Методологические подходы к исследованию проблемы развития профессиональной компетентности преподавателя дополнительного образования в послевузовский период

Профессиональную компетентность преподавателя дополнительного образования мы определяем как интегративное свойство личности, отра­жающее единство теоретической, практической и нравственно-психо­логической готовности педагога к профессиональной деятельности и включающее в себя совокупность психолого-педагогических, методиче­ских и специально-предметных знаний, общепедагогических и специаль­ных профессионально-творческих, исполнительских умений и навыков, личностных характеристик, обеспечивающих эффективную педагогиче­скую деятельность.

В качестве основных методологических подходов нами были избра­ны системный, деятельностный, профессионально-личностный подходы.

Системный подход в настоящее время занимает важное место в об­щественной практике и научном познании, в том числе и в педагогической теории. Общим содержанием в понятии «система» является идея взаимо­действия множества частей, элементов и интеграция их в целое. В. Г. Афа­насьев, в связи с этим, выделяет ряд ведущих признаков, позволяющих описывать систему как целостное образование: наличие интегрированных качеств (системность); наличие составных элементов, компонентов, час­тей, из которых образуется система; наличие структуры; наличие функ­циональных характеристик системы в целом и отдельных ее компонентах; наличие коммуникативных свойств системы, проявляемых в двух формах: форме взаимодействия со средой и в форме взаимодействия данной систе­мы с субсистемами и суперсистемами, т. е. с системами более низкого или высокого порядка по отношению к которым она выступает как часть (под­система) или как целое; историчность, преемственность или связь прошло­го, настоящего и будущего в системе и ее компонентов [1]. Системный подход характеризуется несколькими аспектами: системно-компонентным (из чего состоит система); системно-структурным (внутреннее строение системы); системно-функциональным (как действует система) и системно-интегративным (как функционирует и развивается система).

Опора на данные положения позволила нам описать понятия «про­фессиональная компетентность преподавателя дополнительного образова­ния», «развитие профессиональной компетентности преподавателя допол­нительного образования» как целостные системные явления и выделить в их структуре ряд взаимосвязанных компонентов. При исследовании про­блемы развития профессиональной компетентности преподавателя допол­нительного образования в послевузовский период целесообразно исполь­зовать системно-структурный и системно-функциональный аспекты сис­темного подхода. Применительно к нашей работе системный подход по­зволяет проанализировать: профессиональную компетентность преподава­теля дополнительного образования как систему, включающую несколько взаимосвязанных компонентов; этапы и стадии развития профессиональ­ной компетентности преподавателя дополнительного образования в после­вузовский период; характер взаимодействия субъектов развития профес­сиональной компетентности (администрации и преподавателей); условия, способствующие эффективному развитию данной системы.

Не менее важным является для нашей работы деятельностный под­ход. Отечественные исследователи осуществляют изучение проблемы че­ловеческой деятельности в русле основных идей и положений диалектико-материалистической философии, согласно которой человеческая деятель­ность представляет собой специфически человеческую форму активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесо­образное изменение и преобразование на основе освоения и развития на­личных форм культуры [5]. Согласно положениям материалистической философии, всякая человеческая деятельность включает в себя цель, сред­ство, процесс, результат, является осознанной. Понятие «деятельность» наиболее адекватно выражает активность человека, потому что «в отличие от животных, активность человека призвана обеспечить не только его био­логическую, но и социальную жизнь» [Там же]. Человеческая деятельность как социально сформировавшаяся и культурно организованная активность имеет в своей основе разделение действующего лица и предмета действия, т. е. субъекта и объекта. Следовательно, человеческая деятельность это ак­тивность субъекта, направленная на объекты или на других субъектов, при этом человек рассматривается как субъект деятельности.

В деятельности субъект реализует свои отношения с объектом. Так как соединяющий характер деятельности выражается в том, что объект деятельности, измененный и преобразованный, становится как бы частью субъекта, происходит его очеловечивание. Человек, выполняя деятель­ность, изменяя и преобразовывая мир, меняет себя. Деятельность, таким образом, связывает между собой объект и субъект, являясь формой отно­шения между ними.

В роли субъекта деятельности может выступать не только конкрет­ный индивид, но и та или иная группа. Субъект является источником целе­направленной активности, носителем предметно-практической деятельно­сти. Но вместе с тем познание, лежащее в основе взаимодействия субъекта и объекта, нельзя сводить к овладению предметно-практическими дейст­виями. При соотнесении понятия субъекта с понятием «человек» процесс деятельности и ее результаты рассматриваются как некое изменение или самоизменение.

Для нашего исследования важным является то, что понятие «дея­тельность» не может быть рассмотрено в отрыве от понятия сознания, ко­торое возникает в деятельности, а затем опосредует ее.

Принцип единства сознания и деятельности очень важен для обосно­вания теории профессионального развития. Поэтому и изучение самой дея­тельности должно протекать в тесной взаимосвязи с исследованием про­цессов возникновения и функционирования человеческого сознания. Н. В. Демин пишет: «Сознание, вообще психика, не только проявляются, но и формируются, деятельность обуславливает формирование сознания человека, его психические процессы и свойства, а эти последние осущест­вляют регуляцию деятельности, являются условиями ее адекватного вы­полнения [3]. Осознание, являясь высшей формой психики, присуще толь­ко человеку. Поэтому профессиональное развитие не только осуществля­ется в процессе деятельности, но и само формирует деятельность, являясь ее внутренним источником, ресурсом. Профессиональная деятельность тесным образом связана с активной мыслительной деятельностью как формой реализации личности в профессиональной деятельности. В отече­ственной науке процесс мышления понимается как ряд умственных дейст­вий или интеллектуальных операций: анализа и синтеза, отождествления и различения, абстрагирования и обобщения, и др. Завершающим этапом мыслительных операций является реализация умственного действия в практической профессиональной деятельности.

Итак, деятельностный подход при изучении проблемы развития про­фессиональной компетентности преподавателя дополнительного образова­ния позволяет рассматривать профессиональную деятельность как основу, действенное средство и одно из решающих условий развития личности преподавателя. Важным при этом является осознание преподавателем себя как субъекта профессионально-педагогической деятельности, что обуслав­ливает необходимость совершенствования таких аспектов деятельности как целеполагание, организация, регулирование, контроль, анализ и оценка результатов профессиональной деятельности.

В работах, посвященных проблеме профессионального развития пе­дагога (А. А. Вербицкий, Н. В. Борисова, В. П. Кузовлев, К. М. Левитан, И. А. Хоменко и др.) активно разрабатывается профессионально-личностный подход, который предполагает ориентацию на личность как цель, объект, субъект, результат и главный критерий эффективности раз­вития профессиональной компетентности педагога. При этом признается: уникальность личности, ее интеллектуальная и нравственная свобода; пра­во на выбор профессии и индивидуальной траектории профессионального развития; взаимосвязь процессов развития личности и профессионального совершенствования; необходимость ориентации профессионального ста­новления на развитие и саморазвитие задатков и способностей и актуали­зацию творческого потенциала личности.

Применительно к исследованию проблемы развития профессиональ­ной компетентности преподавателя дополнительного образования данный подход означает, что данный процесс осуществляется на основе интегра­ции личностных характеристик педагога и его профессиональных знаний и умений. Это единство представляет собой качественно новое образование, целостность и внутренняя структура которого определяет цели развития профессиональной компетентности.

Итак, опора на совокупность системного, деятельностного, профес­сионально-личностного подходов при изучении развития профессиональ­ной компетентности преподавателей дополнительного образования позво­ляет дать целостную и всестороннюю характеристику данного процесса.

  1. Афанасьев, В. Г. Общество: системность, познание и управление / В. Г. Афа­насьев. - М.: Политиздат, 1982. - 432 с.
  2. Блауберг, Н. В. Становление и сущность системного подхода / Н. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. - М.: Наука, 1976. - 270 с.
  3. Демин, М. В. Проблемы теории деятельности / М. В. Демин. - М.: МГУ, 1977. - 372 с.
  4. Левитан, К. М. Личность педагога: становление и развитие / К. М. Левитан. - Саратов: СГУ, 1990. - 270 с.
  5. Философский словарь / под ред. И. Г. Фролова. - М.: Политиздат, 1996. - 589 с.

Источник: Пятые Лазаревские чтения: «Лики традиционной культуры»: материалы междунар. науч. конф. Челябинск, 25–26 февр. 2011 г.: в 2 ч. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; ред. проф. Н. Г. Апухтина. – Челябинск, 2011. – Ч. II. – 350 с.

Автор: Краснопольская М. Ю.

Прокомментировать

Рубрика Лазаревские чтения

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.