В развитии межплеменных связей средства передвижения играли важную роль. Использование лошади в качестве верхового животного еще больше ускорило темпы развития межплеменных связей. В эпоху поздней бронзы и раннего железа лошадью пользовались при перекочевке, для поддержания связей между яйлагами и поселениями, являющимися постоянными местами жительства, в межплеменных столкновениях, а также при регулярных и интенсивных связях с отдаленными странами.
В погребениях неоднократно были выявлены скелеты лошадей и предметы сбруи, которые свидетельствуют о широком использовании лошади для верховой езды. Об использовании лошади в качестве транспортного средства имеются сведения и в письменных источниках. На основе ассирийских источников стало известно, что там наряду с местными употребляли лошадей, привезенных из других стран. Особенно много лошадей в Ассирию привезли из стран, расположенных к северу-востоку от нее.
Тиглатпалассар I после победы над «царями страны Наири» заставил их в качестве контрибуции отдать 1200 голов лошадей, а Салманасар III получил много лошадей из района озера Урмия.
В урартских клинообразных надписях сообщается, что урартцы при первом походе в страну Эриахи увели 412 лошадей, а при втором - 1613 лошадей.
Таким образом, как в ассирийских, так и в урартских источниках сообщается, что в указанное время в Закавказье коневодство достигло высокого уровня развития.
Можно допустить, что ассирийские цари большой спрос на лошадей, наряду с военными походами, удовлетворяли и средствами обмена. Вероятно, в таких обменах участвовали и племена Азербайджана. Полагают, что известная карабахская порода лошадей сформировалась еще в начале I тысячелетия до н.э.
Резвость, выносливость, наличие достаточной силы, необходимых для долгих походов, давно снискали этим лошадям большую известность. Исследователи не случайно отмечают, что карабахские кони для коневодства Азии имели такое же значение, какое имели чистокровные английские кони для Европы.
Следует отметить, что лошади использовались не только в качестве верхового, но и в качестве тяглового животного. Это доказывается изображением двухколесной телеги, запряженной парой лошадей на поверхности бронзового пояса, найденного в Хачбулаке. Известно, что пояса с такими изображениями встречались и на территории соседней Армении.
Исходя из этого, уместно отметить, что в эпоху поздней бронзы и раннего железа в межплеменных связях широко употреблялись и телеги. Разумеется, ими могли пользоваться тогда, когда имелись пригодные для этого дороги. Древнейшей четырехколесной телегой в Закавказье считалась телега, выявленная в одном из Триалетских курганов (№ ХХК, датируемом серединой II тысячелетия до н. э.) Однако после возобновления в Триалети археологических раскопок в кургане, датируемом началом II тысячелетия до н.э., в местности Сабит-ахче, О.М.Джапаридзе обнаружил остатки хорошо сохранившийся повозки.
Наибольшее количество телег найдено при раскопках в Лчашенских курганах № 1, 2, 3, 9,10, 11, датируемых Х^-ХШ вв. до н.э. Там обнаружены четырехколесные и двухколесные повозки с дисковидными колесами, а также колесницы, имеющие колеса со спицами. Модели колесниц, помимо Лчашена, известны также из Лори-Берда и Паравакара. Несмотря на некоторые отличительные черты, А. А. Мартиросян считает, что эти колесницы принадлежат к типу древневосточных колесниц.
Бесспорно, телегой пользовались и в древнем Азербайджане. Об этом красноречиво свидетельствует выявление моделей телеги в памятниках Азербайджана. Глиняные модели телеги обнаружены в грунтовых погребениях Мингечаура, а изображения и модели колес встречались в поселениях Сарытепе, Кюльтепе, а также Шенгавит, Шреш-блур и т.д.
Известно, что на Древнем Востоке телегу начали употреблять еще на рубеже IV-III тысячелетий до н.э. Раньше тягловыми животными в Передней Азии были волы. Б.Б.Пиотровский считал, что отверстия на шее у глиняных фигур быков, встречаемых при археологических раскопках, связаны с запряжением их в ярмо. Движение цельноколесных телег, запряженных быками, разумеется, было трудным.
Начиная со II тысячелетия, цельные колеса заменили спицевыми колесами. В начале изготавливали шестиспицевые колеса, а затем - восьмиспицевые. На хачбулакском поясе изображено четырехспицевое колесо. Это, видимо, объясняется тем, что мастера изготавливали различные типы колес. Изменение конструкции телеги и замена тягловых животных (быков, ослов) лошадьми способствовали интенсификации развития межплеменных связей.
Быть может, для перевозки грузов использовали и ослов. Для положительного ответа на этот вопрос мы по Азербайджану не располагали фактическими данными, но косвенные данные имеются. Например, среди остеологических материалов Кармир-блура встречались и кости осла.
В ассирийских клинописных источниках сообщается, что при походе ассирийского царя Саргона II на Урарту, наряду с другими трофеями, он захватил 380 ослов.
Использование осла в качестве вьючного животного в изучаемое время способствовало связям с более отдаленными странами. Верблюд, по сравнению с другими вьючными и тягловыми животными, имеет ряд преимуществ. Во-первых, он может взять больше груза; во-вторых, может долго оставаться без пищи и воды, что очень важно в условиях пустыни и, наконец, в связи с тем, что верблюд мог взять больше груза, можно было обойтись без телеги, что существенно облегчало передвижение.
Использование верблюда в качестве вьючного животного документируется находками остатков верблюжьего скелета, а также изображением этого животного на поверхности глиняного сосуда, обнаруженного при раскопках. Некоторый интерес представляет также установление породы используемых в то время верблюдов. Единственным фактическим материалом для выяснения этого вопроса служит изображение верблюда на поверхности глиняного сосуда, выявленного в кургане № 84, вблизи Гянджи. Там представлен одногорбый верблюд.
Известно, что доместикация верблюда и использование его в качестве рабочего животного связаны со странами Древнего Востока. По мнению исследователей, родиной одногорбого верблюда является Аравийский полуостров, а двугорбого - Передняя Азия.
Изображение верблюда, выявленное в Египте, вблизи Асуана, относят к середине III тысячелетия до н. э. (период VI династии). Это доказывает раннее использование верблюда на Древнем Востоке.
В Передней Азии, в частности в Ассирии, использование верблюда по времени совпадает с началом I тысячелетия до н.э. В ассирийских источниках сообщается, что в Ассирии верблюд появился из района Гилзан, расположенного у озера Урмия. Эти верблюды были двугорбыми. Н.Б.Янковская пишет, что в Ассирии наряду с двугорбыми использовались и одногорбые верблюды. Однако она отмечает, что в Ассирию такие верблюды были привезены с Аравийского полуострова. Таким образом, попутно мы можем объяснить и другой вопрос. Быть может, в Закавказье, в том числе в Азербайджан, одногорбые верблюды поступили из того же географического региона.
Из вышесказанного следует, что в указанное время в связях племен Азербайджана с Древним Востоком большую роль играло использование верховых, вьючных и тягловых средств. Особенно способствовало интенсификации связей использование в качестве верхового животного лошади. Что касается верблюда, то применение его улучшило связи с более отдаленными странами. Таким образом, оживление связей Азербайджана со странами Древнего Востока в эпоху поздней бронзы и раннего железа, имевших место еще в глубокой древности, следует в определенной степени объяснить использованием более совершенных транспортных средств.
Автор: Джафаров Г.Азербайджан