Сенсорное воспитание является основой умственного, обогащает чувственный опыт ребенка, формирует его представление об окружающем мире. Основное направление сенсорного воспитания развитие умений выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов.
На любом этапе развития сенсорных способностей важно, чтобы представления об эталонах являлись необходимым условием выполнения интересных для детей игровых или практических заданий [3, с. 26]. Познавательная деятельность человека осуществляется в формах восприятия, мышления, на тесную связь которых указывал Л.С. Выготский [ 1, с. 17]. В основе развития мышления лежит восприятие, которое предоставляет для углубленного познания чувственный (сенсорный) опыт. Для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов - сенсорные эталоны.
В трудах А.В. Запорожца, Н.П. Сакулиной, Л. А. Венгера сенсорное воспитание рассматривается как педагогическое руководство, направленное на развитие сенсорных процессов: ощущений, восприятия, представлений [2, с. 34]. Трехлетние дети еще не владеют умением последовательно знакомиться с предметами при помощи восприятия. Накопление ребенком разнообразных сенсорных впечатлений, в том числе ознакомление с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования, возможно через занятия изобразительным искусством [1, с. 32]. Именно эти положения доказывают актуальность выбранной нами темы.
Гипотеза исследования: формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста более эффективно при использовании специально разработанного методического комплекса, включающего в себя занятия по разным видам изодеятельности.
В младшем дошкольном возрасте основное внимание в изодеятельности (рисование, аппликация, лепка) уделяется овладению формообразующими движениями [3, с. 37]. Дети должны научиться не только проводить линии в разных направлениях графическими и живописными материалами, лепить предметы из глины, составлять и наклеивать изображения из нескольких частей, но и передавать определен}^ форму - основной, начальный признак предмета, через который ребенок различает окружающий мир, что отражается на его изодеятельности.
Для выявления содержания развития и обучения детей по овладению и использованию сенсорных эталонов в условиях изодеятельности мы проанализировали некоторые программы.
В программе «Развитие» Л.А. Венгера прослеживается этап-ность работы с младшими дошкольниками по овладению сенсорными эталонами и действиями по их использованию.
В обновленном варианте программы воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А. Васильевой сенсорное воспитание входит в число основных задач и является фундаментом умственного развития ребенка.
Программа «Кроха», авторами которой являются Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочеткова и Д.В. Сергеева, решает вопросы сенсорного воспитания практически во всех разделах. Здесь даны конкретные рекомендации по организации общения с детьми в процессе игр и упражнений на сенсорной основе.
Особый интерес представляет программа «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству» (авторы СМ. Вайнерман, Ю.Р Силкин и др.), в которой раскрываются особенности формирования системы восприятия, показаны методы акгивизации сенсомоторных процессов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Таким образом:
- в каждой из этих программ уделяется особое внимание сенсорному воспитанию;
- авторы уверены, что развитие сенсорных эталонов необходимо начинать с раннего возраста;
- во всех программах предусматривается создание условий для развития и формирования сенсорных эталонов.
В качестве примера работы по формированию сенсорных эталонов с детьми младшего дошкольного возраста предлагаем цикл занятий, посвященных знакомству с формой круга. Основными задачами данных занятий являются развитие и интеграция основных перцептивных систем, обогащение занятий по изотворчеству. Занятия предполагают разные виды деятельности: лепку, аппликацию, рисование. Вместе с детьми сначала знакомимся с предметом — эталоном первым из группы округлой формы. Затем будем вычленять и определять внешние свойства следующего предмета. При сравнении всех признаков предметов у детей постепенно формируется о них обобщенное представление.
Библиографический список
- Казакова, Т.С. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие для студентов вузов / Т.С. Казакова. - М., 2006.
- Нестерова, Т.Е. Рисунки детей с позиций понятия «графический образ» / ТВ. Нестерова // Известия Уральского государственного университета. - 2003. - №56. - С. 40-48.
- Пилюгина, ЭТ. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: пособие для воспитателя детского сада / Э.Г. Пилюгина. - М., 1983.
Автор: П. Пшеницина, (Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева). Научный руководитель - ст. преп. М.С. Смирнова
Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только посредством различных дидактических игр ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов.