Традиционная народная культура и ее воспроизводство в современном обществе (на примере Тюменской области)

В настоящее время традиционная культура рассматривается как объ­ект исторической и художественной ценности, как предмет исследования, как механизм трансляционности знаний и ее преемственности между по­колениями. Современное состояние духовной культуры русского населе­ния Западно-Сибирского Зауралья характеризуется переплетением тради­ционных и новых черт, народного и профессионального творчества. Тра­диционная народная культура предстает как сложное социально-культурное явление, взаимосвязанное с историческими пластами и совре­менными сферами жизни общества.

Большое значение для молодежных и детских ансамблей, исполни­телей народных песен приобретают фольклорно-этнографические экспе­диции и выезды на районные праздники в районы Тюменской области к носителям традиционной культуры. После тесного общения с информато­рами старшего поколения и исполнителями народных песен у молодежи происходит изменение в миропонимании, изменение на уровне личност­ных характеристик - появляются такие качества как сочувствие к окру­жающим людям, большая терпимость, что благотворно влияет на их взаимо­отношения и с близкими людьми, и с представителями другого пола и с бо­лее широкой социальной средой. В период 1985-2003 гг. велось активное и систематизированное собирание фольклора студентами Тюменского коллед­жа искусств, участниками фольклорных молодежных ансамблей «Росстань», «Верея», «Полетье» (рук. Л. В. Дёмина), студентами филологического фа­культета Тюменского государственного университета (рук. А. В. Бердников, В. А. Духонин), Ишимского педагогического института (рук. Б. Н. Евсеев) в 26 муниципальных образованиях юга Тюменской области. Собрано более 10 000 фольклорных единиц регионального материала, представляющего огромную ценность для различных областей науки и профессионального искусства. Происходит расширение границ экспедиций за счет проектов, осуществляемых и поддерживаемых администрациями муниципальных образований Тюменской области. Так, в Бердюжском районе с 2006 г. ав­тономная некоммерческая организация дополнительного образования де­тей «Центр творчества детей и юношества» проводит проект «Фольклор­ная деревня», во время которого его участники в течении двух недель вы­езжают в сельскую глубинку с целью изучения быта и уклада русской де­ревни, знакомства с сохранившимися русскими традициями, жанрами рус­ского музыкального фольклора. На место проведения экспедиций оказыва­ет влияние уровень сохранения традиционной культуры: мастеров декора­тивно-прикладного творчества, исполнителей народной песни, инструмен­талистов. Осуществление основных целей, поставленных программой про­екта: приобщение детей и подростков к истокам народной культуры рус­ского народа в тесном общении с родной природой своего края и храните­лями традиционной культуры, воспитание патриотического отношения, любви к своему народу, малой Родине выполняются с помощью опреде­ленных задач - привитие детям и подросткам навыков декоративно-прикладного народного творчества; выявление одаренных, талантливых детей и подростков; привитие им навыков научно-исследовательской дея­тельности в области этнографии, фольклора.

Одним из важных факторов в проекте остаются трудовые традиции, когда «ребенок живет в реальной действительности деревни, воспитывается самой жизнью и трудом». Содержательные элементы программы, с одной стороны, отражают знания участников экспедиции в области народной тра­диционной культуры с помощью разнообразных форм: выставок поделок в клубе или сельском совете, концертных выступлений ансамблей, построен­ных на региональном материале, проведения массовых съезжих праздников. С другой стороны, участие детей в исследовательских и досуговых програм­мах способствуют сплочению коллектива, укреплению традиций учреждения дополнительного образования, выступающего организатором экспедиции, утверждению благоприятного социально-психологического климата в нем. Программа экспедиции стимулирует учебно-исследовательскую и творче­скую активность ее участников, формирует привычку к творческой деятель­ности, повышает статус в глазах педагогов, родителей и сверстников; содей­ствует укреплению самодисциплины, появлению навыков содержательного проведения досуга и здорового образа жизни. Ежегодная реализация проекта «Фольклорная деревня» доказала свою необходимость с целью изучения и пропаганды региональной народной культуры, передачи будущим поколени­ям традиций русской культуры, сохранившихся до нашего времени.

Выезды городских фольклорных ансамблей в фольклорно-этнографические экспедиций повлияло на создание в исследуемых районах Тю­менской области сельских певческих и инструментальных групп, заинтересо­вавшихся традициями своих предков. Примером могут служить детские фольклорные ансамбли «Озериночка» в с. Бердюжье, рук. О. Ф. Егорова; «Лавица» в с. Исетское, рук. Новосельцева; в с. Тоболово Ишимского района, рук. А. Г. Пахтусов; «Околица» в с. Нижняя Тавда, рук. С. Ю. Сидорова; «Бесенята» в п. Емуртлинский Упоровского района, рук. А. И. Дитцель; «Потешки» в с. Кулаково Тюменского района, рук. Т. А. Торкина, О. В. Ти-геева, где формируется глубокий и устойчивый интерес к народной культуре, происходит развитие личности ребенка через музыкальное народное творчест­во своего края. Особенностью названных коллективов остается экспедицион­ная деятельность в своем районе, включение в репертуар местного материала.

Одной из форм, способствующей сохранению ценностей традицион­ной народной культуры Тюменской области и результатом экспедицион­ной работы стало создание с 1992 года документальных фильмов «Пошли-то девки» (Государственная теле- радио компания «Регион-Тюмень», ре­жиссер Л.П. Переплеткина), телевизионных передач «Нити времен» (реж. Л. Эргарт), «20 минут» (реж. И. Светлова), о сохранившихся до наших дней обрядов и обычаев, о реконструированных календарных праздниках -«Рождество Христово», «Колядки», «Зимние святки» (Аромашевский д. Новоберезовка, Викуловский д. Осиновка и Ермаки, д. Княжево Тю­менский р-ны), «Масленичная неделя», Пасха, Ивана Купала (с. Нижняя Тавда, Антропово, Тюнево Нижне-Тавдинского р-на), Троица, Ивана Ку­пала (с. Бердюжье, Омутинское), жатвенные обряды (с. Сладково), свадеб­ный обряд (д. Ермаки Викуловского, д. Задонка Сладковского р-на); о пе­сенных традициях - д. Шаблыкино Ишимского р-на (переселенцах Орлов­ской губернии), об исполнителях музыкальной культуры - ансамбли на­родной песни «Сударушка», «Сибирская забава», «Вячерки»; мастерах де­коративно-прикладного творчества.

С развитием фольклорного движения в детской среде у руководите­лей коллективов появились новые проблемы и перспективы - детям нужен свой «детский» репертуар, лишь частично пересекающийся с молодеж­ным; дети должны знакомиться с региональным материалом; нужно учи­тывать проблему приобщения городских детей к миру традиционной кре­стьянской, незнакомой для них, культуре, к необычной музыкально-языковой среде. Изучение основ народной музыкальной культуры должно начинаться с накопления слухового опыта, формирующего образ певче­ской традиции, а не с классической постановки голоса. В 1993 г. (дорабо­тана в 2002 г.) автором статьи создана и реализована программа для фольк­лорных классов Детской школы искусств № 3 г.Тюмени, написаны мето­дические рекомендации по работе с детским фольклорным ансамблем «По­тешки» (от 6 до 12 лет). Программа содержит теоретическую и практиче­скую части, где большую часть занимает региональный музыкальный (пе­сенный, поэтический, инструментальный) материал, собранный автором во время фольклорных экспедиций по районам Тюменской области.

Самые интересные музыкальные образцы традиционной культуры региона вошли в репертуар тюменских молодежных и детских фольклор­ных ансамблей. Большое внимание привлекает обрядовая сторона народ­ной культуры. Сегодня утрачен магический смысл календарных и семейно-бытовых обрядов и часто, оставаясь в репертуаре молодежных и детских ансамблей, они становятся развлекательной игрой.

Руководители ансамблей, опираясь на результаты исследований, обобщений по западносибирскому музыкальному фольклору, в своем творчестве пытаются представить разные народно-песенные традиции, бы­тующие на территории региона (старожильческую, новопоселенческую).

Активное собирание фольклорно-этнографических материалов при­вело к созданию методического фонда (архива) по фольклору на базе Тю­менского колледжа искусств и фольклорного центра «Росстань», активи­зировавшего совместную работу филологов, педагогов, этнографов, музы­коведов и фольклористов в едином русле социокультурной деятельности. Появилась возможность издавать совместные научные, учебно-методические и репертуарные сборники по региональному фольклору; по­пуляризировать народное искусство в кругу любителей народного творче­ства; разработать единую программу по дальнейшему развитию современ­ного фольклорного молодёжного движения в регионе; выявлять соотноше­ние традиционной и современной культуры в Тюменской области; обоб­щить региональные исполнительские традиций с целью издания коммен­тированного приложения к фонду аудио-, видео- и электронных записей. Накопленные и систематизированные фольклорно-этнографические мате­риалы, наблюдения и обобщения, касающиеся закономерностей традици­онной западносибирской музыкальной культуры приобрели не только уз­колокальное, но и общенаучное значение.

С помощью ценностей традиционной культуры, составляющих ее главный смысл, нужно решать современные проблемы духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Выдающиеся отечествен­ные мыслители XIX - XX вв. приоритетными ценностями считали лучшие черты русского народа: милосердие и сострадание, духовность, не стяжа­тельство и совестливость, добродушие, соборность, благочестие и благо­денствие, патриотическое самосознание, духовно-нравственная сущность бытовой обрядности и другие, формирующие высокие нравственные идеа­лы личности, хранимые народом и дошедшие до настоящего времени.

Источник: Пятые Лазаревские чтения: «Лики традиционной культуры»: материалы междунар. науч. конф. Челябинск, 25–26 февр. 2011 г.: в 2 ч. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; ред. проф. Н. Г. Апухтина. – Челябинск, 2011. – Ч. II. – 350 с.

Автор: Дёмина Л. В.

Прокомментировать

Рубрика Лазаревские чтения

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.