Мой гид - Людмила Дейкова, заместитель директора камерного театра. Если сбудутся ее предположения, и на этом месте когда-нибудь станут рассказывать об историческом прошлом Челябинска, смогу считать себя одним из первых экскурсантов.
Мы стоим во внутреннем дворике на перекрестке улиц Карла Маркса и Цвиллинга. За забором, где начинается автохозяйство драмтеатра, какое-то время назад, говорит Людмила Алексеевна, образовался провал. Не придав этому большого значения, яму стали использовать "по-нашенски" - бросать туда мусор, ненужный хлам, пока не заполнили ее доверху.
Когда начались ремонтно-восстановительные работы в самом камерном театре, найден был другой лаз. Случилось это нынешней весной. У стен здания вырубали кустарник, готовили площадку для складирования стройматериалов и... нашли.
Вот он, ход под землю. Свод - дугой, с замковым камнем, напоминает формой Грановитую палату. Видно, что сооружение не наших дней. Кирпич пластичного формования, безобжиговый, разрушается от воды. Сейчас такой не делают.
Челябинские сторожили и краеведы давно поговаривали о каких-то тоннелях. Но в исторической справке, составленной перед началом реставрационных работ, о них не было ни слова. Молчали о том и другие документы. И все же, несмотря на скудную информацию, коллектив театра решил до конца выяснить "историческую правду", чтобы ненароком не уничтожить наследие старой Челябы.
Из Екатеринбурга была приглашена доктор технических наук, лауреат Государственной премии Оксана Лушникова, которая, сделав биолокационную съемку, "заглянула" под землю. И вот что открылось в итоге. На небольшой глубине "залегают" какие-то помещения общей площадью около 280 квадратных метров. Соединяются они с ходами, по которым в полный рост могут передвигаться люди. Но часть тоннелей замурована, где-то обрушились своды. Поэтому проникнуть внутрь и обследовать весь лабиринт невозможно.
Для какой цели служили обнаруженные ходы по сей день.
В сентябре на научно-практической конференции "Неизвестный Челябинск" обсуждался доклад Лушниковой, и все же окончательной ясности он не внес. Но, на основании проведенных исследований, были выдвинуты две гипотезы.
Первая подсказана самой Оксаной Юрьевной. Есть вероятность, что ходы служили для перевозки и дальнейшей переработки намытого в реке золота.
Под южным пристроем расположена довольно обширная "комната". Здесь могла находиться разворотная площадка для груженых подвод, прибывающих со стороны Миасса. Этот "разгрузочный отсек" соединен с секцией, которая напоминает производственный цех. Возможно, здесь стояла печь, вокруг много золы. Стены до верха выложены кирпичом. Подвалы так не строили.
Вторая версия сформулирована Владимиром Боже, директором Центра историко-культурного наследия Челябинска. Он допускает, что коммуникации сделаны под водоводы. В них находили кованые "ухватики", очень похожие на крепления для водопроводных труб.
Кроме того, ходят упорные слухи, что тоннели, пролегающие под филармонией и камерным театром , - части единого целого, звенья одной подземной системы, которая берет начало в районе проспекта Ленина.
В театр позвонил бывший начальник отдела снабжения часового завода Вилен Фельдман. Он поведал, как в 78-м году строители, выполнявшие вскрышные работы на заводской территории, натолкнулись на аналогичный свод. Звонивший сказал, что его сослуживцы спускались вниз. Но поднявшаяся с пола взвесь погасила факел. Дальше продвигаться они не рискнули, однако заметили, что ходы вентилируемые, абсолютно пустые и развернуты в сторону реки.
Значит, слухи о подземном лабиринте под городским историческим центром не совсем беспочвенны. И даже если больше доказательств соберет версия о сугубо бытовом назначении сообщающихся ходов, ценность находки от этого не уменьшится. Напротив, мы еще раз можем сказать о высокой строительной культуре наших предков. Они создали разветвленную подземную сеть, почти такую же, как в Париже. Но там она использовалась для ливневой канализации, а у нас, возможно, для прокладки водопроводной сети.
Это нынешние коммунальные службы до бесконечности перекапывают свой город, меняют трубы, чинят теплотрассы, создавая массу неудобств окружающим. В прошлом, если верить существующим доводам, такая проблема решалась проще, бескровнее.
К какому времени относятся коммуникации? Если это инженерная трасса, ориентировочно можно указать на рубеж веков, считают сведущие люди. Водопровод - недавнее изобретение.
Все становится запутаннее, когда речь заходит об ином предназначении ходов. Зданию, под которым они пролегают, около ста лет. Но южный пристрой появился позднее. Главный же корпус, известный как дом купца Бреслина, возводился рядом с тоннелями. Словно специально, чтобы не задеть более ранние постройки, он смещен в сторону.
Можно, конечно, датировать время строительства более точно, для этого существуют специальные методы. И камерный театр, стараясь сохранить "предания старины глубокой", заинтересован в этом. Однако своими силами ему не управиться, не тот у него все-таки профиль, да и размах тоже. Поэтому он приглашает к сотрудничеству специалистов, всех, кому не безразлично прошлое Челябинска.