Народная педагогика со своей многолетней мудростью и всемерной любовью к ребенку издавна опирается на разнообразные жанры детского фольклора. Память русского народа хранит множество различных затей и забав, способствующих развитию и воспитанию детей. Благодаря потешкам, прибауткам, пальчиковым играм, инсценировкам коротких стихов, загадкам ребенок познает окружающий мир, происходит закрепление условных рефлексов и реакций, копирование действий окружающих людей.
Среди многообразия жанров детского фольклора пальчиковые игры занимают особое место. Занятия с участием пальцев, ладоней, кистей рук представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Во время таких игр ребенок учится управлять своим телом, получает физическую закалку. Кроме того, активнее становятся мыслительные процессы, умственное развитие, т. к. пальчиковые игры (когда заняты обе руки) способствуют повышению активности и левого, и правого полушарий мозга, ведут к улучшению взаимосвязи между ними и синхронизации их работы. Ученые, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. По образному выражению И. Канта, «рука - вышедший наружу мозг». Поэтому развитие подвижности рук очень важно для умственного развития детей, ведь «руки учат разум» (В. А. Сухомлинский).
Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно еще во II в. до н. э. В Китае, например, известные мудрецы считали, что игры с участием рук и пальцев помогают найти гармонию между телом и разумом, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Японский врач Намикоси Токудзиро утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности такими зонами кисть не уступает уху и стопе. Таким образом, занятия пальчиковыми играми полезны не только для развития учащихся, но и для их оздоровления.
Наши предки также хорошо понимали пользу народных игр и манипуляций с пальчиками и руками, которые положительно воздействовали на внутренние органы, имели тонизирующий и иммуностимулирующий эффект, влияли на развитие мыслительных функций и речи, давали заряд положительных эмоций, учили общаться, формировали характер (например, когда малыш во время игры гладит руку взрослого или другого ребенка, у него формируется чувство уверенности). Отечественные ученые подтвердили то, что интуитивно ощущали наши прародители: связь развития рук с развитием мозга. Например, выдающийся физиолог В. М. Бехтерев доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков и развивают речь ребенка, уровень развития которой находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Круговые движения пальцев по ладошке, своим щекотанием «воздействуют на периферийные нервные окончания, что благоприятно для развития слуха и речи» [3, с. 495]. По мнению И. Э. Сафаровой, тренировка мелкой пальцевой моторики является мощным физиологическим средством, оказывающим большое влияние и на чистоту интонирования [4, с. 10], что очень важно для развития музыкальных способностей. Известный педагог В. А. Сухомлинский также утверждал, что «истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев». Таким образом, применяя пальчиковые игры в учебном процессе можно не только создавать увлекательную атмосферу на уроке, но и развивать различные способности учеников.
В последнее время довольно часто пальчиковые игры используются в музыкальной педагогике. Игра на музыкальном инструменте требует от маленьких учеников определенных усилий. Сидя за инструментом, одновременно приходится выполнять множество задач: зрительных, слуховых, двигательных, эмоциональных, интеллектуальных. А неразвитость координации движений рук, малая чувствительность кончиков пальцев не позволяет сразу же их решать. Чтобы освободиться от неудобства и скованности во время игры, улучшить технические способности необходимо выполнять определенные упражнения. Работе за инструментом, по мнению многих педагогов (А. Д. Артоболевская, А. А. Шмидт-Шкловская, Т. Б. Юдовина-Гальперина и др.), должна предшествовать гимнастика, «развивающая «общую ловкость тела» и опирающаяся на двигательный опыт каждого человека» [6, с. 6]. Поэтому многие педагоги по инструментальному исполнительству (В. А. Гутерман, С. О. Мильтонян, И. Э. Сафарова и др.) используют пальчиковые игры в доинструментальный период обучения малышей, так как в легкой непринужденной атмосфере, в процессе занятий, проходящих в виде увлекательных игр, дети учатся координировать свои движения, организовывать их ритмически; гармонизуют, настраивают свой сложный физиологический инструмент для будущей исполнительской деятельности.
Подвижность мелкой моторики, мышечная свобода, мышечно-кинетическая чувствительность, координация движений рук являются неотъемлемыми качествами музыканта-профессионала. «Свободный двигательный аппарат освобождает путь от слуховой сферы к кончикам пальцев, а культура движений во многом определяет культуру художественного мышления» [2, с. 7]. Используя пластические виды работы на музыкальных занятиях, можно активизировать развитие двигательно-моторной сферы учащихся, что очень важно для будущего профессионального самоопределения. Тактильно-кинестетические особенности личности обусловливают и проявление важной характеристики музыкальности - темпо-метроритмических способностей человека. Поэтому использование пальчиковых игр помогает развивать не только мелкую моторику, «тонкость тактильных ощущений, точность и разнообразие прикосновений чутких кончиков пальцев, дифференцированность движений, координацию движений крупных рычагов руки» [4, с. 3], но и способность связывать образную природу метроритма с интонационными свойствами музыки.
Пальчиковые игры можно использовать на всех учебных дисциплинах в ДМШ и ДШИ: инструмент, теоретические предметы, хор. На занятиях по классу «Музыкальный инструмент» с помощью пальчиковых игр решаются следующие профессиональные задачи: тренировка мелких мышц пальцев, ладони, кисти, рук; осознанное движение пальцами; развитие чутких кончиков пальцев; воспитание правильного принципа «растяжения» как «раздвижения, расширения» ладони; развитие координации движений пальцев и крупных движений рук; формирование внутренних мышечных ощущений (мышечного чувства), чувства легкости, полетности движений; воспитание целостного гармоничного ощущения пианистического аппарата, при котором крупные объединяющие движения плечевого пояса и спины направляют точную дифференцированную и активную работу концов пальцев и т. д.
Исполняя песенки с движением пальцев и кистей рук, учащиеся не воспринимают повтор одних и тех же упражнений как однообразный и монотонный (благодаря различному музыкальному материалу), этот процесс не утомляет их.
Применяя пальчиковые игры на уроках сольфеджио, можно способствовать развитию творческого воображения детей. Разучивание игр сопровождается не только ярким показом взрослого, но и сочинением адекватных движений самими учащимися, что помогает развивать их фантазию. Пение песен с движением пальчиков может воздействовать и на более интенсивное освоение теории музыки. Например, с помощью визуализации можно понять и запомнить количественные характеристики интервалов (от примы до квинты), соотнести их строение со звучанием, легче усвоить построение и игру интервалов на фортепиано. Дети последовательно соединяют с первым пальцем все остальные пальчики, называя при этом образовавшийся интервал. Затем этими же пальцами они играют интервалы на фортепиано. Счет из детских считалок, исполняемых при такой работе, помогает запомнить количественную величину интервалов.
Пальчиковые игры на занятиях в музыкальной школе должны обязательно сопровождаться пением. Обусловлено это рядом причин. Во-первых, все, что делает ребенок, занимающийся в ДМШ и ДШИ, должно иметь отношение к его будущей музыкальной деятельности. Во-вторых, необходимо приобщать учащихся к музыкальному фольклору, особенно к образцам своего региона. К сожалению, современные дети практически не знают русских народных песен, их музыкальные особенности. Поэтому народные игры с песенными припевами, которые может исполнять любой ребенок, имеют особую ценность для музыкального воспитания. В-третьих, синтез поэтического слова, движения и мелодии усиливает восприятие художественного образа, что благотворно сказывается на эмоциональном и творческом развитии детей. В-четвертых, пение с одновременным движением способствует расслаблению голосового аппарата и развитию координации движений тела. В-пятых, многие песенки содержат достаточно сложные музыкальные интонации (например, тритоновые), разнообразные ритмические группы, переменные размеры, которые осваиваются детьми сначала неосознанно, а в дальнейшем педагог лишь акцентирует на них внимание учащихся. Наиболее простые мелодии могут быть записаны ритмически или подобраны на инструменте, т. е. могут являться музыкальным материалом для посильных учебных заданий.
Пальчиковые игры - важная часть устной народной культуры, для которой характерно взаимовлияние жанров и соединение разных видов искусства: поэзии и пения, движения и драматического действа. Они уходят корнями в глубину веков и в тоже время соединяют в себе традиции и новизну поздних времен. Пальчиковые игры являются великолепным универсальным дидактическим и развивающим средством музыкального воспитания ребенка, так как в увлекательной и шутливой форме способствуют накоплению у детей слухового, зрительного и информационного опыта, развитию музыкальных способностей: вокально-интонационных навыков, чувства ритма, музыкальной памяти, воображения.
- Артоболевская, А. Д. Первая встреча с музыкой: уч. пособие / А. Артоболевская. - М.: Совет. композитор, 1988. - 103 с.
- Куликова, Е. Преодолеваем мифы, или как формировать пианистические навыки / Е. Куликова // Играем с начала. - 2009. - № 2. - С. 7.
- Науменко, Г. М. Русские народные детские игры с напевами: сб. фольклорных материалов / запись, фотографии, составление и нотация Г. М. Науменко. - М.: Либерея, 2003. - 544 с.
- Сафарова, И. Э. Игры для организации пианистических движений / И. Э. Сафарова. - Екатеринбург, 1994. - 35 с.
- Хвостовцев, А. Ю. Играем с пальчиками. Развиваем мелкую моторику рук и устную речь. Учимся счету. Осваиваем понятия «выше», «ниже», «сверху», «снизу», «право», «лево» и др. / А. Хвостовцев. - 2-е изд., стер. - Новосибирск: Сиб. унив. изд- во, 2010. - 174 с.
- Шмидт-Шкловская, А. А. О воспитании пианистических навыков / А. А. Шмидт-Шкловская. - Л.: Музыка, 1971. - 71 с.
Источник: Пятые Лазаревские чтения: «Лики традиционной культуры»: материалы междунар. науч. конф. Челябинск, 25–26 февр. 2011 г.: в 2 ч. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; ред. проф. Н. Г. Апухтина. – Челябинск, 2011. – Ч. II. – 350 с.
Автор Шафоростова О. В
Pingback: Традиционная культура в модернизирующемся обществе: Перспективы развития