Вопросы фольклора, традиции, импровизации всегда были в центре внимания известных ученых: музыковедов, филологов, исследователей-фольклористов, музыкантов-практиков. В результате изучения русского народного песнопения накоплено немало наблюдений и сделано достаточно много выводов в частности по вопросам импровизации.
Еще Ю. М. Мельгунов обратил внимание на то, что в русском народном пении «все голоса самостоятельны, все принимают одинаковое участие в целом и каждая мелодия, отдельно взятая, красивая сама по себе» [4, с. 14].
Ту же мысль высказал Н. Пальчиков: «... хоровое исполнение складывается из разнообразного исполнения одного и того же напева разными лицами», и определил народную песню как «сумму напевов» [5, с. 5]. При этом достигается поразительная согласованность, целостность исполнения. Коллективное творчество русского народа выработало особую манеру движения голосов и подголосков, не укладывающуюся в системы, предусмотренные классической гармонией. И в пределах этой всенародной системы «подголосочной полифонии» каждый певческий коллектив, свободно импровизируя, создает свои, присущие ему варианты.
В. В. Пасхалов со всей решительностью заявляет что слушая хоровое пение крестьян, легко убедиться и в том, что в народном пении отсутствуют присущие интеллигентским хорам недостатки. Объяснение происходящим в народном песнопении, но не всем понятным явлениям, достаточно просто и убедительно дала Е. А. Линева. В своей статье, предваряющей первый выпуск сборника «Великорусские песни в народной гармонизации» Е. А. Линева так охарактеризовала особенности народного пения: «Вся сила и красота исполнения хорошего народного хора и заключается в том, что он поет, свободно импровизируя». Линева очень точно определила сущность коллективного творчества в пении как «свободное слияние многих личностей в одно целое» [3, с. 24].
Импровизация, как и традиция, была и остается важнейшим художественным принципом в работе над песенным первоисточником. Как форма коллективного творчества, импровизация порождена самим образом музыкального мышления русского народа, многовековой практикой ансамблевого пения. Вместе с тем следует подчеркнуть, что некоторые песенные жанры допускают лишь незначительную импровизацию (обрядовые, трудовые, и др.), в тоже время песни протяжно-лирического характера, просто требуют от исполнителя более широкого развитого многоголосия и украшения.
П. Г. Богатырев, рассматривая традицию и импровизацию в народном творчестве, отмечает, что одним из основных признаков всех видов народного искусства - изобразительного, музыкального, хореографического, словесного и драматического - является строгое следование ее творцов и исполнителей нормам традиционного стиля, идущего от отцов и дедов.
Выделяя традицию как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения, элементы социального и культурного наследия и в назидание исследователям произведений различных видов народного искусства П. Г. Богатырев советует учитывать, что одновременно со строгим следованиям нормам традиции одним из типичных и основных признаков всех видов народного искусства является импровизация их творцов-исполнителей.
Импровизацию (от лат. impovisus - неожиданность) он рассматривает как особый вид творчества, при котором произведение создается или изменяется в процессе его исполнения без предварительной подготовки на основе установившейся темы.
Далее он отмечает, что особенно ярко проявляется тесная связь обязательного следованиям нормам традиции с ярко выраженным импровизационным началом в тех видах народного искусства, в которых создание произведения органически связано с исполнительством (песенное и инструментальное исполнение, исполнение танцев и плясок, а также всякого рода словесных произведений: рассказывание сказок, анекдотов и т. п., наконец разыгрывание драм и драматических действ).
В своей работе «Вопросы теории искусства П. Г. Богатырев выделяет следующие виды импровизации:
- Принудительная импровизация возникает, когда песенник забывает мелодию, должен вместо забытой создать свою; когда исполнителю приходится изменять мелодию в зависимости от диапазона своего голоса; когда певец вынужден вводить в песню новые слова, фразы или даже создавать новые тексты (например, в величальные песни вставляются различные имена, в похоронные причитания вносятся воспоминания о покойнике).
- Преднамеренная импровизация зависит всецело или главным образом от намерения исполнителя, когда исполнители осознают необходимость, обязательность импровизации, когда исполнитель в процессе творчества сознательно хочет украсить произведение, не только на основе заданных им вариаций, но и от большого запаса традиционных вокальных музыкальных вариаций, которые, он каждый раз выбирает по своему вкусу. Часто в таких случаях большую роль играют и природно-наследственные задатки исполнителя.
- Подготовленная импровизация - когда исполнитель использует при исполнении уже заученный или заранее подготовленный им поэтический или мелодический варианты.
- Неподготовленная импровизация - когда внутреннее состояние исполнителя толкает его на что-то новое, никогда до этого не применяемое [1].
Один из известных музыковедов-фольклористов Ф. А. Рубцов пишет «На стороне народных исполнителей всегда останется преимущество, которое мы можем приобрести только огромной работой над собой. Для того, чтобы нам петь хорошо народные песни, нужно знать их и работать над ними не только теоретически, а петь их, петь и петь. Нам нужно учиться их импровизировать» [6, с. 194].
Обращаясь к современникам, обобщая опыт наших предшественников - исследователей русской народной песни, следует утверждать, что творческая импровизация лежит в основе русского народного многоголосия. Она была и остается важнейшим художественным принципом русского народного песнопения. Стремление к творческой импровизации с разным талантом и инициативой, проявляющаяся у отдельных певцов, есть драгоценное качество народных певческих коллективов. Именно это качество делает певческий коллектив подлинно творческим, способным художественно обогатить музыкальный образ песни.
Импровизация как творческий метод порождена и самим образом музыкального мышления русского народа, многовековой практикой народного хорового пения без сопровождения. Она отвечает его сознанию, стремлению к богатству содержания и формы и песенному творчеству. Известно, какие изумительные народно-песенные образцы создало мастерство лучших народных импровизаторов, какие глубокие традиции оно оставило в народно-песенном исполнительстве. Нам, современникам, представляется, что не только можно, но и должно сохранять импровизационность при исполнении народных песен, избегая при этом случайностей, которые могли бы привести к нежелательным результатам.
Анализируя деятельность певческого коллектива «Центр музыкального фольклора» ГОУ СПО «Челябинский колледж культуры», который длительное время занимается изучением вопросов песенной импровизации, следует подвести некоторые итоги и дать ряд полезных советов:
- Наличие высокопрофессионального руководителя, нацеленного на возрождение традиции песенной импровизации.
- Наличие двух-трех участников, владеющих элементарными навыками песенной импровизации.
- Взятая в работу песня должна нести в себе импровизационное начало.
- Знание элементарных импровизационных приемов (октавное удвоение, секундовое, терцовое опевание опорного тона снизу и сверху, постепенное и противоположное движение голосов и др.).
- Знание основных этапов процесса импровизации (закрепление основного напева первоисточника, определение (вторы) подголоска к основному напеву, построение «баска» - нижнего голоса).
Это теоретические вопросы, которые смогут подсказать, как учить импровизации. Главный секрет в этом - слушать, слушать и еще раз слушать тех, кто умеет это делать!
В заключении правомерно процитировать достаточно убедительные слова известного, в свое время, оперного певца П. И. Богатырева: «..дабы понять силу и мощь русской песни, мало видеть записанные ноты, - ее надо слышать, да не в исполнении хора певчих под управлением дирижера. Они могут петь и стройно и с оттенками, но это не будет песня - будет хоровое исполнение нот русской песни. Будут три лошади, но не будет тройки. Чтобы петь по-настоящему русскую песню, надо иметь одну с ней душу, одним воздухом дышать - тогда польется песня широкой волной, не стесняемая ничем.» [2, с. 190-191].
- Богатырев, П. Г. Вопросы теории народного искусства / П. Г. Богатырев. - М.: Искусство, 1971. - 525 с.
- Кузнецов, Е. Из прошлого русской эстрады / Е. Кузнецов. - М.: Искусство, 1958. - С. 190-191.
- Линева, Е. Великорусские песни в народной гармонизации. Вып. I / Е. Линева. -СПб., 1904. - С. 24
- Мельгунов, Ю. Н. Русские песни, непосредственно с голосов народа записанные. Вып. I / Ю. Н. Мельгунов. - М., 1879. - С. 14.
- Пальчиков, Н. Крестьянские песни села Николаевка Мезелинского уезда Уфимской губернии / Н. Пальчиков. - М., 1888. - С. 5.
- Рубцов, Ф. А. Статьи по музыкальному фольклору / Ф. А. Рубцов. - Л.; М.: Совет. композитор, 1973. - С. 194.
Источник: Пятые Лазаревские чтения: «Лики традиционной культуры»: материалы междунар. науч. конф. Челябинск, 25–26 февр. 2011 г.: в 2 ч. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; ред. проф. Н. Г. Апухтина. – Челя-бинск, 2011. – Ч. II. – 350 с.
Автор: Глинкин А. В.