Роль и значение песенного фольклора в развитии творческих способностей детей

В качестве доминирующего ресурса художественно-творческого потен­циала традиционной народной культуры выступает песенный фольклор как важнейший компонент в развитии художественных способностей личности.

На сегодняшний день именно песенный фольклор, являясь частью песенной культуры, наиболее ярко проявляется на фоне других видов фольклора и считается наиболее традиционно сохранившимся, массовым, доступным и популярным в народе художественным явлением как в быто­вой среде, так и на сценических площадках. Песенный фольклор чрезвы­чайно богат и разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру исполнения, что, несомненно, является от­дельной темой для рассмотрения.

О важной роли народной песенной культуры в художественно- эсте­тическом и духовно-нравственном развитии человека говорится во многих работах ученых, в самых различных областях науки. И. С. Кон отмечает, что «народная песенная культура - созданное и накопленное человечест­вом духовное богатство, которое служит дальнейшему развитию, приум­ножению созидательных, творческих возможностей, способностей обще­ства и личности» [4, с. 133]. Б. В. Асафьев справедливо отмечал, что на­родное песенное творчество заключает в себе «мощную потенциальную энергию... еще далеко не исчерпанную и не развившуюся до полноты воз­можностей» [1, с. 117].

Песенный фольклор является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эсте­тического самосознания, поскольку несет в себе представления о прекрас­ном и красивом в устройстве быта, языке, этнографической и художест­венной культуре народа, природе, человеческих отношениях.

В качестве основополагающего внутреннего фактора развития че­ловека и базисной основой художественно-творческого потенциала лично­сти выступают способности. Термин «способности», несмотря на его дав­нее и широкое применение в психологии, определяется в литературе неод­нозначно. В данном контексте способности следует рассматривать как особенности ребенка, как готовность реализовать полученные знания, умения, приобретенные навыки в различных видах деятельности.

Психологи-идеалисты склонны рассматривать художественные спо­собности как изначальные, врожденные свойства избранных, а сам процесс художественного творчества как некое таинство, область непознаваемого. Справедливо опровергая данную точку зрения, Л. С. Выготский писал «Бу­дущие исследования, вероятно, покажут, что акт искусства есть не мисти­ческий и небесный акт нашей души, а такой же реальный акт, как и все ос­тальные движения нашего существа, но только он превосходит своей сложностью все прочие» [3, с. 327].

В основе художественных способностей лежат сложные психофизио­логические процессы, присущие отдельной личности на определенном этапе ее духовного и физического развития. Благодаря художественным способно­стям человек сам создает прекрасное в процессе творческой деятельности.
В науке и практике различают художественно-исполнительские и художественно-творческие способности. Исполнительские способности дают возможность ребенку воспроизводить (репродуцировать) по опреде­ленному образцу те или иные художественные явления или образы. Следо­вательно, развитие исполнительских способностей основано на репродук­тивном подходе к творческому процессу. Сам процесс в большей степени носит обучающий, назидательный характер с элементами иллюстрации высокохудожественных образцов песенного материала.

Основное требование к деятельности, развивающей способности -творческий характер. Развитие музыкальных творческих способностей -это выработка у ребенка стремления к проявлению собственной инициати­вы, музыкального таланта: стремление создать что-то новое, свое лучшее, стремление расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои по­знания в области народной музыкальной культуры.

Таким образом, на основе исполнительских способностей формиру­ются творческие способности, при помощи которых ребенок может не только воспроизводить представленный материал, но и творить, создавать новые художественные произведения, давать свою, отличную от уже соз­данных художественных образцов, трактовку. В целом, художественные способности следует рассматривать как комплекс творческих возможно­стей личности привносить в среду человеческого бытия красоту, духов­ность, нравственность и т. п. [6, с. 211].

Творческие способности следует понимать как результат развития личности, как готовность личности к определенной творческо-созидательной деятельности. В данном случае на первый план выступает потребность личности в создании чего-то нового, отличного от стандартов, но на основе традиционного. В процессе освоения народной песенной культуры такое явление принято называть творческой импровизацией.

По своей природе детское творчество синтетично и часто носит им­провизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее су­дить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способно­сти у детей. В развитии творческих способностей личности в процессе ос­воения песенной культуры целесообразно использовать два основных ме­тода: репродуктивный и творческий.

Репродуктивный метод предполагает воспроизведение и дальнейшее заучивание основной темы песенного первоисточника напетого преподава­телем, а также усвоение новых возможных мелодических вариантов к ос­новной теме, предложенных преподавателем, выявленных в процессе глу­бокого анализа мелодических, гармонических, ладовых и ритмических особенностей, выбранного для работы песенного материала. Творческие способности личности проявляются лишь в том случае, когда личность в должной мере овладела определенными умениями и навыками на репро­дуктивном уровне обучения.

Творческий метод предполагает более активное включение в творче­ский процесс на основе приобретенных знаний, умений и навыков, сформи­рованных в рамках репродуктивного метода способностей. На данном этапе участники творческого процесса должны самостоятельно создавать новые мелодические варианты к основной теме напева, которые бы логически пра­вильно вписывались в мелодическую, гармоническую, ладовую и ритмиче­скую основу песенного материала. По результатам проделанной работы про­водится коллективный анализ ансамблевого звучания на основе совместно выявленных мелодических вариантов и сравнительное сопоставление с пер­воисточником.

К числу основных задач в процессе развития творческих способно­стей личности на основе песенной культуры следует отнести: формирова­ние бережного отношения к исторически сложившимся народным песен­ным традициям; развитие художественно-эстетического вкуса; формиро­вание навыков ансамблевого пения; формирование навыков народной пе­сенной импровизации и овладение импровизационными приемами; развитие певческо-исполнительских и ипровизационных способностей.

В определении музыкальных способностей мы придерживаемся мнения М. Т. Картавцевой, которая считает, что музыкальные способности начинают формироваться в дошкольном возрасте, включают в себя ряд компонентов: музыкальный слух (мелодический, тембровый, звуковысотный), музыкальную память (кратковременную и долговременную), чувство метроритма, воображение (воссоздающее и творческое) [4, с. 73-77]. Му­зыкальные способности являются специальными, в результате обучения развиваются, дифференцируются, обеспечивая успешность выполнения музыкальной деятельности.

Песенный фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Б. В. Асафьев отмечает: «с художественно-эстетической точки зрения на­родная песня - ценнейшее художественное наследие., подлинный живой свидетель народного быта, трудового уклада и культа, обрядов и игр. Пес­ня отражает душевный строй и мир эмоций, и горе и радость, и печаль и веселье, и раздумье, и юмор» [2, с. 171].

Яркие образы добра и зла в песнях, игровых припевках доступны и по­нятны детям. Причем песни дети не просто слушают, они являются участни­ками и постановщиками музыкально-игровых и вокально-пластических ком­позиций. Игра соответствует природе школьника; в процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и на­выки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происхо­дит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности.

Исполнение народной песни помогает раскрытию, раскрепощению личности, проявлению ее потенциальных способностей, инициативы. По­этому обучение фольклору должно носить живой, неформальный характер.

Пение не только развивает эстетическое восприятие, эстетические чувства, художественно-музыкальный вкус и весь комплекс музыкальных и музыкально-сенсорных способностей, особенно музыкально-слуховых представлений звуковысотных отношений. Пение способствует формиро­ванию эстетического отношения к окружающей действительности, обога­щению переживаний ребенка, его умственному развитию, так как раскры­вает перед ним целый мир представлений и чувств. Оно расширяет дет­ский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событи­ях, явлениях природы. Велико значение пения в развитии речи ребенка: обогащается его словарный запас, совершенствуется артикуляционный ап­парат, улучшается детская речь.

Занятия пением помогают развивать социально-личностные и ком­муникативные качества, помогают организовать и объединить детский коллектив. В процессе пения воспитываются такие важные черты лично­сти, как воля, организованность, выдержка. Влияние пения на нравствен­ное развитие выражается с одной стороны в том, что в песнях передано определенное содержание и отношение к нему, с другой - пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого челове­ка, отраженное в песнях. Последовательное ознакомление детей с произве­дениями народного музыкального творчества лучше помогает понять муд­рость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу.

Анализируя детское продуктивное творчество, можем судить о качест­вах ребенка, его склонностях, интересах, о разнообразии способностей. Твор­ческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка. Раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития. Данной точки зрения на значение результативной продук­тивной деятельности, на роль творческого воображения и его особенностей придерживаются Л. С. Выгодский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев и др.

В настоящее время народное песенное творчество на Южном Урале является одним из популярных традиционных жанров фольклора, что под­тверждается наличием огромного количества песенных коллективов са­мой различной направленности, которые в своей работе опираются на на­циональное искусство, в частности народный музыкальный фольклор, из­начально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости и любовь к Родине в целом.

Главная задача музыкального воспитания детей средствами народного музыкального творчества - повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего детства, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Именно песенный фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравст­венной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

  1. Асафьев, Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев. - Изд. 2. - М., 1973.
  2. Асафьев, Б. В. О хоровом искусстве: сб. ст. / сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина. - Л.: Музыка, 1980.
  3. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - Изд. 2. - М.: Ис­кусство, 1968.
  4. Картавцева, М. Т. Влияние на психическое развитие ребенка-дошкольника комплексного обучения на материале фольклора / М. Т. Картавцева // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. - 2006. - № 2. - С.73-77.
  5. Кон, И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И. С. Кон. - М.: По­литиздат, 1984.
  6. Теория и методика коммунистического воспитания в школе: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Г. И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1974.

Источник: Пятые Лазаревские чтения: «Лики традиционной культуры»: материалы междунар. науч. конф. Челябинск, 25–26 февр. 2011 г.: в 2 ч. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; ред. проф. Н. Г. Апухтина. – Челя-бинск, 2011. – Ч. II. – 350 с.

Автор: Данилова Т. А.

Прокомментировать

Рубрика Лазаревские чтения

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.