Пальчиковые игры как дидактическое средство музыкального воспитания

Народная педагогика со своей многолетней мудростью и всемерной любовью к ребенку издавна опирается на разнообразные жанры детского фольклора. Память русского народа хранит множество различных затей и забав, способствующих развитию и воспитанию детей. Благодаря потеш­кам, прибауткам, пальчиковым играм, инсценировкам коротких стихов, за­гадкам ребенок познает окружающий мир, происходит закрепление услов­ных рефлексов и реакций, копирование действий окружающих людей.

Среди многообразия жанров детского фольклора пальчиковые игры занимают особое место. Занятия с участием пальцев, ладоней, кистей рук представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и фи­зическое совершенство. Во время таких игр ребенок учится управлять сво­им телом, получает физическую закалку. Кроме того, активнее становятся мыслительные процессы, умственное развитие, т. к. пальчиковые игры (ко­гда заняты обе руки) способствуют повышению активности и левого, и правого полушарий мозга, ведут к улучшению взаимосвязи между ними и синхронизации их работы. Ученые, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. По образному выражению И. Канта, «рука - вышедший наружу мозг». Поэтому развитие подвижности рук очень важно для умственного развития детей, ведь «руки учат разум» (В. А. Сухомлинский).

Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было из­вестно еще во II в. до н. э. В Китае, например, известные мудрецы считали, что игры с участием рук и пальцев помогают найти гармонию между телом и разумом, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Японский врач Намикоси Токудзиро утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности такими зонами кисть не уступает уху и стопе. Таким образом, занятия пальчиковыми иг­рами полезны не только для развития учащихся, но и для их оздоровления.

Наши предки также хорошо понимали пользу народных игр и мани­пуляций с пальчиками и руками, которые положительно воздействовали на внутренние органы, имели тонизирующий и иммуностимулирующий эф­фект, влияли на развитие мыслительных функций и речи, давали заряд по­ложительных эмоций, учили общаться, формировали характер (например, когда малыш во время игры гладит руку взрослого или другого ребенка, у него формируется чувство уверенности). Отечественные ученые подтвер­дили то, что интуитивно ощущали наши прародители: связь развития рук с развитием мозга. Например, выдающийся физиолог В. М. Бехтерев дока­зал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков и развивают речь ребенка, уро­вень развития которой находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Круговые движения пальцев по ладошке, своим щекотанием «воздействуют на периферийные нервные окончания, что благоприятно для развития слуха и речи» [3, с. 495]. По мнению И. Э. Сафаровой, тренировка мелкой пальцевой моторики являет­ся мощным физиологическим средством, оказывающим большое влияние и на чистоту интонирования [4, с. 10], что очень важно для развития музы­кальных способностей. Известный педагог В. А. Сухомлинский также ут­верждал, что «истоки способностей и дарований детей находятся на кон­чиках их пальцев». Таким образом, применяя пальчиковые игры в учебном процессе можно не только создавать увлекательную атмосферу на уроке, но и развивать различные способности учеников.

В последнее время довольно часто пальчиковые игры используются в музыкальной педагогике. Игра на музыкальном инструменте требует от ма­леньких учеников определенных усилий. Сидя за инструментом, одновре­менно приходится выполнять множество задач: зрительных, слуховых, дви­гательных, эмоциональных, интеллектуальных. А неразвитость координации движений рук, малая чувствительность кончиков пальцев не позволяет сразу же их решать. Чтобы освободиться от неудобства и скованности во время иг­ры, улучшить технические способности необходимо выполнять определен­ные упражнения. Работе за инструментом, по мнению многих педагогов (А. Д. Артоболевская, А. А. Шмидт-Шкловская, Т. Б. Юдовина-Гальперина и др.), должна предшествовать гимнастика, «развивающая «общую ловкость тела» и опирающаяся на двигательный опыт каждого человека» [6, с. 6]. По­этому многие педагоги по инструментальному исполнительству (В. А. Гутерман, С. О. Мильтонян, И. Э. Сафарова и др.) используют пальчиковые иг­ры в доинструментальный период обучения малышей, так как в легкой не­принужденной атмосфере, в процессе занятий, проходящих в виде увлека­тельных игр, дети учатся координировать свои движения, организовывать их ритмически; гармонизуют, настраивают свой сложный физиологический ин­струмент для будущей исполнительской деятельности.

Подвижность мелкой моторики, мышечная свобода, мышечно-кинетическая чувствительность, координация движений рук являются не­отъемлемыми качествами музыканта-профессионала. «Свободный двига­тельный аппарат освобождает путь от слуховой сферы к кончикам пальцев, а культура движений во многом определяет культуру художественного мышления» [2, с. 7]. Используя пластические виды работы на музыкаль­ных занятиях, можно активизировать развитие двигательно-моторной сфе­ры учащихся, что очень важно для будущего профессионального самооп­ределения. Тактильно-кинестетические особенности личности обусловли­вают и проявление важной характеристики музыкальности - темпо-метроритмических способностей человека. Поэтому использование паль­чиковых игр помогает развивать не только мелкую моторику, «тонкость тактильных ощущений, точность и разнообразие прикосновений чутких кончиков пальцев, дифференцированность движений, координацию дви­жений крупных рычагов руки» [4, с. 3], но и способность связывать образ­ную природу метроритма с интонационными свойствами музыки.
Пальчиковые игры можно использовать на всех учебных дисципли­нах в ДМШ и ДШИ: инструмент, теоретические предметы, хор. На заняти­ях по классу «Музыкальный инструмент» с помощью пальчиковых игр решаются следующие профессиональные задачи: тренировка мелких мышц пальцев, ладони, кисти, рук; осознанное движение пальцами; разви­тие чутких кончиков пальцев; воспитание правильного принципа «растя­жения» как «раздвижения, расширения» ладони; развитие координации движений пальцев и крупных движений рук; формирование внутренних мышечных ощущений (мышечного чувства), чувства легкости, полетности движений; воспитание целостного гармоничного ощущения пианистиче­ского аппарата, при котором крупные объединяющие движения плечевого пояса и спины направляют точную дифференцированную и активную ра­боту концов пальцев и т. д.

Исполняя песенки с движением пальцев и кистей рук, учащиеся не воспринимают повтор одних и тех же упражнений как однообразный и монотонный (благодаря различному музыкальному материалу), этот про­цесс не утомляет их.

Применяя пальчиковые игры на уроках сольфеджио, можно способ­ствовать развитию творческого воображения детей. Разучивание игр со­провождается не только ярким показом взрослого, но и сочинением адек­ватных движений самими учащимися, что помогает развивать их фанта­зию. Пение песен с движением пальчиков может воздействовать и на более интенсивное освоение теории музыки. Например, с помощью визуализа­ции можно понять и запомнить количественные характеристики интерва­лов (от примы до квинты), соотнести их строение со звучанием, легче ус­воить построение и игру интервалов на фортепиано. Дети последовательно соединяют с первым пальцем все остальные пальчики, называя при этом образовавшийся интервал. Затем этими же пальцами они играют интерва­лы на фортепиано. Счет из детских считалок, исполняемых при такой ра­боте, помогает запомнить количественную величину интервалов.

Пальчиковые игры на занятиях в музыкальной школе должны обяза­тельно сопровождаться пением. Обусловлено это рядом причин. Во-первых, все, что делает ребенок, занимающийся в ДМШ и ДШИ, должно иметь отношение к его будущей музыкальной деятельности. Во-вторых, необходимо приобщать учащихся к музыкальному фольклору, особенно к образцам своего региона. К сожалению, современные дети практически не знают русских народных песен, их музыкальные особенности. Поэтому народные игры с песенными припевами, которые может исполнять любой ребенок, имеют особую ценность для музыкального воспитания. В-третьих, синтез поэтического слова, движения и мелодии усиливает вос­приятие художественного образа, что благотворно сказывается на эмоцио­нальном и творческом развитии детей. В-четвертых, пение с одновремен­ным движением способствует расслаблению голосового аппарата и разви­тию координации движений тела. В-пятых, многие песенки содержат дос­таточно сложные музыкальные интонации (например, тритоновые), разно­образные ритмические группы, переменные размеры, которые осваиваются детьми сначала неосознанно, а в дальнейшем педагог лишь акцентирует на них внимание учащихся. Наиболее простые мелодии могут быть записаны ритмически или подобраны на инструменте, т. е. могут являться музы­кальным материалом для посильных учебных заданий.

Пальчиковые игры - важная часть устной народной культуры, для которой характерно взаимовлияние жанров и соединение разных видов ис­кусства: поэзии и пения, движения и драматического действа. Они уходят корнями в глубину веков и в тоже время соединяют в себе традиции и но­визну поздних времен. Пальчиковые игры являются великолепным уни­версальным дидактическим и развивающим средством музыкального вос­питания ребенка, так как в увлекательной и шутливой форме способствуют накоплению у детей слухового, зрительного и информационного опыта, развитию музыкальных способностей: вокально-интонационных навыков, чувства ритма, музыкальной памяти, воображения.

  1. Артоболевская, А. Д. Первая встреча с музыкой: уч. пособие / А. Артоболев­ская. - М.: Совет. композитор, 1988. - 103 с.
  2. Куликова, Е. Преодолеваем мифы, или как формировать пианистические на­выки / Е. Куликова // Играем с начала. - 2009. - № 2. - С. 7.
  3. Науменко, Г. М. Русские народные детские игры с напевами: сб. фольклорных материалов / запись, фотографии, составление и нотация Г. М. Науменко. - М.: Либерея, 2003. - 544 с.
  4. Сафарова, И. Э. Игры для организации пианистических движений / И. Э. Сафарова. - Екатеринбург, 1994. - 35 с.
  5. Хвостовцев, А. Ю. Играем с пальчиками. Развиваем мелкую моторику рук и устную речь. Учимся счету. Осваиваем понятия «выше», «ниже», «сверху», «снизу», «право», «лево» и др. / А. Хвостовцев. - 2-е изд., стер. - Новосибирск: Сиб. унив. изд- во, 2010. - 174 с.
  6. Шмидт-Шкловская, А. А. О воспитании пианистических навыков / А. А. Шмидт-Шкловская. - Л.: Музыка, 1971. - 71 с.

Источник: Пятые Лазаревские чтения: «Лики традиционной культуры»: материалы междунар. науч. конф. Челябинск, 25–26 февр. 2011 г.: в 2 ч. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; ред. проф. Н. Г. Апухтина. – Челябинск, 2011. – Ч. II. – 350 с.
Автор Шафоростова О. В

1 Комментарий

Рубрика Лазаревские чтения

Комментарии статьи

  1. Pingback: Традиционная культура в модернизирующемся обществе: Перспективы развития

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.