Сегодня на проблемах духовности концентрируется внимание многих ученых, философов, педагогов. Исследователи подчеркивают необходимость возврата к духовным ценностям, носящим общечеловеческий универсальный характер, которые служат объединяющим началом для верующих и неверующих. В работе «Путь обретения духовных идеалов: религиозно-психологический аспект» Т. Турина определяет уровни религиозных ценностей через следующие категории: доброта, справедливость, мудрость, отношение к бессмертию, счастье, смирение, добродетель, милосердие, всепрощение, покой, радость, обретение внутреннего мира, справедливость, требовательность к себе, уступчивость, снисходительность, терпимость, признание прав и достоинств других людей, добросовестность, инициативность, дисциплинированность, чувство долга, ответственность - качества, которые требуют определенных внутренних усилий, воли, самоотверженности [12, с. 58]. Отсюда, понятие «духовность» предполагает наличие высшей красоты, гармонии как категорий эстетических и нравственности как категории этической. Таким образом, «духовность» выступает как высшая эстетическая и этическая категория, в которой предполагается связь человека с Высшим Началом (Абсолютом, Идеалом), Истиной, Вечностью через творчество, через проявление таланта человека.
Процесс духовного творчества в истории культуры разбивается на три основных потока: религию, философию и искусство. Феномен духовного реализуется в этих трех сферах специфическим образом, опираясь на различные сущностные силы человека, его способности и потенции. Духовное есть трансформация человека к духовному существу, невозможная без «точек опоры», символов религии и метафизических понятий философии, опираясь на которые сознание способно самоочищаться; духовный феномен можно определить и через понятие трансформации. Духовное осуществляется тогда, когда некое человекоподобное существо трансформируется к Человеку; этот процесс создает свою символику и термины в зависимости от того, на каком материале он осуществляется: религии, философии или ином. [См.: 8].
Искусство (в том числе музыка) является одним из важных элементов современного культурного пространства, способным к гармонизации отношений человека с окружающей действительностью. Музыка оказывает значительное влияние на эстетические взгляды человека. Классическая немецкая эстетика трактует музыку как искусство, наиболее пригодное к изображению внутреннего мира человека, задача которого решена совершенно автономно; как специфически современное, культурно-историческое явление [4, с. 292].
Но что есть музыка? Каждый из нас может по-своему описать те чувства, которые он испытывает при исполнении либо прослушивании великих шедевров музыкального искусства прошлого и настоящего. По определению музыковеда В. Н. Холоповой: «Музыка - вид искусства, основанный на исторически сложившейся системе звукоинтонаций, через эмоциональное воздействие воплощающий какие-либо идеи, образы чувств и состояний человека, возможно - предметов и событий действительности, реализующийся в конкретных произведениях, построенных по определенным принципам композиции и преподносимых слушателю музыкантом-исполнителем» [14, с. 15].
В то же время музыка представляет собой интонационный способ существования ценностей человеческого духа (эстетические, моральные, мировоззренческие), образующие ядро духовной культуры [2, с. 47]. Функциональные характеристики музыки составляют интонационную ткань культуры, интонационную (интонационно-звуковую) объективацию и осуществление ее смыслового напряжения и динамики.
Автор фундаментальных работ в области философии музыки В. К. Суханцева доказывает, что музыка является моделью действительности. На взгляд исследователя, в музыке происходит сложнейшая и уникальная процедура воссоздания универсальных сущностей бытия через призму социокультурного опыта символизации значений чувственно и рационально осваиваемого мира [10, с. 202]. Культуролог В. А. Апрелева, определяя музыку «как выражение и предвосхищение культуры», видит в этом явлении «бытийственную целостность» [1, с. 5]. Согласно мнению И. И. Земцовского, музыка является своего рода религией, это «один из проверенных тысячелетиями, надежнейший способ общения человека с вечностью, приобщения человека к вечности, как бы регулярной "подпитки" смертного эликсиром бессмертия» [3, с. 6]. В этом автор выявляет одну из причин, объясняющих потребность в повторении определенных музыкальных актов в любом традиционном обществе.
В музыке аккумулируются духовные ценности человечества. Так, исследователь аксиологического аспекта музыки Г. Г. Коломиец пишет о процессе самосозидания как в области музыкальной культуры, так и культуры в целом, как о процессе, непосредственно связанном с формированием эстетически-ценностного отношения к музыке, передаче через нее «послания» окружающему миру, что и является основной целью художественного творчества [7, с. 75]. Автор указывает на присутствие в музыке общечеловеческих ценностей и на внутренний диалог «ценностного ядра» личности с ценностным миром музыки на основе общечеловеческих ценностей.
Музыка является основой и системообразующим элементом музыкальной культуры. В качестве основы музыкальной культуры, обладая системообразующим статусом, музыка интегрирует другие элементы музыкальной культуры (субъектов музыкальной коммуникации, музыкально-творческую деятельность, музыкальные произведения) в единый, целостный организм. Тезис о музыке как основе музыкальной культуры обосновывается в работе М. Т. Усовой: «Музыкальная культура, - пишет автор, - по праву может рассматриваться как составляющая духовной культуры общества, как феномен, имеющий основанием музыку, как вид искусства» [13, с. 45]. Р. А. Тельчарова характеризует музыкальную культуру общества как «продукт специфической духовно-практической деятельности человека есть выражение общественно-практической жизнедеятельности людей, способ существования и функционирования их музыкального сознания» [11, с. 16]. В исследовании Р. Н. Шафеева музыкальная культура представлена как целостная система взаимосвязанных структурных элементов: 1) музыка как носитель духовных ценностей; 2) музыкальная теория и музыкальная критика; 3) музыкальное образование; 4) музыкальное воспитание. В содержании определения Р. Н. Шафеева проявляется аксиологический и деятельностный аспекты, где музыкальная культура представляет «совокупность духовных ценностей в области музыки в их многообразном проявлении, а также деятельность людей по созданию и потреблению музыкальных ценностей» [16, с. 75].
Начиная с эпохи Возрождения, музыкальное творчество становится на путь автономного - концертного - существования. Слушание музыки становилось специальной и самостоятельной духовной деятельностью, цель и смысл которой - диалог слушателя с композитором и исполнителями во имя духовного обогащения слушателей. В связи с этим, по мнению Л. А. Закса, в культуре возникла потребность в этой духовной информации, которая отличалась от информации, добываемой другими искусствами. Музыка обрела способность отвечать этим ожиданиям и нуждам общества.
Функции искусства по отношению к человеку - развитие его духовного потенциала, «очеловечивание» в буквальном смысле слова. Произведения искусства не только доставляют эстетическое удовольствие, но и содействуют достижению духовного самоопределения личности, ее неповторимой индивидуальности [9, с. 46]. Для французского ученого Клода Леви-Стросса каждое произведение должно принимать теоретическую форму, искать и находить выход из трудностей. Нередко музыкальное произведение становится поводом для философских размышлений слушателя (интерпретатора), когда отзвучавшее произведение создает стимулы для воображения, новых мыслей, музыка, войдя во внутренний мир конкретного человека, побуждает его что-то «найти, «открыть» в своем сознании. Произведение музыкального искусства представляет собой уникальную культурную форму, способную мотивировать активную деятельность субъектов культуры и культурной среды.
Российские ученые рассматривают культурную среду как устойчивую совокупность вещественных и личностных элементов, с которыми взаимодействует социальный субъект и которые оказывают влияние на его деятельность по созданию и освоению духовных ценностей и благ, на его духовные потребности, интересы и ценностные ориентации в области культуры [6, с. 70]. Культурная среда в нашем понимании есть креативная среда - это среда создания, аккумулирования, сохранения, трансляции и восприятия духовных ценностей общества, в которой создаются благоприятные условия существования, формирования и деятельности субъектов культуры [15, с. 75]. При этом одним из ведущих факторов становится процесс ин-культурации - вовлечение человека в мир культуры; в систему знаний о мировой и отечественной культуре и сложившихся в обществе ценностных и нормативно-регулятивных установок; в культуроохранительную, культу-росозидающую, культуротворческую деятельность, постижение искусства и культурно-информационных процессов, в духовно насыщенное общение и эстетическое освоение окружающей действительности; достижение автоматизма в использовании наиболее общих стандартов культуры. Процесс инкультурации носит непрерывный и всепроникающий характер, связан с сенситивными пиками развития и должен учитывать возрастные и иные способности индивида к восприятию информации и определенных культурных ценностей [См.: 5]. М. С. Каган определяет культурные ценности как вещественные памятники достижений человечества в производственной, духовной и общественной жизни, способные удовлетворять духовные и эстетические потребности человека и одновременно содержащие в себе художественную, научную, мемориальную или иную ценность.
По мнению ряда исследователей, в том числе С. А. Нижникова, высшим видом творчества является самопознание, самосозидание. человеком самого себя, - лишь этот процесс можно определить как собственно духовный, как действительно творческий, приводящий к развертыванию на основе любви сущности человека, и к явленности — духовный архетип человечества. Л. Н. Шабатура к в сущностным принципам творчества относит: устремленность к совершенству (духовность); свободу творчества; взаимопонимание (эмпатия); самобытность (уникальность); самосознание (осознание самого себя как творца); вдохновленность (жертвенность).
Прослушивание музыки или прочтение текстов программных музыкальных сочинений всегда создают определенный духовный настрой. Очень важно понять с позиции православного мировоззрения, чему служит данное произведение - добру или злу. Высоко духовная музыка, является одним из инструментов, способных приобщить к высоко нравственным переживаниям, она синтезирует в себе искусство и мораль. Духовная музыка вводит в мир, который открывает глубочайшую и важнейшую область человеческого существования. Миссия музыканта - ввести слушателей в мир музыки, в мир высокохудожественной и духовной культуры, помочь стать соучастником музыкального бытия. Очень важно научить погружаться в музыку, переживать ее, понимать ее язык. Необходимость присвоения общечеловеческих ценностей каждым субъектом, представляется условием успешного воздействия на нравственное становление каждой личности, а значит и всего общества в целом.
- Апрелева, В. А. Музыка как выражение и предвосхищение культуры [Текст] / В. А. Апрелева. - СПб.: Инфо-да, 2004. - 380 с.
- Закс, Л. Музыка в контекстах духовной культуры [Текст] / Л. Закс // Критика и музыкознание: сб. ст. - Л.: Музыка, 1987. - Вып. 3. - С. 46-68.
- Земцовский, И. Текст - Культура - Человек [Текст] / И. Земцовский // Музык. акад. - 1992. - № 4. - С. 3-6.
- Золтаи, Д. Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля [Текст] / Д. Золтаи. - М.: Прогресс, 1977. - 370 с.
- Каган, М. С. Философия культуры. Становление и развитие [Текст] / М. С. Каган. - СПб.: Издательство «Лань», 1998. - 448 с.
- Коган, Л. Н. Очерки теории социалистической культуры [Текст] / Л. Н. Коган, Ю. Р. Вишневский. - Свердловск: Сред. - Урал. кн. изд. - 169 с.
- Коломиец, Г. Г. Философско-антропологический статус музыки: аксиологический аспект [Текст] / Г. Г. Коломиец // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7: Философия. - 2006. - № 5. - С. 73-94
- Нижников, с. А. Духовное познание // Культурология. XX век: энцикл.: в 2 т. - Режим доступа: http://www.philosophy.ru/edu/ref/enc/de. html#BM50019. - Заглавие с экрана.
- Рыжов, Ю. В. Религия, наука и искусство в системе культуры [Текст] // Балим Г. М., Рыжов В. П., Рыжов Ю. В. Проблемы системного анализа культуры. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. - С. 43-126.
- Суханцева, В. К. Музыка как мир человека. От идеи вселенной -к философии музыки [Текст] / В. К. Суханцева. - Киев: Факт, 2000. - 176 с.
- Тельчарова, Р. А. Музыка и культура: (личностный подход) [Текст] / Р. А. Тельчарова. - М.: Знание, 1986. - 64 с.
- Турина, Т. Путь обретения духовных идеалов: религиозно-психологический аспект [Текст] / Турина Т. - Магистр, 1996. - № 2.
- Усова, М. Т. Социально-философский анализ влияния музыкальной культуры на ментальность студенческой молодежи России [Текст]: дис. ... канд. филос. наук / М. Т. Усова. - Новосибирск, 2003. - 139 с.
- Холопова, В. Понятие «Музыка» [Текст] / В. Холопова // Музыкальная академия. - 2003. - № 4. - С. 1-18.
- Шамаева, Р. М. Креативность в музыкальной культуре: монография [Текст] / Р. М. Шамаева; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2010. - 171 с.
- Шафеев, Р. Н. Музыкальная культура как система [Текст]: дис. ... канд. философ. наук / Р. Н. Шафеев. - Казань: Казан. гос. ун-т культуры и искусств, 2007. - 174 с.
Источник: Духовно-нравственная культура России: православное наследие: материалы Всерос. науч.-практ. конф. IX Славян. науч. собор «Урал. Православие. Культура» / сост. И. Н. Морозова; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. — Челябинск, 2011. — 331 с.: ил. ISBN 978-5-94839-299-8
Авторы: Шамаева Римма Миннегалиевна, кандидат культурологии, доцент каф. музыкального образования Челябинской государственной академии культуры и искусств