Модернизация высшего музыкально-педагогического образования в России

Процесс модернизации высшего музыкально-педагогического образования, как и всего высшего образования в целом, вступил в активную фазу. Она характеризуется рядом принципиальных изменений в юридическом, экономическом статусе вузов, а также переходом на принципиально новую — уровневую — образовательную модель (бакалавриат — магистратура). Эти, и многие другие положения, безусловно, найдут отражение в новом Федеральном Законе об образовании, принятия которого ожидает российское общество.

Но уже сегодня необходимо осмысление имеющего в ряде вузов опыта подготовки бакалавров и магистров в области музыкального образования с новых позиций. Основанием для такого анализа служит принятие и утверждение в 2009 г. нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению 050100 «Педагогическое образование» (бакалавриат).

  • Для полноценного музыкального образования необходимо знать переводы песен зарубежных авторов и исполнителей. Например, переводы песен Абба можно получить на сайте Danaja.ru

Переход на этот стандарт задает новый ракурс рассмотрения организационно-технологических и научно-методических проблем профессиональной подготовки учителя музыки. Он связан с рядом новых методологических оснований, на которых базируется модернизация процесса образования в высшей школе.

Прежде всего, новый стандарт предполагает интенсификацию образовательного процесса на основе оптимизации структуры, содержания, форм и методов обучения, включения инновационных, информационных и интерактивных обучающих технологий, обеспечения самостоятельной работы студентов. Это связано с тем, что в результате четырехлетнего обучения бакалавр должен быть подготовлен к осуществлению профессиональной деятельности в образовании, социальной сфере и сфере культуры.

Во-вторых, основой построения содержания, форм и методов обучения в новом Федеральном государственном образовательном стандарте служит не дисциплинарно-дидактический (основанный на знаниях, умениях и навыках), а компетентностный подход [2]. Причем компетенции интерпретируются как инструмент для описания направленности учебной деятельности и решаемых в ней профессиональных задач, а также ее дидактического содержания, форм и методов а компетентность является практической реализацией компетенции, ее воплощением в конкретных действиях и поступках в профессиональной деятельности, включая личностное отношение к этой деятельности.

Понятие компетентности не противопоставляется знаниям, умениям и навыкам, но к ним не сводится, так как включает не только когнитивную (познавательную) и операционально-технологическую, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющую. Оно включает также результаты обучения (способности решать задачи определенного типа в конкретных ситуациях) [3].

В государственном стандарте определены наиболее общие задачи в области педагогической и культурно-просветительской деятельности бакалавра педагогического образования, являющиеся основой для определения его профессиональных компетенций:

  • изучение возрастных особенностей и индивидуальных возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;
  • организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области;
  • организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;
  • использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;
  • осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;
  • изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;
  • организация культурного пространства;
  • разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп;
  • популяризация профессиональной области знаний в обществе.

Для транспонирования этих общих задач в профессионально значимые компетенции следует иметь в виду, что в научной литературе логика решения профессиональных задач предполагает следующие процедуры:

  • интерпретация условия: понимание;
  • перевод задачи в цель деятельности: интериоризация и фокусировка (формирование умения анализировать проблему, отбирать методы диагностики в соответствии с проблемой, определять цели, предвидеть результаты педагогической деятельности, осуществлять выбор педагогического воздействия);
  • поиск возможных способов решения (формирование умения планировать и выбирать тактику действий, при которой педагогическое воздействие согласовывается с реализацией задуманного);
  • распределение задачи в группе: коммуникация;
  • реализация выбранного способа решения, получение результата и сравнение его с эталоном: сравнение и оценка (формирование умения сопереживать, понимать другого, оказывать содействие, поощрять самостоятельность партнера в совместной деятельности);
  • рефлексия процесса решения (развитие исследовательских и рефлективных умений, умения находить новые решения, выявляя взаимосвязи между разными видами деятельности в образовательном процессе).

Иными словами, на первый план при формировании профессиональных компетенций выходит действие, соотносящееся с объектом или субъектом (реальным или идеальным) в конкретной ситуации, с целью решения конкретной проблемы. Такая мобильность компетенций приобретает все большее значение в связи с расширением и усложнением социального опыта, появлением новых форм переработки и получения информации.

Таким образом, центральным моментом компетентностного подхода в музыкально-педагогическом образовании является обогащение методики и технологий преподавания, подразумевающих введение и апробацию таких форм учебной деятельности, в основе которых лежит самостоятельность и ответственность самих учащихся. Это смещение с односторонней активности преподавателя на самостоятельное учение, активность, изменение мотивации обучающихся — есть некий общий знаменатель модернизации образования.

Федеральным государственным стандартом определены общекультурные и общепрофессиональные компетенции, которые должны быть сформированы у студентов в процессе обучения. Специальные профессиональные компетенции, а также дисциплины (дисциплинарные модули [1]), в которых формируются обеспечивающие эти компетенции знания, умения, навыки и опыт, определяются основными образовательными программами по профилю подготовки, разрабатываемыми вузами. И в этом третье принципиальное отличие нового стандарта — существенное расширение академических свобод высших учебных заведений в разработке профессиональных образовательных программ с учетом возможностей вуза, особенностей регионов, запросов потребителей и потребностей обучающихся.

При этом, разумеется, важно определить стандартизированную компе-тентностную часть этих различных вариантов основных образовательных программ, обеспечивающую их конвертируемость, как необходимое условие для возможного обучения студентов в разных вузах (отечественных и зарубежных) и продолжения обучения в магистратуре.

Таким образом, насущными задачами при разработке новых основных образовательных программ и организации учебного процесса в области высшего музыкально-педагогического образования на уровне бакалавриата сегодня становятся:

  1. Определение специальных профессионально-личностных компетенций в области музыкально-педагогического образования и профессиональной подготовки учителя музыки (как результата образования, подлежащего промежуточной и итоговой проверке) и разработка соответствующих диагностических процедур.
  2. Отбор содержания (образовательная и профессиональная направленность) музыкально-педагогического образования и профессиональной подготовки учителя музыки как фундамента формирования специальных профессионально-личностных компетенций — знания, умения, навыки, репертуар, опыт практической деятельности — применительно к каждой дисциплине или дисциплинарному модулю и его постоянное обновление.
  3. Определение дисциплин (дисциплинарных модулей), решающих задачи формирования профессионально-личностных компетенций будущего учителя музыки в области педагогической деятельности в музыкальном образовании (история, теория, психология и методика музыкального образования, музыкально-историческая, музыкально-теоретическая, инструментальная, вокальная и дирижерско-хоровая (хормейстерская) подготовка и др.).
  4. Построение плана учебного процесса в соответствии с определяемой ФГОС ВПО трудоемкостью (выраженной в зачетных единицах) и модульной структурой.
  5. Использование традиционных и инновационных форм, методов и технологий осуществления музыкально-педагогического образования и профессиональной подготовки учителя музыки (включая информационные, интерактивные, обеспечивающие активную самостоятельную работу студентов и контроль за ней).

Перечисленные задачи активно решаются на музыкальном факультете Московского педагогического государственного университета в связи с осуществленным в 2010 г. набором студентов на первый курс по направлению 050100 «Педагогическое образование», профиль — «Музыка» [4].

В качестве рабочего варианта были определены следующие специальные профессионально-личностные компетенции в области музыкально-педагогического образования и профессиональной подготовки учителя музыки, отвечающие задачам:

  • СК-1 — способен характеризовать цель, задачи, содержание, формы, методы музыкального образования и виды музыкальной деятельности в учреждениях общеобразовательного типа;
  • СК-2 — готов осуществлять конструирование, музыкально-педагогический анализ и оценку содержания и процесса музыкального образования в соответствии с требованиями государственных нормативных документов;
  • СК-3 — способен осуществлять историко-педагогический анализ отечественных и зарубежных музыкально-педагогических воззрений в контексте развития историко-педагогического процесса в сфере музыкального образования;
  • СК-4 — готов выстраивать музыкально-образовательный процесс с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся различных возрастных групп и особенностей учебного предмета «Музыка» как предмета искусства;
  • СК-5 — готов применять знания о теоретических основах музыкознания в профессионально ориентированной музыкально-педагогической деятельности;
  • СК-6 — готов применять музыкально-исторические и музыковедческие знания в профессионально ориентированной музыкально-педагогической деятельности;
  • СК-7 — способен исполнять технически точно и выразительно высокохудожественные инструментальные, вокальные, вокально-хоровые образцы классической (русской, зарубежной), народной и современной музыки разных жанров, стилей, доступных для восприятия учащихся начальной и основной школы в формах сольного, ансамблевого и хорового исполнительства;
  • СК-8 — готов выразительно и грамотно аккомпанировать собственному вокальному исполнению произведений разных жанров и стилей;
  • СК-9 — готов подбирать аккомпанемент к несложным вокальным мелодиям на основе правил и закономерностей гармонии, транспонировать музыкальный материал в другие тональности;
  • СК-10 — способен осуществлять грамотную хормейстерскую работу с детьми, в том числе с одновременным исполнением аккомпанемента;
  • СК-11 — готов к диалогу с учащимися в процессе педагогического руководства различными видами и формами музыкальной деятельности учащихся;
  • СК-13 — готов осуществлять различные виды учебно-исследовательской музыкально-педагогической деятельности (рецензия, доклад, курсовая работа, выпускная квалификационная работа).

Для формирования данных компетенций осуществляется корректировка и обновление содержания образования, определение оптимальных форм, обеспечивающих накопление студентом практического опыта в процессе лабораторной работы и в ходе учебной и производственных (педагогической и культурно-просветительской) практик, отбор и внедрение в образовательный процесс, наряду с традиционными, новых форм, методов и технологий (в том числе — информационных).

С целью дисциплинарного и дисциплинарно-модульного обеспечения формирования специальных профессионально-личностных компетенций в рабочий учебный план факультета включены:

  • в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла — дисциплина «Народное творчество» и дисциплины по выбору студентов, отражающие в данном цикле особенности профильной подготовки: «Национальные образы мира в традиционной культуре», «Музыка в контексте художественной культуры», «Здоровьевспомогательные технологии в современном социокультурном пространстве», «Международное сотрудничество в сфере музыкальной культуры и образования»;
  • в вариативную часть математического и естественнонаучного цикла — дисциплины по выбору студентов, отражающие в данном цикле особенности профильной подготовки: «Компьютерные технологии в музыкальном образовании», «Мультимедийные обучающие пособия в музыкальном образовании»;
  • в базовую часть профессионального цикла — дисциплины: «Музыкальная психология и психология музыкального образования», «История музыкального образования», «Теория музыкального образования», «Методика музыкального образования», «Музыкально-педагогические практикумы», «Основы исследовательской деятельности в музыкальном образовании»;
  • в вариативную часть данного цикла — дисциплины: «Сольное музыкально-инструментальное исполнительство», «Концертмейстерский класс», «Сольное пение», «Сольное вокально-инструментальное исполнительство», «Хоровое пение и практика работы с хором», «Дирижирование», «История музыки», «Основы музыкально-теоретических знаний», «Сольфеджио», «Хороведение», дисциплины по выбору студентов: «Хормейстерская деятельность в музыкальном образовании», «Вокальная деятельность в музыкальном образовании», «Ансамблевое инструментальное музицирование в музыкальном образовании», «Музыкально-театральная деятельность в музыкальном образовании», «Общее фортепиано», «Дополнительный инструмент», «Электронные инструменты в музыкальном образовании», «Музыкально-теоретический анализ в музыкальном образовании», «Сольфеджийная деятельность в музыкальном образовании» и дисциплинарные модули по выбору студентов, направленные на углубленную профессиональную подготовку в одном из основных видов музыкально-педагогической деятельности, содержание которых определяется и ежегодно обновляется кафедрами: «Музыкально-инструментальный модуль», «Дирижер-ско-хоровой модуль», «Вокальный модуль», «Теоретико-исторический модуль», «Музыкально-педагогический модуль».

В соответствии со стандартом учебным планом предусмотрено прохождение студентами двух видов практики: учебной (исследовательской) и производственной (педагогической и культурно-просветительской), осуществляемых по программам, разработанным на кафедрах и утвержденным Ученым советом факультета.

Учебный план устанавливает обязательное выполнение студентом двух курсовых работ по профессиональным дисциплинам: «Музыкальная психология и психология музыкального образования», «История музыкального образования», «Методика музыкального образования», «История музыки», «Основы музы кально-теоретических знаний».

Государственная аттестация включает государственный междисциплинарный экзамен и защиту выпускной квалификационной работы.

Работа по осмыслению и реализации новой образовательной концепции и технологий требует серьезного научного и методического обеспечения — разработки и публикации (в том числе в электронных версиях) учебников, учебных пособий, методических пособий по организации самостоятельной работы студентов, работе с информационными источниками, включая Интернет. На разработку такого обеспечения направлена сегодня деятельность всех факультетских кафедр.

Литература

  1. Дисциплинарный модуль — совокупность дисциплин основной образовательной программы, обеспечивающих усвоение знаний, формирование умений, навыков, мотивации и опыта деятельности как содержания профессионально-личностных компетенций в соответствующей сфере научной и (или) профессиональной деятельности.
  2. Компетенция — способность применять знания, умения, опыт и личностные качества для успешной профессиональной деятельности в определенной области.
  3. Результаты обучения — усвоенные знания, умения, навыки, приобретенный опыт и освоенные компетенции.
  4. Согласно решению УМО по подготовке кадров в области педагогического образования при МПГУ наименования основных профилей подготовки бакалавров по направлению 050100 «Педагогическое образование» должно соответствовать наименованию предметных областей, входящих в базовый учебный план общего (полного) среднего образования.

Автор: Анисимов Павел Васильевич. Декан музыкального факультета Московского педагогического государственного университета (МПГУ), профессор кафедры методологии и методики преподавания музыки, кандидат педагогических наук.

Прокомментировать

Рубрика Музыка

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.