В качестве доминирующего ресурса художественно-творческого потенциала традиционной народной культуры выступает песенный фольклор как важнейший компонент в развитии художественных способностей личности.
На сегодняшний день именно песенный фольклор, являясь частью песенной культуры, наиболее ярко проявляется на фоне других видов фольклора и считается наиболее традиционно сохранившимся, массовым, доступным и популярным в народе художественным явлением как в бытовой среде, так и на сценических площадках. Песенный фольклор чрезвычайно богат и разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру исполнения, что, несомненно, является отдельной темой для рассмотрения.
О важной роли народной песенной культуры в художественно- эстетическом и духовно-нравственном развитии человека говорится во многих работах ученых, в самых различных областях науки. И. С. Кон отмечает, что «народная песенная культура - созданное и накопленное человечеством духовное богатство, которое служит дальнейшему развитию, приумножению созидательных, творческих возможностей, способностей общества и личности» [4, с. 133]. Б. В. Асафьев справедливо отмечал, что народное песенное творчество заключает в себе «мощную потенциальную энергию... еще далеко не исчерпанную и не развившуюся до полноты возможностей» [1, с. 117].
Песенный фольклор является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания, поскольку несет в себе представления о прекрасном и красивом в устройстве быта, языке, этнографической и художественной культуре народа, природе, человеческих отношениях.
В качестве основополагающего внутреннего фактора развития человека и базисной основой художественно-творческого потенциала личности выступают способности. Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, определяется в литературе неоднозначно. В данном контексте способности следует рассматривать как особенности ребенка, как готовность реализовать полученные знания, умения, приобретенные навыки в различных видах деятельности.
Психологи-идеалисты склонны рассматривать художественные способности как изначальные, врожденные свойства избранных, а сам процесс художественного творчества как некое таинство, область непознаваемого. Справедливо опровергая данную точку зрения, Л. С. Выготский писал «Будущие исследования, вероятно, покажут, что акт искусства есть не мистический и небесный акт нашей души, а такой же реальный акт, как и все остальные движения нашего существа, но только он превосходит своей сложностью все прочие» [3, с. 327].
В основе художественных способностей лежат сложные психофизиологические процессы, присущие отдельной личности на определенном этапе ее духовного и физического развития. Благодаря художественным способностям человек сам создает прекрасное в процессе творческой деятельности.
В науке и практике различают художественно-исполнительские и художественно-творческие способности. Исполнительские способности дают возможность ребенку воспроизводить (репродуцировать) по определенному образцу те или иные художественные явления или образы. Следовательно, развитие исполнительских способностей основано на репродуктивном подходе к творческому процессу. Сам процесс в большей степени носит обучающий, назидательный характер с элементами иллюстрации высокохудожественных образцов песенного материала.
Основное требование к деятельности, развивающей способности -творческий характер. Развитие музыкальных творческих способностей -это выработка у ребенка стремления к проявлению собственной инициативы, музыкального таланта: стремление создать что-то новое, свое лучшее, стремление расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои познания в области народной музыкальной культуры.
Таким образом, на основе исполнительских способностей формируются творческие способности, при помощи которых ребенок может не только воспроизводить представленный материал, но и творить, создавать новые художественные произведения, давать свою, отличную от уже созданных художественных образцов, трактовку. В целом, художественные способности следует рассматривать как комплекс творческих возможностей личности привносить в среду человеческого бытия красоту, духовность, нравственность и т. п. [6, с. 211].
Творческие способности следует понимать как результат развития личности, как готовность личности к определенной творческо-созидательной деятельности. В данном случае на первый план выступает потребность личности в создании чего-то нового, отличного от стандартов, но на основе традиционного. В процессе освоения народной песенной культуры такое явление принято называть творческой импровизацией.
По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей. В развитии творческих способностей личности в процессе освоения песенной культуры целесообразно использовать два основных метода: репродуктивный и творческий.
Репродуктивный метод предполагает воспроизведение и дальнейшее заучивание основной темы песенного первоисточника напетого преподавателем, а также усвоение новых возможных мелодических вариантов к основной теме, предложенных преподавателем, выявленных в процессе глубокого анализа мелодических, гармонических, ладовых и ритмических особенностей, выбранного для работы песенного материала. Творческие способности личности проявляются лишь в том случае, когда личность в должной мере овладела определенными умениями и навыками на репродуктивном уровне обучения.
Творческий метод предполагает более активное включение в творческий процесс на основе приобретенных знаний, умений и навыков, сформированных в рамках репродуктивного метода способностей. На данном этапе участники творческого процесса должны самостоятельно создавать новые мелодические варианты к основной теме напева, которые бы логически правильно вписывались в мелодическую, гармоническую, ладовую и ритмическую основу песенного материала. По результатам проделанной работы проводится коллективный анализ ансамблевого звучания на основе совместно выявленных мелодических вариантов и сравнительное сопоставление с первоисточником.
К числу основных задач в процессе развития творческих способностей личности на основе песенной культуры следует отнести: формирование бережного отношения к исторически сложившимся народным песенным традициям; развитие художественно-эстетического вкуса; формирование навыков ансамблевого пения; формирование навыков народной песенной импровизации и овладение импровизационными приемами; развитие певческо-исполнительских и ипровизационных способностей.
В определении музыкальных способностей мы придерживаемся мнения М. Т. Картавцевой, которая считает, что музыкальные способности начинают формироваться в дошкольном возрасте, включают в себя ряд компонентов: музыкальный слух (мелодический, тембровый, звуковысотный), музыкальную память (кратковременную и долговременную), чувство метроритма, воображение (воссоздающее и творческое) [4, с. 73-77]. Музыкальные способности являются специальными, в результате обучения развиваются, дифференцируются, обеспечивая успешность выполнения музыкальной деятельности.
Песенный фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Б. В. Асафьев отмечает: «с художественно-эстетической точки зрения народная песня - ценнейшее художественное наследие., подлинный живой свидетель народного быта, трудового уклада и культа, обрядов и игр. Песня отражает душевный строй и мир эмоций, и горе и радость, и печаль и веселье, и раздумье, и юмор» [2, с. 171].
Яркие образы добра и зла в песнях, игровых припевках доступны и понятны детям. Причем песни дети не просто слушают, они являются участниками и постановщиками музыкально-игровых и вокально-пластических композиций. Игра соответствует природе школьника; в процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности.
Исполнение народной песни помогает раскрытию, раскрепощению личности, проявлению ее потенциальных способностей, инициативы. Поэтому обучение фольклору должно носить живой, неформальный характер.
Пение не только развивает эстетическое восприятие, эстетические чувства, художественно-музыкальный вкус и весь комплекс музыкальных и музыкально-сенсорных способностей, особенно музыкально-слуховых представлений звуковысотных отношений. Пение способствует формированию эстетического отношения к окружающей действительности, обогащению переживаний ребенка, его умственному развитию, так как раскрывает перед ним целый мир представлений и чувств. Оно расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы. Велико значение пения в развитии речи ребенка: обогащается его словарный запас, совершенствуется артикуляционный аппарат, улучшается детская речь.
Занятия пением помогают развивать социально-личностные и коммуникативные качества, помогают организовать и объединить детский коллектив. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка. Влияние пения на нравственное развитие выражается с одной стороны в том, что в песнях передано определенное содержание и отношение к нему, с другой - пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, отраженное в песнях. Последовательное ознакомление детей с произведениями народного музыкального творчества лучше помогает понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу.
Анализируя детское продуктивное творчество, можем судить о качествах ребенка, его склонностях, интересах, о разнообразии способностей. Творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка. Раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития. Данной точки зрения на значение результативной продуктивной деятельности, на роль творческого воображения и его особенностей придерживаются Л. С. Выгодский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев и др.
В настоящее время народное песенное творчество на Южном Урале является одним из популярных традиционных жанров фольклора, что подтверждается наличием огромного количества песенных коллективов самой различной направленности, которые в своей работе опираются на национальное искусство, в частности народный музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости и любовь к Родине в целом.
Главная задача музыкального воспитания детей средствами народного музыкального творчества - повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего детства, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Именно песенный фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.
- Асафьев, Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев. - Изд. 2. - М., 1973.
- Асафьев, Б. В. О хоровом искусстве: сб. ст. / сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина. - Л.: Музыка, 1980.
- Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - Изд. 2. - М.: Искусство, 1968.
- Картавцева, М. Т. Влияние на психическое развитие ребенка-дошкольника комплексного обучения на материале фольклора / М. Т. Картавцева // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. - 2006. - № 2. - С.73-77.
- Кон, И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И. С. Кон. - М.: Политиздат, 1984.
- Теория и методика коммунистического воспитания в школе: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Г. И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1974.
Источник: Пятые Лазаревские чтения: «Лики традиционной культуры»: материалы междунар. науч. конф. Челябинск, 25–26 февр. 2011 г.: в 2 ч. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; ред. проф. Н. Г. Апухтина. – Челя-бинск, 2011. – Ч. II. – 350 с.
Автор: Данилова Т. А.