В настоящее время традиционная культура рассматривается как объект исторической и художественной ценности, как предмет исследования, как механизм трансляционности знаний и ее преемственности между поколениями. Современное состояние духовной культуры русского населения Западно-Сибирского Зауралья характеризуется переплетением традиционных и новых черт, народного и профессионального творчества. Традиционная народная культура предстает как сложное социально-культурное явление, взаимосвязанное с историческими пластами и современными сферами жизни общества.
Большое значение для молодежных и детских ансамблей, исполнителей народных песен приобретают фольклорно-этнографические экспедиции и выезды на районные праздники в районы Тюменской области к носителям традиционной культуры. После тесного общения с информаторами старшего поколения и исполнителями народных песен у молодежи происходит изменение в миропонимании, изменение на уровне личностных характеристик - появляются такие качества как сочувствие к окружающим людям, большая терпимость, что благотворно влияет на их взаимоотношения и с близкими людьми, и с представителями другого пола и с более широкой социальной средой. В период 1985-2003 гг. велось активное и систематизированное собирание фольклора студентами Тюменского колледжа искусств, участниками фольклорных молодежных ансамблей «Росстань», «Верея», «Полетье» (рук. Л. В. Дёмина), студентами филологического факультета Тюменского государственного университета (рук. А. В. Бердников, В. А. Духонин), Ишимского педагогического института (рук. Б. Н. Евсеев) в 26 муниципальных образованиях юга Тюменской области. Собрано более 10 000 фольклорных единиц регионального материала, представляющего огромную ценность для различных областей науки и профессионального искусства. Происходит расширение границ экспедиций за счет проектов, осуществляемых и поддерживаемых администрациями муниципальных образований Тюменской области. Так, в Бердюжском районе с 2006 г. автономная некоммерческая организация дополнительного образования детей «Центр творчества детей и юношества» проводит проект «Фольклорная деревня», во время которого его участники в течении двух недель выезжают в сельскую глубинку с целью изучения быта и уклада русской деревни, знакомства с сохранившимися русскими традициями, жанрами русского музыкального фольклора. На место проведения экспедиций оказывает влияние уровень сохранения традиционной культуры: мастеров декоративно-прикладного творчества, исполнителей народной песни, инструменталистов. Осуществление основных целей, поставленных программой проекта: приобщение детей и подростков к истокам народной культуры русского народа в тесном общении с родной природой своего края и хранителями традиционной культуры, воспитание патриотического отношения, любви к своему народу, малой Родине выполняются с помощью определенных задач - привитие детям и подросткам навыков декоративно-прикладного народного творчества; выявление одаренных, талантливых детей и подростков; привитие им навыков научно-исследовательской деятельности в области этнографии, фольклора.
Одним из важных факторов в проекте остаются трудовые традиции, когда «ребенок живет в реальной действительности деревни, воспитывается самой жизнью и трудом». Содержательные элементы программы, с одной стороны, отражают знания участников экспедиции в области народной традиционной культуры с помощью разнообразных форм: выставок поделок в клубе или сельском совете, концертных выступлений ансамблей, построенных на региональном материале, проведения массовых съезжих праздников. С другой стороны, участие детей в исследовательских и досуговых программах способствуют сплочению коллектива, укреплению традиций учреждения дополнительного образования, выступающего организатором экспедиции, утверждению благоприятного социально-психологического климата в нем. Программа экспедиции стимулирует учебно-исследовательскую и творческую активность ее участников, формирует привычку к творческой деятельности, повышает статус в глазах педагогов, родителей и сверстников; содействует укреплению самодисциплины, появлению навыков содержательного проведения досуга и здорового образа жизни. Ежегодная реализация проекта «Фольклорная деревня» доказала свою необходимость с целью изучения и пропаганды региональной народной культуры, передачи будущим поколениям традиций русской культуры, сохранившихся до нашего времени.
Выезды городских фольклорных ансамблей в фольклорно-этнографические экспедиций повлияло на создание в исследуемых районах Тюменской области сельских певческих и инструментальных групп, заинтересовавшихся традициями своих предков. Примером могут служить детские фольклорные ансамбли «Озериночка» в с. Бердюжье, рук. О. Ф. Егорова; «Лавица» в с. Исетское, рук. Новосельцева; в с. Тоболово Ишимского района, рук. А. Г. Пахтусов; «Околица» в с. Нижняя Тавда, рук. С. Ю. Сидорова; «Бесенята» в п. Емуртлинский Упоровского района, рук. А. И. Дитцель; «Потешки» в с. Кулаково Тюменского района, рук. Т. А. Торкина, О. В. Ти-геева, где формируется глубокий и устойчивый интерес к народной культуре, происходит развитие личности ребенка через музыкальное народное творчество своего края. Особенностью названных коллективов остается экспедиционная деятельность в своем районе, включение в репертуар местного материала.
Одной из форм, способствующей сохранению ценностей традиционной народной культуры Тюменской области и результатом экспедиционной работы стало создание с 1992 года документальных фильмов «Пошли-то девки» (Государственная теле- радио компания «Регион-Тюмень», режиссер Л.П. Переплеткина), телевизионных передач «Нити времен» (реж. Л. Эргарт), «20 минут» (реж. И. Светлова), о сохранившихся до наших дней обрядов и обычаев, о реконструированных календарных праздниках -«Рождество Христово», «Колядки», «Зимние святки» (Аромашевский д. Новоберезовка, Викуловский д. Осиновка и Ермаки, д. Княжево Тюменский р-ны), «Масленичная неделя», Пасха, Ивана Купала (с. Нижняя Тавда, Антропово, Тюнево Нижне-Тавдинского р-на), Троица, Ивана Купала (с. Бердюжье, Омутинское), жатвенные обряды (с. Сладково), свадебный обряд (д. Ермаки Викуловского, д. Задонка Сладковского р-на); о песенных традициях - д. Шаблыкино Ишимского р-на (переселенцах Орловской губернии), об исполнителях музыкальной культуры - ансамбли народной песни «Сударушка», «Сибирская забава», «Вячерки»; мастерах декоративно-прикладного творчества.
С развитием фольклорного движения в детской среде у руководителей коллективов появились новые проблемы и перспективы - детям нужен свой «детский» репертуар, лишь частично пересекающийся с молодежным; дети должны знакомиться с региональным материалом; нужно учитывать проблему приобщения городских детей к миру традиционной крестьянской, незнакомой для них, культуре, к необычной музыкально-языковой среде. Изучение основ народной музыкальной культуры должно начинаться с накопления слухового опыта, формирующего образ певческой традиции, а не с классической постановки голоса. В 1993 г. (доработана в 2002 г.) автором статьи создана и реализована программа для фольклорных классов Детской школы искусств № 3 г.Тюмени, написаны методические рекомендации по работе с детским фольклорным ансамблем «Потешки» (от 6 до 12 лет). Программа содержит теоретическую и практическую части, где большую часть занимает региональный музыкальный (песенный, поэтический, инструментальный) материал, собранный автором во время фольклорных экспедиций по районам Тюменской области.
Самые интересные музыкальные образцы традиционной культуры региона вошли в репертуар тюменских молодежных и детских фольклорных ансамблей. Большое внимание привлекает обрядовая сторона народной культуры. Сегодня утрачен магический смысл календарных и семейно-бытовых обрядов и часто, оставаясь в репертуаре молодежных и детских ансамблей, они становятся развлекательной игрой.
Руководители ансамблей, опираясь на результаты исследований, обобщений по западносибирскому музыкальному фольклору, в своем творчестве пытаются представить разные народно-песенные традиции, бытующие на территории региона (старожильческую, новопоселенческую).
Активное собирание фольклорно-этнографических материалов привело к созданию методического фонда (архива) по фольклору на базе Тюменского колледжа искусств и фольклорного центра «Росстань», активизировавшего совместную работу филологов, педагогов, этнографов, музыковедов и фольклористов в едином русле социокультурной деятельности. Появилась возможность издавать совместные научные, учебно-методические и репертуарные сборники по региональному фольклору; популяризировать народное искусство в кругу любителей народного творчества; разработать единую программу по дальнейшему развитию современного фольклорного молодёжного движения в регионе; выявлять соотношение традиционной и современной культуры в Тюменской области; обобщить региональные исполнительские традиций с целью издания комментированного приложения к фонду аудио-, видео- и электронных записей. Накопленные и систематизированные фольклорно-этнографические материалы, наблюдения и обобщения, касающиеся закономерностей традиционной западносибирской музыкальной культуры приобрели не только узколокальное, но и общенаучное значение.
С помощью ценностей традиционной культуры, составляющих ее главный смысл, нужно решать современные проблемы духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Выдающиеся отечественные мыслители XIX - XX вв. приоритетными ценностями считали лучшие черты русского народа: милосердие и сострадание, духовность, не стяжательство и совестливость, добродушие, соборность, благочестие и благоденствие, патриотическое самосознание, духовно-нравственная сущность бытовой обрядности и другие, формирующие высокие нравственные идеалы личности, хранимые народом и дошедшие до настоящего времени.
Источник: Пятые Лазаревские чтения: «Лики традиционной культуры»: материалы междунар. науч. конф. Челябинск, 25–26 февр. 2011 г.: в 2 ч. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; ред. проф. Н. Г. Апухтина. – Челябинск, 2011. – Ч. II. – 350 с.
Автор: Дёмина Л. В.