Сказкотерапия как метод коррекции страхов и самооценки

Сказкотерапия - это что-то новое... или хорошо забытое старое?

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающей средой. В связи с тем, что ребенок, имеющий ЗПР, не всегда адекватно оценивает как себя, так и окружающий социум, принципы сказкотерапии помогают ему найти оптимальный выход из различных ситуаций. Этот метод развивает творческие способности и умение слушать себя и других, учит принимать и создавать новое.

Цель исследования: отработать коррекционную методику работы с детьми, имеющими задержку психического развития.

Основной закон дефектологии, согласно Л.С. Выготскому, - это закон компенсации, при котором дефект играет двойную роль: с одной стороны - явного ущерба, недостатка, а с другой стороны- толчка, побуждения, стимула к преодолению этой слабости [1, с. 656]. И здесь на помощь может прийти сказкотерапия. Что же это в контексте обозначенной проблемы? Это рассказ и работа вместе с ребенком над сказками, которые ориентированы на какую-то определенную проблему, рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок. Анализируются возникающие у него чувства, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни.

Весьма результативна сказкотерапия в работе с «особыми» (в частности с задержкой психического развития) детьми. Сказка не только «учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту» [2]. Конечно, при работе необходимо учитывать особенности детей. Гиперактивного ребенка, который постоянно отвлекается, лучше заинтересовывать иллюстрациями, подбирать сказки в стихах. Пассивных детей необходимо вводить в мир сказок таинственно, осторожно, говорить шепотом.

Принципы сказкотерапии заключаются в совместном поиске сильных сторон ребенка, нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, обмене позитивным жизненным опытом [2].

Исследование проводилось на базе МДОУ детский сад № 79  г. Павлодара.
Объект исследования: трое детей разного уровня развития и с различной самооценкой в возрасте 6 лет. Для своей исследовательской работы мы выбрали сказку «Роза и ромашка» [2].

Были сформулированы следующие проблемы:

  1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).
    Чувство неполноценности. (Практически все виды агрессивного поведения - результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное.) Страхи и тревоги по самым различным поводам и без них.
  2. Проблемы, связанные со спецификой возраста. (Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным.)

Ключевая фраза «Я некрасивая и плохая».

Сюжет сказки: однажды шел по дорожке ребенок. Увидев ромашку, он с восхищением сказал: «Какой красивый цветок!» Ромашка сначала не могла понять этих слов, ведь это всегда говорили розе, до этого момента она считала себя самым уродливым растением. Малыш просветил ромашку, она поняла, что все цветы хороши по-своему.

При обсуждении текста детям задавались такие вопросы: почему ромашка с восхищением смотрела на розу? Что значит «все цветы хороши по-своему»? Можно ли эту фразу сказать про людей?

Все дети ответили по-разному. Девочка с ЗПР ответила очень открыто и легко, так как она считает, что все дети равны между собой, нельзя выделять и делить их по мере дефектов. Девочка-меланхолик с заниженной самооценкой сравнила себя с гадким утенком, который всегда с завистью и восхищением смотрит на более открытых и раскрепощенных детей. А гиперактивный ребенок с завышенной самооценкой сказал: «Роза всегда будет красивее ромашки, так как она лучше и грациозней какой-то маленькой ромашки».

Все дети сравнивали себя с этими цветами и каждый мог найти и увидеть себя. Мы начали бурное обсуждение, где каждый ребенок влиял на другого. Закончили такими выводами: ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности, т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как ее для себя строим. Выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать. И, конечно же, что любой ребенок, какие бы дефекты он ни имел, всегда должен ощущать себя в обществе легко и спокойно, чувствуя поддержку своих родителей и близких.

Работа со сказкой строилась следующим образом:

  1. чтение или рассказ сказки, ее обсуждение. Причем при обсуждении ребенок должен быть уверен, что может высказывать любое мнение, т.е. все, что он говорит, не должно подвергаться осуждению;
  2. рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
  3. драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя «исцеляющую» роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

Каждый этап обсуждается, так как важны чувства ребенка. Занятие длилось около часа. В том случае, если это групповые занятия, то это время родители могли посвятить себе. Они присутствовали и на индивидуальных занятиях.

Таким образом, при использовании в коррекции развития детей с ЗПР такого метода, как сказкотерапия, ребенок начинает ощущать свою значимость, вырабатывает тактику поведения в отдельных ситуациях, начинает размышлять.

Библиографический список

  1. Выготский, А.С. Основы дефектологии / А.С. Выготский. - М., 2003.-Т. 6.
  2. Хухлаева, О. В. Лабиринт души. Терапевтические сказки / О.В. Хух-лаева, О.Е. Хухлаев. - М., 2008.

Автор: М.А. Подойницына. (Павлодарский государственный педагогический институт). Научный руководитель -ст. преп. Л. В. Резник

Прокомментировать

Рубрика Инновации в специальном, коррекционном образовании

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.