Духовные основы музыкального искусства

Сегодня на проблемах духовности концентрируется внимание мно­гих ученых, философов, педагогов. Исследователи подчеркивают необхо­димость возврата к духовным ценностям, носящим общечеловеческий универсальный характер, которые служат объединяющим началом для ве­рующих и неверующих. В работе «Путь обретения духовных идеалов: ре­лигиозно-психологический аспект» Т. Турина определяет уровни религиоз­ных ценностей через следующие категории: доброта, справедливость, муд­рость, отношение к бессмертию, счастье, смирение, добродетель, милосер­дие, всепрощение, покой, радость, обретение внутреннего мира, справед­ливость, требовательность к себе, уступчивость, снисходительность, терпимость, признание прав и достоинств других людей, добросовест­ность, инициативность, дисциплинированность, чувство долга, ответст­венность - качества, которые требуют определенных внутренних усилий, воли, самоотверженности [12, с. 58]. Отсюда, понятие «духовность» пред­полагает наличие высшей красоты, гармонии как категорий эстетических и нравственности как категории этической. Таким образом, «духовность» выступает как высшая эстетическая и этическая категория, в которой пред­полагается связь человека с Высшим Началом (Абсолютом, Идеалом), Ис­тиной, Вечностью через творчество, через проявление таланта человека.

Процесс духовного творчества в истории культуры разбивается на три основных потока: религию, философию и искусство. Феномен духов­ного реализуется в этих трех сферах специфическим образом, опираясь на различные сущностные силы человека, его способности и потенции. Духовное есть трансформация человека к духовному существу, невозможная без «точек опоры», символов религии и метафизических понятий филосо­фии, опираясь на которые сознание способно самоочищаться; духовный феномен можно определить и через понятие трансформации. Духовное осуществляется тогда, когда некое человекоподобное существо трансфор­мируется к Человеку; этот процесс создает свою символику и термины в зависимости от того, на каком материале он осуществляется: религии, фи­лософии или ином. [См.: 8].

Искусство (в том числе музыка) является одним из важных элемен­тов современного культурного пространства, способным к гармонизации отношений человека с окружающей действительностью. Музыка оказыва­ет значительное влияние на эстетические взгляды человека. Классическая немецкая эстетика трактует музыку как искусство, наиболее пригодное к изображению внутреннего мира человека, задача которого решена совер­шенно автономно; как специфически современное, культурно-истори­ческое явление [4, с. 292].

Но что есть музыка? Каждый из нас может по-своему описать те чувства, которые он испытывает при исполнении либо прослушивании великих шедевров музыкального искусства прошлого и настоящего. По определению музыковеда В. Н. Холоповой: «Музыка - вид искусства, основанный на исторически сложившейся системе звукоинтонаций, через эмоциональное воздействие воплощающий какие-либо идеи, образы чувств и состояний человека, возможно - предметов и событий действительности, реализующийся в конкретных произведениях, построенных по определенным принципам композиции и преподносимых слушателю музыкантом-исполнителем» [14, с. 15].

В то же время музыка представляет собой интонационный способ существования ценностей человеческого духа (эстетические, моральные, мировоззренческие), образующие ядро духовной культуры [2, с. 47]. Функциональные характеристики музыки составляют интонационную ткань культуры, интонационную (интонационно-звуковую) объективацию и осуществление ее смыслового напряжения и динамики.

Автор фундаментальных работ в области философии музыки В. К. Суханцева доказывает, что музыка является моделью действительно­сти. На взгляд исследователя, в музыке происходит сложнейшая и уникальная процедура воссоздания универсальных сущностей бытия через призму социокультурного опыта символизации значений чувственно и ра­ционально осваиваемого мира [10, с. 202]. Культуролог В. А. Апрелева, оп­ределяя музыку «как выражение и предвосхищение культуры», видит в этом явлении «бытийственную целостность» [1, с. 5]. Согласно мнению И. И. Земцовского, музыка является своего рода религией, это «один из проверенных тысячелетиями, надежнейший способ общения человека с вечностью, приобщения человека к вечности, как бы регулярной "подпит­ки" смертного эликсиром бессмертия» [3, с. 6]. В этом автор выявляет одну из причин, объясняющих потребность в повторении определенных музы­кальных актов в любом традиционном обществе.

В музыке аккумулируются духовные ценности человечества. Так, исследователь аксиологического аспекта музыки Г. Г. Коломиец пишет о про­цессе самосозидания как в области музыкальной культуры, так и культуры в целом, как о процессе, непосредственно связанном с формированием эсте­тически-ценностного отношения к музыке, передаче через нее «послания» окружающему миру, что и является основной целью художественного твор­чества [7, с. 75]. Автор указывает на присутствие в музыке общечеловече­ских ценностей и на внутренний диалог «ценностного ядра» личности с ценностным миром музыки на основе общечеловеческих ценностей.

Музыка является основой и системообразующим элементом музыкальной культуры. В качестве основы музыкальной культуры, обладая системооб­разующим статусом, музыка интегрирует другие элементы музыкальной культуры (субъектов музыкальной коммуникации, музыкально-творческую деятельность, музыкальные произведения) в единый, целостный организм. Тезис о музыке как основе музыкальной культуры обосновывается в работе М. Т. Усовой: «Музыкальная культура, - пишет автор, - по праву может рассматриваться как составляющая духовной культуры общества, как феномен, имеющий основанием музыку, как вид искусства» [13, с. 45]. Р. А. Тельчарова характеризует музыкальную культуру общества как «продукт специфической духовно-практической деятельности человека есть выражение общественно-практической жизнедеятельности людей, способ существования и функ­ционирования их музыкального сознания» [11, с. 16]. В исследовании Р. Н. Шафеева музыкальная культура представлена как целостная система взаимосвязанных структурных элементов: 1) музыка как носитель духовных ценностей; 2) музыкальная теория и музыкальная критика; 3) музыкальное образование; 4) музыкальное воспитание. В содержании определения Р. Н. Шафеева проявляется аксиологический и деятельностный аспекты, где музыкальная культура представляет «совокупность духовных ценностей в области музыки в их многообразном проявлении, а также деятельность людей по созданию и потреблению музыкальных ценностей» [16, с. 75].

Начиная с эпохи Возрождения, музыкальное творчество становится на путь автономного - концертного - существования. Слушание музыки стано­вилось специальной и самостоятельной духовной деятельностью, цель и смысл которой - диалог слушателя с композитором и исполнителями во имя духовного обогащения слушателей. В связи с этим, по мнению Л. А. Закса, в культуре возникла потребность в этой духовной информации, которая отли­чалась от информации, добываемой другими искусствами. Музыка обрела способность отвечать этим ожиданиям и нуждам общества.

Функции искусства по отношению к человеку - развитие его духов­ного потенциала, «очеловечивание» в буквальном смысле слова. Произве­дения искусства не только доставляют эстетическое удовольствие, но и содействуют достижению духовного самоопределения личности, ее неповто­римой индивидуальности [9, с. 46]. Для французского ученого Клода Леви-Стросса каждое произведение должно принимать теоретическую форму, искать и находить выход из трудностей. Нередко музыкальное произведе­ние становится поводом для философских размышлений слушателя (ин­терпретатора), когда отзвучавшее произведение создает стимулы для вооб­ражения, новых мыслей, музыка, войдя во внутренний мир конкретного человека, побуждает его что-то «найти, «открыть» в своем сознании. Про­изведение музыкального искусства представляет собой уникальную куль­турную форму, способную мотивировать активную деятельность субъек­тов культуры и культурной среды.

Российские ученые рассматривают культурную среду как устойчи­вую совокупность вещественных и личностных элементов, с которыми взаимодействует социальный субъект и которые оказывают влияние на его деятельность по созданию и освоению духовных ценностей и благ, на его духовные потребности, интересы и ценностные ориентации в области культуры [6, с. 70]. Культурная среда в нашем понимании есть креативная среда - это среда создания, аккумулирования, сохранения, трансляции и восприятия духовных ценностей общества, в которой создаются благоприятные условия существования, формирования и деятельности субъектов культуры [15, с. 75]. При этом одним из ведущих факторов становится процесс ин-культурации - вовлечение человека в мир культуры; в систему знаний о мировой и отечественной культуре и сложившихся в обществе ценностных и нормативно-регулятивных установок; в культуроохранительную, культу-росозидающую, культуротворческую деятельность, постижение искусства и культурно-информационных процессов, в духовно насыщенное общение и эстетическое освоение окружающей действительности; достижение автоматизма в использовании наиболее общих стандартов культуры. Процесс инкультурации носит непрерывный и всепроникающий характер, свя­зан с сенситивными пиками развития и должен учитывать возрастные и иные способности индивида к восприятию информации и определенных культурных ценностей [См.: 5]. М. С. Каган определяет культурные ценно­сти как вещественные памятники достижений человечества в производст­венной, духовной и общественной жизни, способные удовлетворять ду­ховные и эстетические потребности человека и одновременно содержащие в себе художественную, научную, мемориальную или иную ценность.

По мнению ряда исследователей, в том числе С. А. Нижникова, выс­шим видом творчества является самопознание, самосозидание. человеком самого себя, - лишь этот процесс можно определить как собственно духовный, как действительно творческий, приводящий к развертыванию на основе любви сущности человека, и к явленности — духовный архетип человечества. Л. Н. Шабатура к в сущностным принципам творчества относит: устремленность к совершенству (духовность); свободу творчества; взаимо­понимание (эмпатия); самобытность (уникальность); самосознание (осозна­ние самого себя как творца); вдохновленность (жертвенность).

Прослушивание музыки или прочтение текстов программных музы­кальных сочинений всегда создают определенный духовный настрой. Очень важно понять с позиции православного мировоззрения, чему служит данное произведение - добру или злу. Высоко духовная музыка, является одним из инструментов, способных приобщить к высоко нравственным переживаниям, она синтезирует в себе искусство и мораль. Духовная му­зыка вводит в мир, который открывает глубочайшую и важнейшую об­ласть человеческого существования. Миссия музыканта - ввести слушате­лей в мир музыки, в мир высокохудожественной и духовной культуры, помочь стать соучастником музыкального бытия. Очень важно научить по­гружаться в музыку, переживать ее, понимать ее язык. Необходимость присвоения общечеловеческих ценностей каждым субъектом, представля­ется условием успешного воздействия на нравственное становление каж­дой личности, а значит и всего общества в целом.

  • Апрелева, В. А. Музыка как выражение и предвосхищение культуры [Текст] / В. А. Апрелева. - СПб.: Инфо-да, 2004. - 380 с.
  • Закс, Л. Музыка в контекстах духовной культуры [Текст] / Л. Закс // Критика и музыкознание: сб. ст. - Л.: Музыка, 1987. - Вып. 3. - С. 46-68.
  • Земцовский, И. Текст - Культура - Человек [Текст] / И. Земцовский // Музык. акад. - 1992. - № 4. - С. 3-6.
  • Золтаи, Д. Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля [Текст] / Д. Золтаи. - М.: Прогресс, 1977. - 370 с.
  • Каган, М. С. Философия культуры. Становление и развитие [Текст] / М. С. Каган. - СПб.: Издательство «Лань», 1998. - 448 с.
  • Коган, Л. Н. Очерки теории социалистической культуры [Текст] / Л. Н. Коган, Ю. Р. Вишневский. - Свердловск: Сред. - Урал. кн. изд. - 169 с.
  • Коломиец, Г. Г. Философско-антропологический статус музыки: аксиологический аспект [Текст] / Г. Г. Коломиец // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7: Философия. - 2006. - № 5. - С. 73-94
  • Нижников, с. А. Духовное познание // Культурология. XX век: энцикл.: в 2 т. - Режим доступа: http://www.philosophy.ru/edu/ref/enc/de. html#BM50019. - За­главие с экрана.
  • Рыжов, Ю. В. Религия, наука и искусство в системе культуры [Текст] // Балим Г. М., Рыжов В. П., Рыжов Ю. В. Проблемы системного анализа культуры. - Та­ганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. - С. 43-126.
  • Суханцева, В. К. Музыка как мир человека. От идеи вселенной -к философии музыки [Текст] / В. К. Суханцева. - Киев: Факт, 2000. - 176 с.
  • Тельчарова, Р. А. Музыка и культура: (личностный подход) [Текст] / Р. А. Тельчарова. - М.: Знание, 1986. - 64 с.
  • Турина, Т. Путь обретения духовных идеалов: религиозно-психологический аспект [Текст] / Турина Т. - Магистр, 1996. - № 2.
  • Усова, М. Т. Социально-философский анализ влияния музыкальной культуры на ментальность студенческой молодежи России [Текст]: дис. ... канд. филос. наук / М. Т. Усова. - Новосибирск, 2003. - 139 с.
  • Холопова, В. Понятие «Музыка» [Текст] / В. Холопова // Музыкальная академия. - 2003. - № 4. - С. 1-18.
  • Шамаева, Р. М. Креативность в музыкальной культуре: монография [Текст] / Р. М. Шамаева; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2010. - 171 с.
  • Шафеев, Р. Н. Музыкальная культура как система [Текст]: дис. ... канд. философ. наук / Р. Н. Шафеев. - Казань: Казан. гос. ун-т культуры и искусств, 2007. - 174 с.

Источник: Духовно-нравственная культура России: православное наследие: материалы Всерос. науч.-практ. конф. IX Славян. науч. собор «Урал. Пра­вославие. Культура» / сост. И. Н. Морозова; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. — Челябинск, 2011. — 331 с.: ил. ISBN 978-5-94839-299-8

Авторы: Шамаева Римма Миннегалиевна, кандидат культурологии, доцент каф. музы­кального образования Челябинской государственной академии культуры и искусств

Прокомментировать

Рубрика Православное наследие

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.