия, чтобы они познакомились с требованиями, приемами и содержанием работы учителя-логопеда, понаблюдали за своим ребенком во время учебной деятельности на логопедических занятиях. Часто родители не имеют представления о том, какую огромную работу проводит учитель-логопед, какие задачи воспитательного и образовательного процесса он решает.

Основной формой взаимодействия с родителями является индивидуальный логопедический дневник. Дневник ведется учителем-логопедом совместно с родителями. Он служит как тетрадью для домашних заданий, так и «телефоном доверия» – взрослый может написать в нем любой вопрос, сомнение относительно качества выполнения заданий ребёнком. Номера выполненных заданий родители отмечают плюсом, невыполненных минусом. В дневник заносится количество нарушенных звуков у детей и отмечается динамика исправления звукопроизношения. Родители наглядно видят, как продвигается процесс коррекции звуков (это обозначается условными цветными символами).

Дневник заполняется учителем-логопедом один раз в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в дневнике даются не только по звукопроизношению, но и по формированию фонематических процессов, развитию словаря и грамматического строя речи, а также по совершенствованию связной речи.

Учителями-логопедами школы специально разработан сборник упражнений и заданий для проведения коррекционной работы родителями. Сборник играет существенную роль в результативной работе родителей с детьми, он позволяет не имеющему специальной подготовки взрослому успешно заниматься коррекционной и развивающей работой со своим ребенком.

3. Наглядная форма работы с родителями.

Для активизации родителей используется информационный стенд.
В специальном разделе стенда учитель-логопед размещает свой материал, который носит просветительский или практический характер и меняется несколько раз в течение учебного года.

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей является важной составляющей коррекционно-образовательного процесса в специальных (коррекционных) классах для детей с тяжелыми нарушениями речи, так как тесный контакт логопеда и родителей – важнейшее условие высокой эффективности коррекционной работы. Поэтому в любой форме работы с родителями важно найти и выделить те пути взаимодействия, которые бы стимулировали речевое, познавательное и личностное развитие ребенка.

И в заключение хотелось бы сказать, что сама проблема взаимодействия с родителями не нова, но сегодня к ее решению важно подойти творчески, через дифференцированный подход к каждой семье и самому ребенку.

Список литературы

  • Краузе, М. П. Дети с нарушениями развития: психологическая помощь родителям / М. П. Краузе. – М.: Издат. центр «Академия» , 2006.
  • Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина; под ред. В. И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  • Психологическое консультирование: Теория и практика: учеб. пособие / сост. Н. В. Бодягина. – Самара: Изд-во Самар. обл. ин-та ПК и ПРО, 2001.
  • Ястребова, А. В. Учителю о детях с недостатками речи / А. В. Ястребова, Л. Ф. Спирова, Т. П. Бессонова. – М.: АРКТИ, 1996.
  • Источник: Федеральное агентство по образованию. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный педагогический университет». Факультет коррекционной педагогики. III Всероссийская научно-практическая конференция «Инновации в специальном (коррекционном) образовании». Сборник материалов часть 2.

Автор: Н. В. Струнина, Челябинск

Прокомментировать

Рубрика Инновации в специальном, коррекционном образовании

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.