Бурдонное вокальное многоголосие - древняя форма песнопений, сохраняющаяся в регионах «закрытого» типа по своему географическому, ландшафтному и культурно-общественному устройству: «Хорошо известно, что более архаичные явления, как правило, распространены многочисленными изолированными друг от друга «островками», притом в географически изолированных и труднодоступных регионах» [2, с. 231]. Одним из таких выступает Северный Кавказ: полиэтнический регион, культурная целостность которого сложилась в результате многовекового исторического соседства и взаимодействия разных народов. Стереотипы общественного устройства, сходство исторических судеб и культурных традиций составили ядро тех комплиментарных отношений, которые определили, по замечанию культуролога З. Н. Алемединовой-Загаштоковой, безальтернативность иного сосуществования в новое и новейшее время истории народов Северного Кавказа.
Ярким подтверждением музыкально-культурной целостности северокавказского региона выступила бурдонная певческая традиция. Её высокий онтологический статус и функциональная множественность дали основу для формирования единого слухового «образа мира» адыгов и абхазов, карачаевцев, балкарцев и осетин, выразили сущность исторического бытия и духовного своеобразия народов. Исторически сложившаяся целостность художественной культуры полиэтнического северокавказского региона базируется на индивидуально-этническом выражении общекультурных норм и ценностей, обусловленном разными этногенезом и языком, конфессиональной принадлежностью и типом хозяйствования. Индивидуальное воплощение получила и бурдонная вокальная традиция: обнаруживающая сходство древних корней происхождения и, одновременно, этнически и субэтниче-ски особенное «прочтение» всех составляющих его компонентов.
Эти обстоятельства функционирования северокавказской певческой культуры выявляются в процессе системного изучения бурдонного вокального многоголосия на примере традиционных песнопений адыгов, карачаевцев и балкарцев - народов, составивших две разноязычные суперэтнические группы и компактно проживающих на территории нескольких республик Северного Кавказа (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Адыгея). Обращение к вокальному бурдонному многоголосию кавказских (адыги) и тюркских (карачаевцы и балкарцы) народов обусловлено тем, что, несмотря на языковые различия, культура этих народов функционировала как историческая и региональная целостность, сложившаяся на базе местных субстратов северокавказской культуры, а так же на базе многих сходных институтов и традиций (в том числе древней традиции бурдонного вокального музицирования). В этом плане, внешне сходное многоголосие некоторых других кавказских народов (Южной Осетии, Абхазии, Восточной Грузии) примыкает, на наш взгляд, к закавказской (грузинской) традиции бурдонного пения, проявленной: в тенденции к трёх-четырёхголосию; в усилении принципов контрастной полифонии; в значении мелодической орнаментики, создающей рельеф напева солиста и напоминающей грузинское пение «криманчули»; в усиленной роли гармонических принципов организации многоголосия. Причины подобной близости объясняются так же территориальным фактором и конфессиональной принадлежностью народов (например, христианство осетин и грузин). Впрочем, подобная точка зрения нуждается в специальном исследовании, которое, в будущем, могло бы дать фундаментальные основы для изучения истории, теории и типологии кавказского многоголосия.
Привлечение, в качестве музыкального материала, традиционного вокального многоголосия адыгов, карачаевцев и балкарцев даёт возможность: охвата структурного и содержательного разнообразия форм северокавказского бурдонного многоголосия; осмысления бурдонной полифонии в качестве артефакта истории и музыкальной культуры разных северокавказских народов; проникновения в сущность интегративных процессов культурных взаимосвязей разноязычных народов не по «формуле заимствования», а по «формуле единой архаичной природы» сходных элементов музыкального мышления, нашедших воплощение в бурдонном стиле традиционных песнопений.
Музыкальная культура адыгов, карачаевцев и балкарцев вмещает инструментальное, танцевальное и песенное исполнительство, корнями уходящее в глубокую древность. Некогда связанная в триединую систему песня-пляска-наигрыш, традиционная музыка этих народов претерпела значительные обновления в XX в. Песня, которая «давала подлинное отношение к действительности», стала неугодна, в советское время, «господствующей идеологии, и песню направили по другому руслу, сконцентрированному в соответствии с официальными рекомендациями» [3, с. 12]. Под влиянием новых политических, социально-экономических условий жизни произошло смещение «модели национальной музыкальной культуры с песенной на инструментальную» [Там же] и доминирующее значение приобрело инструментально-танцевальное музицирование. Пик его популярности связан с созданием официальных инструментально-танцевальных коллективов, творчество которых представляло, в советский период, музыкальные традиции народов Северного Кавказа. Исчезновение традиционных песнопений из культурно-бытового обихода не стало началом процесса забвения бурдонной вокальной традиции. Убежищем песни, сохраняющем её изначальную музыкальную сущность, выступило инструментально-танцевальное музицирование: «Чем дольше развивалась инструментальная музыка в условиях идеологического контроля и давления, тем больше она «поглощала» песенные пласты, переинтонируя их в инструментальные, используя рудименты вербального смысла для более целенаправленного усвоения всего текста» [3, с. 13]. Песня «маскируется» в инструментальных и танцевальных напевах; рефлексирует остинатной ритмикой идиофонов и мембранофонов; явственно отзывается вокальным подголоском жъыу (жу) в инструментально-танцевальном исполнительстве западных адыгов; воспроизводит этнослуховые приоритеты в конструкции иноэтнической гармоники введением фонических басов, обеспечивающих «связь с традицией сольно-бурдонного многоголосия» [Там же]. Тем самым, выявилась вневременная устойчивость фольклорных форм мышления и сохранность элементов традиционных песенопений на генетически-подсознательном уровне. В этом плане песенный фольклор и традиционный бурдонный стиль песнопений адыгов, карачаевцев и балкарцев оказался способен «переходить в пассивные ... состояния, впадать в своего рода анабиоз, выход из которого оказывается возможным только благодаря включению особых факторов»: создающих эффект «фольклорного резонанса» [1, с. 181] и способствующих возрождению традиции1.
Интегрированность этнических вариантов вокальной полифонии в универсальную систему северокавказского многоголосия оказалась возможной в силу тех стереотипов, которые сложились на уровне его музыкальных бурдонных диалектов. В сравнении с языковым диалектом, «музыкальный диалект представляет собой совершенно иную материю», имеющую «такие глубинные основания, которые лишь отчасти определяются внешними (видимыми) характеристиками» [3, с. 10]. Стереотип архаичного «бурдонного образа» местной северокавказской культуры стал «залогом» возникновения интегративных процессов в музыкальной традиции адыгов, карачаевцев и балкарцев, способствовал формированию глубинной музыкально-языковой общности, давшей феномен северокавказской певческой модели . Именно бурдонный компонент песнопений обусловил доминантное положение бурдонной традиции в музыкальной культуре разноязычных народов и в исполнительской форме песнопений разных жанров; выступил базовым принципом сложения северокавказской певческой модели как гетерогенного культурного феномена, вместившего принципы музыкального мышления разноязычных народов; выявил основания родства культурного и музыкального текстов северокавказского бурдонного многоголосия; способствовал онтологическому обоснованию фактурных стереотипов бурдонного многоголосия; сформировал установку изучения северокавказского бурдонного многоголосия в контексте ранних форм многоголосия (в музыке устной и письменной традиций) и принципов раннефольклорного интонирования; способствовал канонизации певческой модели как вневременного и внежанрового явления в традиционной музыкальной культуре разных северокавказских народов; сыграл решающее значение в обосновании статуса и функций традиционной северокавказской вокальной полифонии как синкретической культуры, находящейся на пересечении архаической (общей) и этнической (индивидуальной) ее составляющих.
- Алексеев, Э. Фольклор в контексте современной культуры. Рассуждения о судьбах народной песни / Э. Алексеев. - М.: Совет. композитор, 1988.
- Жордания, И. М. К проблеме происхождения гетерофонии в Восточной Европе (пер. с англ. А. Н. Соколовой) / И. М. Жордания // Вестн. Адыг. гос. ун-та. 2009. -Вып. 4. - С.229-236.
- Соколова, А. Адыгская гармоника в контексте этнической музыкальной культуры / А. Соколова. - Майкоп: Качество, 2004.
Источник: Пятые Лазаревские чтения: «Лики традиционной культуры»: материалы междунар. науч. конф. Челябинск, 25–26 февр. 2011 г.: в 2 ч. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; ред. проф. Н. Г. Апухтина. – Челя-бинск, 2011. – Ч. II. – 350 с.
Автор: Вишневская Л. А