Взаимоотношения Грузии и Золотой Орды берут начало со времен хана Бату (1227-1255 гг.). Это и понятно, ведь Грузия первоначально подчинялась Улусу Джучи.
Обстоятельства резко меняются с 1256 года, когда страна оказывается во владениях Хулагу-хана (1256-1265 гг.) и его наследников. С этого времени наступает конец «дружеским связям» и взаимоотношениям с Золотой Ордой. Но, несмотря на это, союз продолжается. Грузинские политики отлично использовали соперничество севера и юга и, угрожая открытием Дарьялских ворот северному соседу, зачастую достигали определенных компромиссов со стороны Хулагуидов.
К сожалению, о взаимоотношениях Грузии и Золотой Орды в XIV веке в грузинских источниках ничего не говорится. Этот факт вызывает тем большее недоумение, что нумизматические материалы бесспорно подтверждают, что в это время Грузию с Золотой Ордой связывали как тесные торгово-экономические, так, в определенное время, и политические взаимоотношения. Более того, в 50-х годах XIV в., Грузия, по-видимому, на короткое время попадает в сферу влияния Улуса Джучи, и, видимо, войско Золотой Орды с согласия грузинской власти или своевольно прошло через Тбилиси [1:319-323].
Обратимся к фактам.
- Наглядной иллюстрацией торгово-экономических связей Грузии и Золотой Орды является монетный комплекс, найденный в окрестностях древней таможни близ с. Али (Хашурский р-н) [2:23, 191], в составе которого находилось до 200 джучидских монет [3:118-136].
- Безусловным свидетельством политических взаимоотношений Грузии с Северным Улусом является монетная эмиссия, осуществленная на Тбилисском монетном дворе от имени Джани-бега в 757 г. х (= 1356 г.) и Берди-бега (дата не установлена) [1:320-321]. Этот весьма примечательный политический факт до нас никто специально не исследовал. Большинство исследователей обходила (обходит и сегодня) его молчанием, удовлетворяясь лишь констатацией, что Грузия в это время испытывала влияние Золотой Орды [4:47-50; 5:190]. Факт же этот заслуживает особого внимания, т. к. Грузия в этот период входит в сферу влияния Хулагуидов, и до 1355 года монеты здесь чеканились лишь от имени Ильханов [6:32]. Как же произошло, что в стране, находящейся под чужой юрисдикцией, Джучиды осуществляют свою монетную эмиссию? Д. Г. Капанадзе попытался обяснить это явление. По его мнению, правители Грузии добровольно пропустив Джучидов через свое царство, позволили им напасть на южного соперника. Предположим, что в действительности так и произошло. Но тогда при чем здесь монетная эмиссия на Тбилисском монетном дворе от имени ханов Золотой Орды? Согласно автору, это был дипломатический жест правителей Грузии, дабы сохранить хорошие отношения с Северным Улусом [7:119-120].
Мы же по этому вопросу придерживаемся несколько иного мнения.
Как известно, после смерти Абу-Саида (1316-1335 гг.) государство Ильханов развалилось, Азербайджаном завладела династия Чобанидов и установила здесь жесткий режим. Обеспокоенные этим обстоятельством правители страны обратились за помощью к хану Золотой Орды Джани-бегу (1332-1357 гг.), который в отношении Азербайджана осуществлял традиционную политику. Согласно письменным источникам, в 758 г. х (=1357 г.), он победил Малика Ашрафа, занял Тебриз и на короткое время присоединил Азербайджан к Улусу Джучи [8:263-265]. После этого сражения Тебризский монетный двор (а также другие монетные дворы Азербайджана) в 757 г. х (=1356 г.) чеканит серебряные монеты от имени Джани-бега [8:264]. Следует отметить, что между сведениями письменных источников и нумизматическим материалом имеются некоторые расхождения: датой похода Джани-бега источники определяют 758 г. х., по монетам же, это должно было произойти в 757 г. х. По-видимому, нумизматический материал объективнее отобразил этот факт, чем письменные источники. Главное же здесь в том, что Тбилисский монетный двор в том же 757 г. х. осуществляет монетную эмиссию от имени Джани-бега. Насколько возможно было бы провести это мероприятие синхронно - в Азербайджанских городах и в Тбилиси, если б в это время через Грузию не проследовала часть войска Золотой Орды? Ведь чеканка монет от имени Джани-бега на монетном дворе Тебриза была осуществлена именно после оккупации города.
О том, что проход по территории Грузии части войска Золотой Орды не был санкционирован грузинскими властями и в определенной степени носил реваншистский характер, свидетельствует следующий факт. Дело в том, что грузинский царь Гиоргий V Блистательный (1318-1346 гг.) и сын его Давид IX (1346-1360 гг.), временно овладев Северной Осетией, которая была под юрисдикцией Золотой Орды, осуществили на монетных дворах Алагира и Карджина эмиссию монет общехула-гуидского типа. Это понятно, т.к. в самой Грузии до 1355 года монеты чеканились от имени Иль-ханов. Конечно, трудно представить, что Джучиды в своих владениях чеканили монеты от имени Хулагуидов. Алагирский монетный двор эти монеты выпускал в 739-759 гг. х. (1338/39-1357/58), а Карджунский - в 749-750 гг. х. (1348/49-1350 гг.) [9:90-100]. Исходя из этого, считаем, что взятие Тбилиси и осуществление там Джучидами монетной эмиссии явилось ответным шагом.
По-видимому, военную операцию против Малика Ашрафа Джани-бег повел в двух направлениях: по Дербентскому проходу (что само собой разумеется) и через Дарьялские ворота - через Тбилиси.
Таким образом, в 50-х годах XIV в. Джучиды кратковременно владели столицей Грузии. Это допущение приобретает большую убедительность, если припомнить, что Тбилисский монетный двор в последующем, в 758 г. х. незамедлительно откликнулся на изменения, произошедшие в политической жизни Золотой Орды.
Джани-бег недолго задержался в Азербайджане: оставив здесь своим заместителем сына -Берди-бега, он направляется в Сарай. В пути он заболевает, Берди-бег срочно прибывает в главный лагерь и совершает государственный переворот [8:269-270]. Эта политическая акция немедленно отразилась на дирхемах, выпущенных Тбилисским монетным двором с именем Берди-бега. Хотя на монете год стерт, но то, что там должна быть дата - 758 г. х., не вызывает сомнений [5:190, сноска]. Сомнительно, что эту регалию грузинская власть столь поспешно осуществляет по собственной доброй воле или по каким-то дипломатическим соображениям. Следует учитывать, что оставленный Берди-бегом в Азербайджане визирь Ахи-Чхук сразу же после ухода патрона становится во главе сторонников казненного Ашрафа и немедленно развязывает борьбу против Золотой
Орды [4:48].
Литература:
- Дундуа Г. Ф. Один эпизод из истории взаимоотношений Грузии и Золотой Орды в XIV веке по нумизматическим данным. Юбилейный сборник, посвященный 100-летию со дня рождения академика И. А. Джавахишвили, Тбилиси, 1976 (на груз. яз.).
- Бердзенишвили Н.А. Вопросы истории Грузии I, Тбилиси, 1964 (на груз. яз.).
- Ломоури Т.Н. К вопросу взаимоотношений Грузии с Золотой Ордой в XIV в. (джучидские монеты клада из с. Али), сб. К истории обращения денег в средневековой Грузии, Тбилиси, 2005 (на груз. яз.).
- Пахомов Е. А. Борьба феодальных династий за Восточное Закавказье с половины XIV в. до начала XV в. по монетным данным, КСИИМК, вып. 66, М., 1956.
- Пахомов Е. А. Монеты Грузии, Тб., 1970.
- Дундуа Г.Ф. К вопросу монетного обращения в Грузии XV века, Тбилиси, 1964 (на груз.яз.).
- Капанадзе Д.Г. Грузинская нумизматика, Тбилиси, 1969 (на груз. яз.).
- Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и падение, М.-Л., 1950.
- Гваберидзе Ц.М. Взаимоотношенияы Грузии с Ильханским Ираном и государством Джелаиридов, Тбилиси, 1986 (на груз. яз.).
Автор: Дундуа Г. Грузия