Педагогический процесс в народном ансамбле общества слепых

В современных условиях России, когда политическая, экономиче­ская, социальная жизнь страны претерпела и продолжает претерпевать ко­ренную трансформацию, одним из приоритетных направлений государства становится социальная политика. Особое значение уделяется социальной защите людей с ограниченными возможностями. Низкий уровень и качество жизни у большинства инвалидов сопровождаются серьезными личностными проблемами, обусловленными дезадоптивностью этих людей в быстро ме­няющейся социокультурной среде. Полноценная жизнедеятельность подав­ляющего большинства инвалидов невозможна без представления им различ­ных видов помощи и услуг, соответствующих их социальным потребностям. Адекватное и своевременное удовлетворение индивидуальных потребностей инвалидов призвано обеспечить компенсацию имеющихся у них ограниче­ний жизнедеятельности. Оно предполагает создание им равных с другими ка­тегориями населения возможностей в профессиональной, общественно-политической, культурной и иных сферах. Таким образом, исследования возможностей социокультурной сферы в процессе самоопределения и са­мореализации личности с ограниченными возможностями - важнейшая проблема, в которую мы попытались внести своё видение.

Методика работы с самодеятельным ансамблевым коллективом уча­стников с ограниченными физическими возможностями (слепые) слабо разработана. Именно это обстоятельство побудило автора данной работы попытаться обобщить опыт работы самодеятельных оркестров, находя­щихся на высоком уровне развития. Здесь и далее автор будет опираться на собственный пятилетний опыт работы с народным коллективом, ан­самблем татарских и башкирских народных инструментов челябинского областного реабилитационного культурно-спортивного центра всероссий­ского общества слепых (ЧО РКСЦ ВОС), также на опыт своих коллег -руководителей других самодеятельных оркестровых коллективов. Ан­самбль «Нур» объединяет музыкантов от 50 до 70 лет. Это единственный инструментальный татаро-башкирский ансамбль, участники которого с ог­раниченными физическими возможностями (слепые) в России. Для многих самодеятельных музыкантов участие в народном ансамбле стало школой самоутверждения, формирования активной жизненной позиции. Людям, имеющим недостаточно четкие зрительные представления, а иногда и ли­шенных их вовсе, особенно важно слуховое восприятие и, естественно, те виды искусства, которые основаны на нем. Человек лишенный, или почти лишенный одного из своих органов восприятия, вынужден восполнять этот недостаток посредством усиленного развития других органов. Этого тре­бует человеческая природа, стремясь к наиболее целостному контакту с окружающим его миром. Так, на помощь недостающему органу зрения не­изменно спешат слух и осязание. Музыка, как одна из тончайших и слож­нейших форм отражения действительности, сопровождая человека на всем протяжении его жизни, обеспечивает ему развитие этих каналов взаимо­действия с миром. Отсутствие у человека зрения создает значительные трудности в формировании его как музыканта. Особое значение в работе имеет индивидуальный подход. Среди участников есть люди родившиеся слепыми, другие потеряли зрение в детстве, кто-то в зрелом возрасте.

Участники ансамбля далеко не все одинаковы по здоровью, по уровню культуры и по музыкальной подготовке. Приходится работать с тем контин­гентом, который есть, обучать начинающего с «нуля», учитывая его возраст, музыкальные данные, интерес и желание. При работе главным орудием ру­ководителя является речь. Фактически голос заменяет жесты дирижера. По­яснения должны быть построены таким образом, чтобы помочь участникам самим найти нужные технические средства игры, определить, каким именно приемом, штрихом, следует исполнить тот или иной отрывок.
Освоение и развитие правильных приемов и навыков игры на инст­рументе является важнейшим моментом в процессе обучения музыканта. Чем выше техника исполнения музыканта, тем выше его мастерство. Осо­бое внимание уделяется двигательным навыкам, снятию напряжения мышц рук, плеча и корпуса играющего. К сожалению, процесс обучения музыкантов проходит без привлечения других музыкальных предметов - сольфеджио, гармонии, анализа музыкальных форм, теории музыки, поли­фонии, истории музыки и т. д.

Объединение всех участников в полный состав на репетиции произ­водится не сразу. Имеет смысл сначала объединять их по партиям. Это обеспечивает хорошую взаимосвязь исполнителей одной партии между собой. В результате партнеры обогащают друг друга: более слабый участ­ник, опираясь на сильного, постепенно обретает уверенность, а более сильный - учится «вести» за собой, не сбиваясь ошибками партнера, при­обретая, тем самым, концертмейстерские навыки. Как только у участников появляется уверенность во владении текстом, техническая свобода, так сразу каждая партия начинает звучать цельно. Задача руководителя состо­ит в объединении в единый исполнительский организм нескольких музы­кантов с различным уровнем музыкальной подготовки и музыкального развития, слепых и с остаточным зрением. К сожалению, не все слепые и слабовидящие владеют рельефно-точечной системой шрифта Брайля. Кто-то теряет чувствительность пальцев из-за профессиональной деятельности.
Другая особенность работы состоит в выборе тональности для инст­рументовки. Это связано с диатоническим строем башкирского народного инструмента курай. Моя задача - нацелить каждого члена коллектива на самостоятельную работу, так как теперь, когда приходится делать целые концертные программы, времени на индивидуальную работу по технике игры (учебной работы) практически не хватает.

Отдельного разговора заслуживает метод использования в работе с коллективом незрячих средства звукозаписи, благодаря которым незрячий музыкант получает возможность преодолеть затруднения, связанные с восприятием нотного текста по брайлевской системе. Способ разучивания партии с применением магнитофона или диктофона заключается в записи исполнения руководителем всех оркестровых партий. После того, как каж­дая партия выучена, участник имеет возможность играть в унисон с пред­ложенной руководителем записью, обращая внимание на штрихи, динами­ку, характер произведения. Этот прием в несколько раз ускоряет процесс работы над произведением. Внимание участника ансамбля целиком сосре­дотачивается на раскрытии художественного содержания пьесы.

Очень важно в предконцертный период на репетициях записывать пье­сы в исполнении ансамбля. Это дает возможность участникам прослушать запись, критически и объективно оценить собственную игру. Записанное концертное исполнение позволяет потом предметно анализировать выступ­ление и делать конкретные выводы. Запись обеспечивает создание фонотеки ансамбля, память о былом времени. Люди, пережившие и смирившиеся с не­возвратной утратой чего-либо, глубже воспринимают эту возможность.

Дирижирование оркестром незрячих невозможно, поэтому во время концертных выступлений нередки случаи изменения темпов, нюансов, ритма. Ситуация для руководителя самая беспощадная, когда от него ниче­го не зависит. Во избежание подобных случаев руководителю приходится особое внимание уделять формированию у незрячих музыкантов навыков контроля игры, умения слушать свою игру и одновременно игру оркестра в целом. Есть свои особенности расположения ансамбля во время концертов, а так же входа и выхода на сцену. Не всегда есть помощники, готовые вы­водить на сцену коллектив, да и желание быть более самостоятельными и независимыми создает необходимость ставить рядом тотально слепого участника с человеком с остаточным зрением. На сцене из-за необходимости слухового контроля над участниками я нахожусь в центре. Нельзя не упомя­нуть и о том, что весьма важное влияние на зрителей оказывает внешний вид участников. Руководителю необходимо сформировывать у себя привычку обращать самое пристальное внимание на все элементы внешнего облика. Так же требуется огромная работа по раскрепощению музыкантов на сцене. Речь идет не только о сценическом движении, но о том, чтобы исполнитель, хотя бы, не привлекал внимание публики своей статичностью или неестест­венными, неуместными движениями. Одним из важных условий плодотвор­ной работы в самодеятельном коллективе является умение руководителя по­стоянно поддерживать на должном уровне художественно-творческую дис­циплину, строить взаимоотношения с участниками таким образом, чтобы они способствовали внутреннему раскрытию их творческого потенциала. На со­стояние творческой дисциплины в коллективе оказывают влияние многие факторы, но определяющим является методика организации репетиционного процесса, учитывающая исполнительский уровень оркестра, степень трудно­сти избранной для разучивания программы, сыгранность оркестрантов, на­строй участников на серьезную работу, самочувствие руководителя и так да­лее. Ведь от того, насколько тщательно и всесторонне подготовлена репети­ция, зависит его результативность.

Во многом взаимоотношения участников и руководителя определя­ются теми традициями, которые сложились в коллективе. Это может быть совместный отдых участников, творческие поездки, дни рождения и юби­лейные даты членов коллектива, ежегодные отчетные концерты. Помимо этого, в коллективах самодеятельности могут быть и свои, специфические традиции. Например, день памяти первого руководителя - заслуженного работника культуры республики Башкортостан, писателя, композитора, Нила Хасановича Минязева.

Поиск прочных контактов с участниками ансамбля - достаточно трудный и длительный процесс. Эта область деятельности руководителя требует от него большого педагогического мастерства. Воздействие на участников в самодеятельном коллективе строится, прежде всего, на мето­де убеждения.
Итогом всей организационной и творческой работы коллектива яв­ляется концертное выступление. Ансамбль «Нур» ведет интенсивную кон­цертную деятельность, он всегда на виду. По выступлениям коллектива судят о его творческом лице, его технических и художественных возмож­ностях, репертуаре, дисциплине. И то, как публика воспринимает его вы­ступления, во многом сказывается на дальнейшем творческом росте кол­лектива. Руководитель должен помнить, что любая творческая неудача воспринимается участниками очень болезненно и может в дальнейшем сказаться на их отношении к занятиям. Поэтому необходимо очень тща­тельно готовиться к любому публичному выступлению.

Давно ушли в прошлое радикальные представления старой тифлологии о якобы чуть ли не врожденных чувствах «прекрасного» у слепых, или, на­против, тотальной и необратимой эстетической недоразвитостью инвалидов по зрению. К сожалению, подобные установки еще встречаются не только на уровне обыденного сознания, но и среди отдельных дефектологов, что, несо­мненно, оказывает влияние на характер проводимых ими мероприятий.
Как видно из вышесказанного, самодеятельный оркестровый народ­ный коллектив, состоящий из незрячих музыкантов, отличается большим своеобразием. Особенности занятий с ним заслуживают пристального внимания исследователей. Человек не рождается с чувством «прекрасно­го». Оно приобретается им в процессе усвоения социального опыта. Сле­пота, разумеется, затрудняет этот процесс, но она не может ни остановить, ни исказить его. А помочь им в этом - наша задача.

Источник: Пятые Лазаревские чтения: «Лики традиционной культуры»: материалы междунар. науч. конф. Челябинск, 25–26 февр. 2011 г.: в 2 ч. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; ред. проф. Н. Г. Апухтина. – Челябинск, 2011. – Ч. II. – 350 с.

Автор: Закиров А. Д.

Прокомментировать

Рубрика Лазаревские чтения

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.