Профессиональную компетентность преподавателя дополнительного образования мы определяем как интегративное свойство личности, отражающее единство теоретической, практической и нравственно-психологической готовности педагога к профессиональной деятельности и включающее в себя совокупность психолого-педагогических, методических и специально-предметных знаний, общепедагогических и специальных профессионально-творческих, исполнительских умений и навыков, личностных характеристик, обеспечивающих эффективную педагогическую деятельность.
В качестве основных методологических подходов нами были избраны системный, деятельностный, профессионально-личностный подходы.
Системный подход в настоящее время занимает важное место в общественной практике и научном познании, в том числе и в педагогической теории. Общим содержанием в понятии «система» является идея взаимодействия множества частей, элементов и интеграция их в целое. В. Г. Афанасьев, в связи с этим, выделяет ряд ведущих признаков, позволяющих описывать систему как целостное образование: наличие интегрированных качеств (системность); наличие составных элементов, компонентов, частей, из которых образуется система; наличие структуры; наличие функциональных характеристик системы в целом и отдельных ее компонентах; наличие коммуникативных свойств системы, проявляемых в двух формах: форме взаимодействия со средой и в форме взаимодействия данной системы с субсистемами и суперсистемами, т. е. с системами более низкого или высокого порядка по отношению к которым она выступает как часть (подсистема) или как целое; историчность, преемственность или связь прошлого, настоящего и будущего в системе и ее компонентов [1]. Системный подход характеризуется несколькими аспектами: системно-компонентным (из чего состоит система); системно-структурным (внутреннее строение системы); системно-функциональным (как действует система) и системно-интегративным (как функционирует и развивается система).
Опора на данные положения позволила нам описать понятия «профессиональная компетентность преподавателя дополнительного образования», «развитие профессиональной компетентности преподавателя дополнительного образования» как целостные системные явления и выделить в их структуре ряд взаимосвязанных компонентов. При исследовании проблемы развития профессиональной компетентности преподавателя дополнительного образования в послевузовский период целесообразно использовать системно-структурный и системно-функциональный аспекты системного подхода. Применительно к нашей работе системный подход позволяет проанализировать: профессиональную компетентность преподавателя дополнительного образования как систему, включающую несколько взаимосвязанных компонентов; этапы и стадии развития профессиональной компетентности преподавателя дополнительного образования в послевузовский период; характер взаимодействия субъектов развития профессиональной компетентности (администрации и преподавателей); условия, способствующие эффективному развитию данной системы.
Не менее важным является для нашей работы деятельностный подход. Отечественные исследователи осуществляют изучение проблемы человеческой деятельности в русле основных идей и положений диалектико-материалистической философии, согласно которой человеческая деятельность представляет собой специфически человеческую форму активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование на основе освоения и развития наличных форм культуры [5]. Согласно положениям материалистической философии, всякая человеческая деятельность включает в себя цель, средство, процесс, результат, является осознанной. Понятие «деятельность» наиболее адекватно выражает активность человека, потому что «в отличие от животных, активность человека призвана обеспечить не только его биологическую, но и социальную жизнь» [Там же]. Человеческая деятельность как социально сформировавшаяся и культурно организованная активность имеет в своей основе разделение действующего лица и предмета действия, т. е. субъекта и объекта. Следовательно, человеческая деятельность это активность субъекта, направленная на объекты или на других субъектов, при этом человек рассматривается как субъект деятельности.
В деятельности субъект реализует свои отношения с объектом. Так как соединяющий характер деятельности выражается в том, что объект деятельности, измененный и преобразованный, становится как бы частью субъекта, происходит его очеловечивание. Человек, выполняя деятельность, изменяя и преобразовывая мир, меняет себя. Деятельность, таким образом, связывает между собой объект и субъект, являясь формой отношения между ними.
В роли субъекта деятельности может выступать не только конкретный индивид, но и та или иная группа. Субъект является источником целенаправленной активности, носителем предметно-практической деятельности. Но вместе с тем познание, лежащее в основе взаимодействия субъекта и объекта, нельзя сводить к овладению предметно-практическими действиями. При соотнесении понятия субъекта с понятием «человек» процесс деятельности и ее результаты рассматриваются как некое изменение или самоизменение.
Для нашего исследования важным является то, что понятие «деятельность» не может быть рассмотрено в отрыве от понятия сознания, которое возникает в деятельности, а затем опосредует ее.
Принцип единства сознания и деятельности очень важен для обоснования теории профессионального развития. Поэтому и изучение самой деятельности должно протекать в тесной взаимосвязи с исследованием процессов возникновения и функционирования человеческого сознания. Н. В. Демин пишет: «Сознание, вообще психика, не только проявляются, но и формируются, деятельность обуславливает формирование сознания человека, его психические процессы и свойства, а эти последние осуществляют регуляцию деятельности, являются условиями ее адекватного выполнения [3]. Осознание, являясь высшей формой психики, присуще только человеку. Поэтому профессиональное развитие не только осуществляется в процессе деятельности, но и само формирует деятельность, являясь ее внутренним источником, ресурсом. Профессиональная деятельность тесным образом связана с активной мыслительной деятельностью как формой реализации личности в профессиональной деятельности. В отечественной науке процесс мышления понимается как ряд умственных действий или интеллектуальных операций: анализа и синтеза, отождествления и различения, абстрагирования и обобщения, и др. Завершающим этапом мыслительных операций является реализация умственного действия в практической профессиональной деятельности.
Итак, деятельностный подход при изучении проблемы развития профессиональной компетентности преподавателя дополнительного образования позволяет рассматривать профессиональную деятельность как основу, действенное средство и одно из решающих условий развития личности преподавателя. Важным при этом является осознание преподавателем себя как субъекта профессионально-педагогической деятельности, что обуславливает необходимость совершенствования таких аспектов деятельности как целеполагание, организация, регулирование, контроль, анализ и оценка результатов профессиональной деятельности.
В работах, посвященных проблеме профессионального развития педагога (А. А. Вербицкий, Н. В. Борисова, В. П. Кузовлев, К. М. Левитан, И. А. Хоменко и др.) активно разрабатывается профессионально-личностный подход, который предполагает ориентацию на личность как цель, объект, субъект, результат и главный критерий эффективности развития профессиональной компетентности педагога. При этом признается: уникальность личности, ее интеллектуальная и нравственная свобода; право на выбор профессии и индивидуальной траектории профессионального развития; взаимосвязь процессов развития личности и профессионального совершенствования; необходимость ориентации профессионального становления на развитие и саморазвитие задатков и способностей и актуализацию творческого потенциала личности.
Применительно к исследованию проблемы развития профессиональной компетентности преподавателя дополнительного образования данный подход означает, что данный процесс осуществляется на основе интеграции личностных характеристик педагога и его профессиональных знаний и умений. Это единство представляет собой качественно новое образование, целостность и внутренняя структура которого определяет цели развития профессиональной компетентности.
Итак, опора на совокупность системного, деятельностного, профессионально-личностного подходов при изучении развития профессиональной компетентности преподавателей дополнительного образования позволяет дать целостную и всестороннюю характеристику данного процесса.
- Афанасьев, В. Г. Общество: системность, познание и управление / В. Г. Афанасьев. - М.: Политиздат, 1982. - 432 с.
- Блауберг, Н. В. Становление и сущность системного подхода / Н. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. - М.: Наука, 1976. - 270 с.
- Демин, М. В. Проблемы теории деятельности / М. В. Демин. - М.: МГУ, 1977. - 372 с.
- Левитан, К. М. Личность педагога: становление и развитие / К. М. Левитан. - Саратов: СГУ, 1990. - 270 с.
- Философский словарь / под ред. И. Г. Фролова. - М.: Политиздат, 1996. - 589 с.
Источник: Пятые Лазаревские чтения: «Лики традиционной культуры»: материалы междунар. науч. конф. Челябинск, 25–26 февр. 2011 г.: в 2 ч. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; ред. проф. Н. Г. Апухтина. – Челябинск, 2011. – Ч. II. – 350 с.
Автор: Краснопольская М. Ю.