В 2006 г. автором статьи начато исследование фольклора и этнографии бывшей казачьей станицы Янгельской, основанной в 1743 г. Собраны и систематизированы фольклорно-этнографические материалы по календарно-обрядовой поэзии. В настоящей статье анализируются особенности функционирования частушки в локальном фольклоре.
Источником для исследования стали видеосюжет концертной программы «Играй, гармонь!» с участием янгельских частушечниц, рукописная тетрадь частушек, материалы интервью со старожилами посёлка. Это Тамара Антоновна Бобылева (1936 г. р.), Евдокия Порфиловна Елховикова (1926 г. р.), Таисия Никифоровна Иванова (1938 г. р.), Марина Алексеевна Попова (1965 г. р.). Отметим, что женщины всегда были вовлечены в культурную жизнь поселка и района.
Частушки наши информанты исполняли всегда - «всю дорогу», то есть на протяжении всей жизни. Т. Н. Иванова вспоминает: «Любила петь и плясать с детства. Я всю дорогу (сколько себя помню) пою. Частушек знаю много. Лучше их петь под гармошку. Ярче получается. Всё время пела и пою. И уже не помню, сколько пою: всю жизнь».
Я частушек много знаю,
И хороших, и плохих.
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких.
Е. П. Елховикова рассказывала: «Я на балалайке стала играть, было мне лет шесть. Помню, брат Петя играл на балалайке. Его приглашали на гулянье играть или так куда позовут. Как я играла раньше, вспоминаю: играла и плясала. И частушки пела. Много знаю, память хорошая - вот и пою».
Исполнение частушек младшими членами семьи всегда приветствовалось, об этом воспоминания Т. А. Бобылевой и М. А. Поповой. «В семье отца любили русские старинные песни и частушки. Раньше пели дома по праздникам. Дядя с тётей любили петь под балалайку и гармонь. И потом меня уже заставляли петь. Я для них пела. Сидят, хлопают в ладоши. Помню, что надумаю частушку, сама как-то сочиняла и пела. Много знала». М. А. Попову петь частушки учила бабушка: «Баба Поля по отцу -Попова Пелагея - всегда пела частушки. Я её упрашивала: «Баба, повтори!» Запоминала хорошо и слова, и мелодию. А потом взрослые просили: «Спой такую-то частушку!» - и я пела с удовольствием».
Как известно, раньше своеобразным клубом под открытым небом была улица. Весной, летом, в хорошую погоду зимой и осенью это лучшее место для забав. Именно там исполнялись уличные частушки. Девушки -стайкой, парни - ватагой ходили по всей длине улицы и пели куплеты, просмеивая друг друга. Иногда, встретившись где-нибудь: на площади, на мосту - вместе танцевали и снова пели частушки.
По современной улице не только в городе, но и в деревне особенно не походишь: её заполонили машины. Но, тем не менее, частушки исполняются и сейчас в повседневной жизни и на праздниках. Их часто можно услышать и в домашнем кругу, и на свадьбах - пример тому творчество янгельской тамады Марины Алексеевны Поповой (1965 г. р.). «В 1988 году поехала на свадьбу в Первомайку. Выходила замуж подружка Татьяна Фёдорова. Свадьбу вела тамада, но скучно было. Невеста попросила меня выступить. Я спела частушки и жениху, и невесте. Все смеялись, мои поздравления понравились. Подняли всем настроение. Вот так и стала сама тамадой. Провела уже около 50-ти свадеб. Мне нравится дарить людям радость, частушки пою с удовольствием».
Женщины старшего поколения стремятся передать внукам свои знания. Т. Н. Иванова составили рукописное собрание частушек (около трехсот текстов), которое открывается следующими словами: «Эти частушки я пела всю свою жизнь и хочу, чтоб дети, внуки знали, что мы всегда жили с песней и частушками. Отец и он же дед сначала играл на гармошке, ну, а потом на баяне. А еще правнуки у нас сейчас с нами поют. 2003 г. А начали петь и на гармошке играть, как поженились. Это было в 1956 году 1 января. Ну, и сейчас потихоньку поем». Тетрадь бережно хранится, показательно отношение внуков к семейной реликвии. «Несколько лет назад решила моя бабушка частушки записать, сколько помнит. Для этого взяла общую тетрадь. «Чтоб не забывались, и дети, внуки видели, как весело жили и пели мы с дедом», - так представила Ксения Зенец (1993 г. р.) коллекцию частушек своей бабушки.
Стоит отметить, что частушки исполнялись и в годы войны. «В войну играла на балалайке за мужиков. Некому играть-то было: ушли мужики на фронт... Вот и просят меня поиграть. Играю и частушки пою. Хоть война. Молодые были. Всё равно и работали, и гуляли. А какое гулянье без музыки и песни?! Всегда пели, вот и дома строили когда... За кирпичом ездили за 9 километров. Мы, женщины, грузили и разгружали сами. Устанешь, идти не можешь, а сядем и - запоём всякие песни старинные казачьи и частушки (зап. от Е. П. Елховиковой).
Пурга-вьюга, пурга-вьюга,
Пурга-вьюга и метель,
Завевает пурга-вьюга
На солдатике шинель.
Вот она повеяла
Погода сыроватая.
Любите раненых солдат:
Они не виноватые.
Мамочка родимая,
Работа лошадиная,
Только нету хомута
Да ремённого кнута. Анализ собранных нами частушек показал, что в репертуаре янгельцев представлены традиционные для этого жанра тексты. Т. В. Зуева справедливо отмечает: «Частушка проявляет внимание ко всем жизненно важным вопросам, однако в огромном большинстве случаев они сочинялись молодёжью, поэтому персонажи частушки - девушка и парень (от подросткового возраста до брака), а самая популярная тема - любовь» [1, с. 292]. Поэтому её основным содержанием являются отношения между молодыми людьми. Любимых в частушке называют особым и словами: кавалер, ухажёр, дроля, сударушка, ягодиночка.
Через речку две дощечки
Скоро переломятся.
Разрешите, кавалер,
С вами познакомиться (зап. от Е. П. Елховиковой).
Играй, дроля, играй,
Играй, дроля, веселей,
Весели своей гармошкой
Всех стоящих здесь людей (зап. от М. А. Поповой). Любопытно, что информанты сами пытаются классифицировать собственный репертуар. Например, Е. П. Елховикова выделяет частушки «о жизни, о любви и «охальные» и поясняет, что в Янгельском посёлке исполняются частушки: уральские, Подгорная, Семёновна и др.
Мы, уральские ребята,
На Урале мы живём,
И весёлые частушки
По-уральски пропоём.
Ой, Подгорна, ой,
Подгорна,
Широкая улица.
По тебе никто не ходит: Ни петух, ни курица.
А как янгельски ребята Знают, с кем знакомиться: У кого машина есть И корова доится.
Таким образом, мы видим, что в современной деревне частушка по-прежнему востребована, она остается функциональным жанром фольклора. Знакомство с частушкой происходит в детстве, взрослея, девочки - девушки - женщины расширяют свой репертуар, совершенствуют мастерство исполнения. Закономерно, что в настоящее время создаются новые частушки, сохраняющие мелодию, привычную форму, народный юмор.
- Зуева, Т. В. Русский фольклор: словарь-справочник: книга для учителя. - М., Просвещение, 2002. - 334 с.
- Информанты
- Бобылева (Тугулёва) Тамара Антоновна, 1936 г. р., образование 7 классов, урожд. в д. Тетьвелево Бугульминского района Татарской АССР, в п. Янгельский живет с 1954 г.
- Елховикова (Мартынова) Евдокия Порфиловна, 1926 г. р., образование 4 класса, урожд. п. Обручевка Кизильского района, в п. Янгельский - с 1930 г.
- Иванова (Макогонюк) Таисия Никифоровна, 1938 г. р., обр. 7 классов, урожд. п. Ташказган Агаповского района, в п. Янгельский - с 1949 г.
- Попова Марина Алексеевна, урожд. п. Янгельский, образование высшее.
Источник: Пятые Лазаревские чтения: «Лики традиционной культуры»: материалы междунар. науч. конф. Челябинск, 25–26 февр. 2011 г.: в 2 ч. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; ред. проф. Н. Г. Апухтина. – Челя-бинск, 2011. – Ч. II. – 350 с.
Автор: Гриценко А. Ф