Китай является многонациональной страной. Трудолюбивый, умный и эмоциональный китайский народ с древнейших времён создавал и продолжает создавать танцевальные движения с разнообразными жестами, чтобы выражать и показывать эмоции, передавать производственные навыки и другую информацию. Разные национальности в связи с разницей в средах обитания, в способах производства, имеют десятки тысяч национальных и народных танцев. Своей формой и содержанием, ритмом и стилем, они сверкают разными изумительными цветами, так, что глаз не оторвать, делают искусство китайского народа более красочным и ослепительным. Эти различные народные песни и танцы разных национальностей либо энергичные и сильные, либо нежные и грациозные, либо для поиска второй половины на всю жизнь, независимо от того, какой национальности, или какого типа, все они в полной мере показывают историю древнего восточного народа и глубокую сокровенную сущность национальной культуры. Национальные и народные песни и танцы с их величественной гордостью и первозданным ароматом земли, являются плодом человеческой мудрости в производстве, жизни и в труде. Национальные народные танцы были созданы коллективным творчеством народных масс в ходе долгого исторического процесса, продолжительного накопления и развития. Они живут в границах своей национальной культуры, большая их часть - это сценические экспромты, основная их функция это собственное развлечение, их стиль относительно стабильный. Они непосредственно выражают мысли и чувства, идеалы и устремления народа. В зависимости от разницы образа жизни, накопленных обычаев и привычек, истории, религиозных верований, а также природной среды различных национальностей и разных районов, образовались различные этнические стили и локальные особенности. Именно потому, что каждая нация имеет свой собственный стиль народного танца, эти танцы имеют очень большое значение для тренировки.
I. Северо-Восточное Янгэ, горячо и раскованно.
Янгэ является всеобъемлющим искусством, это один из самых представительных видов китайских народных танцев. Северо-восточное Янгэ, которое имеет долгую историю, в основном распространено в трех северовосточных провинциях Китая. Это любимый народными массами вид танца, исполняется на открытой площади, используется в работах высшего уровня для танцевальных выступлений. Северо-восточное янгэ горячее, острое, сильное, с чувством юмора, устойчиво, живо и игриво. Такой уникальный стиль и особенности движений выражают эстетические привычки народа северо-востока Китая. Сильные звуки, ясный ритм и горячие движения дают радостное настроение. Зурна и барабан - это незаменимые инструменты для северо-восточного янгэ, уникальная барабанная дробь обычно используется для аккомпанемента при переменах в эмоциях и в конце танца [4, c. 86]. Движения северо-восточного янгэ гибкие, ловкие, энергичные и мощные, для шагов требуется быстро двигаться или крепко стоять на полу, колени сгибаются и разгибаются кратко и эластично. Пояс покачивается и дает движущую силу верхней части тела, а плечи играют роль центральных точек для кружения. Разнообразные цветные платки имеют отличительные местные особенности, это важный способ для выражения чувств и эмоций человека [4, c. 122].
Цветные платки бывают нескольких видов: внутренние завязанные платки, внешние завязанные Шелковые платки, внутренние листовые платки, внешние листовые платки, платки с мелкими цветками и др. После создания нового Китая, северо-восточное янгэ хорошо развивалось. Были созданы многие телевизионные передачи с янгэ нового типа, например, «Танец с веерами», «Большое янгэ», «Во фруктовом саду» и др. С 1980 г. янгэ выходит за пределы северо-восточного Китая, его узнают во всем Китае и за рубежом, оно оказывает влияние на все стили танцев. Ансамбль «Серп луны пятой стражи» в качестве представителя новых, необычных танцевальных коллективов высокого уровня вывел старое национальное янгэ на сцену высокого искусства, и достиг новых успехов в наше время.
II. Дайские народные танцы, тихо и красиво.
В южной части китайской провинции Юньнань, на прекрасной земле Дайского Автономного района Сишуанбаньна живет народ дай, который хорошо умеет петь и танцевать. В долгом труде и жизни, они создали красочные дайские народные танцы с природным ароматом. [1, c. 35]. Например, «танец Гагуан», «танец барабана ног слона», «танец павлина» и другие народные танцы, которые широко распространены в дайском районе. Эти танцевальные позы изящные и красивые, дают ощущение скульптуры, мгновенно останавливаются, все они очень скромные, тихие и красивые, стиль выступлений чувствительный и многозначительный. Дайские народные танцы требуют изгиба всех суставов тела и рук, что формирует уникальные «три поворота». Танцевальные позы полностью показывают тихую красоту и грациозность дайских девушек. Во время танца ноги обычно в полусогнутом положении, колени двигаются в изгибе, сгибаются и разгибаются. Сгибаясь и разгибаясь все тело дрожит сверху и донизу, это основное движение тайских танцев. Движения верхней части тела танцора - в основном кручение и качание тела, вместе с дыханием крутится и качается пояс. Голени гибкие, пятки ударяют назад, удары быстрые, ноги устойчиво и твердо опускаются на землю. Бедра качаются налево и направо вместе с кручением тела, образуя динамическую танцевальную позу «три поворота».
Движения рук, в основном гибкие толчки, вытягивание и переворачивание ладоней, показывают внутреннюю гибкую силу.
Стиль дайских народных танцев образовался в соответствии с эстетическими пристрастиями этого народа, например, танец павлина - это типичный представитель танцев дайского народа, а также конкретное выражение эстетических особенностей дайского народа. Дайский народ очень любит павлина, они смотрят на павлина как на символ удачи, счастья и красоты, павлин - это национальный тотем, и танцевать танец павлина значит показать свой национальный характер, выразить свои идеалы и хорошие чаяния. Таким образом, в их искусстве петь о павлине, танцевать танец павлина, имитировать различные движения павлина все это формирует уникальный стиль дайских танцев, сосредоточивая внимание на изображении особенностей павлина как нежной, легкой, красивой, доброй и грациозной птицы. III. Корейские народные танцы, сдержанные и нежные Корейский народ является одним из национальных меньшинств Китая, они живут в основном в провинциях Цзилинь, Ляонин и Хэйлунцзян. Корейский народ имеет давние художественные традиции народного искусства, он славится своим пением и танцем, известен как «народ песен и танцев». Самые известные народные танцы: оживленный танец для празднования урожая «сельскохозяйственный танец», выразительный и нежный танец с поясным барабаном, «танец длинного барабана», и танец, который представляет собой сущность корейского народного танца - «танец Монахов». Корейский народ имеет четыре тысячи лет истории и культуры, за это время сформировался их трудолюбивый, скромный, сдержанный и искренний характер, особенно корейские женщины имеют нежный, молчаливый но решительный характер. Их национальный характер и эмоции также выражены в их танцевальном искусстве, это сформировало уникальный и неповторимый стиль. В целом, женщины танцуют гибко, грациозно и основательно, мужчины танцуют устойчиво, свободно, с чувством юмора. Эстетические характеристики корейского танца выражаются в способах перемещения. Поскольку у корейского народа есть привычка носить вещи на голове, у их танца тоже есть такая особенность, что верхняя часть тела мало двигается и устойчива. «Стабильность» является главным законом движения корейского народного танца. А что касается нижней части тела, то это быстро движущиеся ноги с медленным сгибанием и разгибанием, шаги глубокие, уверенные и устойчивые. Движения рук можно выразить одним словом «круг», все виды движений выполняются дугами, волнами, в форме круга. Использование дыхания - это одна из главных особенностей корейского танца, танцоры часто используют дыхание как продолжение движения и развития, и внутреннюю силу, чтобы управлять движениями. Использование дыхания руководит шагами и сгибанием и разгибанием коленей, и всем телом до пальцев рук и ног так, что все движения происходят в одном ритме, дыхание также формирует текучесть и преемственность танцевальных поз.
Эстетические характеристики соответствуют танцевальному стилю этого народа. Корейский народ очень любит журавлей, их белый цвет и легкие спокойные красивые движения, считают его символом счастья и чистоты. Таким образом, они выбирали для национальных костюмов чисто белый как главный цвет, и соединяли это с красивыми, нежными, мягкими и длинными движениями народного танца, движение в статичности, нежность в твердости [1, с. 258]. Словно легкие и изысканные журавли. Этот эстетический вкус также находит свое отражение в искусстве танца, они обращают внимание на «шаги журавля», «большие шаги журавля», «средние шаги журавля», «малые шаги журавля» и так далее. В шагах журавля и движениях рук как ветвей ивы совмещаются статические и динамические характеристики, двигаются ловко и свободно, останавливаются спокойно и изящно, как бутон цветка в полном расцвете, выражает тонкие, сдержанные и нежные эстетические стремления.
IV. Монгольские народные танцы, страстно и вольно.
Монгольская танцевальная культура такая же длинная, как и история развития общества монгольского народа. К XII в. монголы уже имели в своем языке много названий для народного искусства. Позднее, на основе традиций, развития и совмещения охоты, животноводства и других занятий, постепенно формировались эстетические характеристики танца с богатым и глубоким историческим и ярким национальным характером. О монгольском танце до и после Х11 в., можно узнать во многих монгольских исторических книгах и стихах. В частности, [2, с. 168] в «Сокровенном сказании» читаем: «Фестиваль Монголии - это танец и празничный стол, возводим Хутула на ханский престол, в черной горе Хорхона, танцуем вокруг пушистой сосны, до того, что тропинка глубже чем ребра, а пыль глубже коленей». Это запись состояния монгольского национального танца в древнее время, когда «обычно нет записанного в книгах, либо говорится словами, либо вырезается на дереве для соглашения». Поэты выразили чувства стихами, предоставили нам основу для воображения, чтобы узнать красоту ранних танцев [2, с. 221], например: «В новом ведре лошадиное молоко, в бутылке яшма, резать баранов и хорьков вонючих, петь и танцевать всю ночь, все были пьяными, шумели барабаны и плетки». После создания династии Юань, монгольские танцы получили дальнейшее развитие. Наряду с тем, что народные танцы все еще активно развивались в степи, придворный музыкальный танец становился еще более жизненным. Многие из монгольских тотемов - это злые хищники и звери, а сами монголы поклонялись белому цвету, так что монгольский танец по характеристикам более энергичный, многозначительный, вольный, героический.
Монгольский народ также является народом, который хорошо умеет петь и танцевать. Особенности монгольского танца - это ясный быстрый ритм, страстный и вольный, новые слова и неповторимый стиль. Часто пожимают плечами, переворачивают кисти рук, чтобы показать веселый, добрый, теплый и жизнерадостный характер монгольских девушек. Позы мужчин обычно высокие и смелые, шаги легкие и свободные, показывают энергичную и сильную красоту монгольских мужчин. Монгольские танцы давно уже были широко известными, например традиционный танец с саблей, эрдеша, палочки, эньдай, свадьба Бульят, учитель лошадей, молодая голубая лошадь, танец чаши и другие танцы; их ритм живой, танцевальные шаги легкие, все показывает скромность, теплоту, здоровье трудящихся монгольского народа. Часто исполняются танцы «Палочки», «Чаша», «Орел», «Барабан» и др.
У каждого народа в истории и общественной жизни был создан целый комплекс видов искусства с определенными эстетическими характеристиками, которые выражают жизнь, чувства и эмоции народа. Танец это самый ранний вид искусства для каждого народа, самый длительный в истории, самый распространенный и самый прямой для выражения эмоций вид искусства, а также это самый лучший вид искусства, чтобы представлять национальные особенности, чтобы выражать национальный характер и эстетический вкус. Люди любого народа или племени, когда слышат лучше всего знакомую им музыку или танцевальный ритм, чувствуют, как этот ритм доходит до всех частей тела и суставов, а в ритме этого танца тело начинает естественно двигаться. Это конкретное выражение инстинкта эстетического сознания данной группы людей. Поскольку разные народы живут в разных географических, политических условиях, у них разная история, религия и народные обычаи, формируются стили с разными национальными и локальными особенностями. Во многих танцевальных стилях заложен эстетический вкус народа и его эстетические характеристики.
Вышеназванные четыре вида народных танцев различны по их сущности. Северо-восточное янгэ - движение широкое, горячее, щедрое. Дайские танцы имеют грациозные позы, скульптурную выразительность и мгновенные остановки, скромный, тихий, красивый, нежный и сдержанный стиль. Корейский танец отражает трудолюбивый, скромный, сдержанный и искренний характер, еще более нежный и тихий, но с решительным характером. Монгольский танец - движения простые, теплые, крепкие и здоровые, страстные и вольные. Разные танцевальные стили разных народов доставляют нам наслаждение своей красотой и своеобразием.
Пособие и методы обучения китайских народных танцев / под ред. Пан Чжи-тао. - Шанхай: Шанхайское изд-во музыки, 2001.
- Хореографическое образование / под ред. Лу Ишэн. -Шанхай: Шанхайское изд-во музыки, 2004.
- Учебник культуры китайских народных танцев / под ред. Ло Сюнянь. - Шанхай: Шанхайское издательство музыки, 2001.
- Ли Жуйлинь, Чжань Сужун. Методика обучения китайских национальных и народных танцев. - Шэньян. Изд-во Ваньцзюань, 2006.
Источник: Пятые Лазаревские чтения: «Лики традиционной культуры»: материалы междунар. науч. конф. Челябинск, 25–26 февр. 2011 г.: в 2 ч. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; ред. проф. Н. Г. Апухтина. –Челябинск, 2011. – Ч. II. – 350 с.
Автор: Люй Инь