Индивидуализация психолого-педагогической помощи детям с нарушениями зрения

Проблема социальной адаптации воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями зрения в настоящее время является актуальной. Одной из основных причин, затрудняющих процесс адаптации и интеграции инвалидов по зрению, становится низкий уровень развития их коммуникативной деятельности, неготовность к общению в соответствии с нормами и традициями, принятыми в социуме.

Воспитание незрячих детей в первую очередь происходит в семье. Появление слепого ребенка изменяет весь ее уклад. Семья часто оказывается в изоляции, так как слепые дети-дошкольники не могут посещать детские сады, а родители, целиком замыкаясь на своем горе, обычно ограничивают общение с друзьями и родственниками. Очень часто слепые дети не получают ранней поддержки из-за недостатка необходимых тифлопсихологических знаний у родителей.[1] Учитывая особенности семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, в целях оптимального сотрудничества с ними важным является преодоление пассивной позиции семьи, коррекция развития слепого ребёнка с активным участием матери, начиная с ранних этапов. Далеко не в каждом населенном пункте родители могут получить квалифицированную консультацию по воспитанию слепого ребенка. Семьи детей с ограниченными возможностями нуждаются в помощи специалистов. Профилактикой вторичных отклонений в развитии ребенка является своевременно оказанная психолого-педагогическая помощь [4].

Развитие системы ранней помощи особому ребёнку и его семье стало важным приоритетом развития специального образования в России. В настоящее время в нашей стране существуют различные службы ранней помощи детям с различными ограниченными возможностями здоровья. В Челябинской области такой службой является государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи – «Областной центр диагностики и консультирования», в котором осуществляется профилактика и реабилитация детей с различными ограниченными возможностями здоровья. Именно здесь впервые в 2006 году была организована Школа для родителей слепых детей, необходимость которой была продиктована специфическими особенностями развития слепого ребёнка.

Специалистами областной психолого-медико-педагогической комиссии для детей с нарушениями зрения (тифло-ПМПК) ГОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, – областного центра диагностики и консультирования (ОЦДиК) совместно с педагогами специальных (коррекционных) образовательных учреждений III – IV вида (СКОУ) Челябинской области проведено комплексное обследование слепых детей, поступающих в 1 класс. Обследование показало, что эти дети не подготовлены к школьному обучению не только психологически, имеют слабые знания и представления об окружающем, но и не владеют элементарными навыками самообслуживания, навыками общения с детьми и взрослыми. Многие из них в дошкольном возрасте не владеют приёмами осязательного восприятия, не приучены к слуховой ориентировке в окружающем. Дети с остаточным зрением опираются только на него, хотя большей частью неполноценное зрение не может дать им достаточно чёткого и правильного представления о предметах и явлениях окружающей жизни.

Слепой ребёнок не может самостоятельно овладеть всеми необходимыми ему знаниями и представлениями об окружающем мире. Становится понятно, насколько актуальны вопросы обучения и воспитания слепых детей дошкольного возраста перед поступлением в школу. Родителям слепых детей просто необходимо разъяснять вопросы, связанные с особенностями психического развития слепых дошкольников, давать развернутые рекомендации по их воспитанию и обучению.

Специалисты, работающие со слепыми детьми, отмечают характерные особенности их развития.

Замедленное общее развитие слепого ребёнка обусловлено малым и бедным запасом образных представлений, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью освоенного пространства, меньшей активностью в познании окружающего мира. Контакт с предметным миром слепого часто вызывает неприятное раздражение, что значительно сужает сферу его действий, ограничивает поле деятельности, воспринимаемой информации. Пока у слепого ребёнка не выработаются способы компенсации слепоты, способы познания окружающих предметов на суженной основе, его представления о внешнем мире будут неполными. Поэтому необходимо помочь слепому ребёнку овладеть способами обследования предметов, научиться слушать и оценивать впечатления, которые он получает извне.

Внутренний мир слепого ребёнка строится на основе впечатлений, полученных им через сохранные анализаторы, главный из которых – двигательный. Ведь слепому рука заменяет глаз. Однако сам процесс осязательного восприятия, основанного на двигательно-тактильной чувствительности, иной, чем процесс зрительного восприятия. Он отличается замедленностью, искаженностью и схематичностью возникающих представлений. Слепые дети выделяют случайные признаки, существующие лишь в определённой ситуации, поэтому при узнавании окружающих предметов часты ошибки, связанные с тем, что, создавая образ предмета по весьма ограниченному числу признаков, слепой ребёнок поставлен перед необходимостью делать обобщения без достаточного анализа других качеств предмета.

У слепого дошкольника наиболее развит слух. На него он опирается при ориентировке в окружающем пространстве: дети по звукам определяют, какому предмету они принадлежат. Умения выделять звуки, сравнивать их с другими и правильно соотносить с предметами свидетельствует не только о способности слышать звуки, но и понимать их, оценивать, что позволяет слепому использовать слух в познании окружающего мира.

Отсутствие зрительных впечатлений отрицательно сказывается на развитии представлений о пространстве, что вызывает боязнь пространства, страх перед передвижением и ограничивает подвижность ребёнка, затрудняя развитие его двигательной сферы. У слепого ребёнка и мелкая мускулатура развивается значительно слабее, и крупная недостаточно сильно развита из-за малой упражняемости.

Отсутствие зрительного контроля за своими движениями осложняет формирование координации движений, так как контролировать их слепой ребёнок может только с помощью проприочувствительности. Вследствие этого движения слепых детей скованы, некрасивы, неуверенны, неточны. Необходимо проведение целенаправленной работы для овладения слепыми детьми разнообразными, более сложными движениями [2].

У слепого ребёнка, как и у зрячего, наблюдается импульсивность поведения, но более резко выражена и сохраняется длительное время. Во время занятий им сложнее регулировать своё поведение. В результате целенаправленной коррекционной работы у детей появляется умение организовать своё поведение в соответствии с предъявляемыми требованиями: научиться сосредотачивать внимание длительное время, слушать других, согласовывать свою деятельность с работой группы[3].

На седьмом году жизни зрячий ребёнок переходит от подражания и копирования деятельности взрослого к самостоятельной, творческой переработке воспринимаемого материала. В связи с ограниченным запасом представлений слепому семилетнему ребёнку больше свойственна подражательность, шаблонность в мышлении и поведении. Важной задачей является развитие самостоятельности мышления.

Коммуникативная сфера личности слепого отличается меньшей общительностью, скрытностью, желанием обособиться, отделиться от других людей. Большинство незрячих предпочитают быть в одиночестве, наедине со своими мыслями, порой ведут себя холодно и отчуждённо даже с близкими людьми; испытывают большие трудности при установлении новых контактов в обществе. Всё это в дальнейшем приводит к отсутствию опыта общения. Часто слепой ребёнок занимает позицию крайней зависимости от зрячих, отказа от преодоления трудностей. Необходимо обучать слепого ребенка приемам конструктивного общения с окружающими его людьми.

В дошкольном возрасте более резко проявляется неравномерность развития слепого ребёнка до тех пор, пока он не выработает своих приёмов и методов компенсации слепоты. При целенаправленном воспитании и обучении развитие слепого ребёнка-дошкольника начинает идти более быстрыми темпами. Стадии, характер и темп развития слепого ребёнка в большей степени зависят от правильно организованного воспитательного воздействия и применения специальных тифлопедагогических методов обучения [2].

Всё это стало основанием для разработки и внедрения реабилитационных мероприятий, направленных на раннюю интеграцию слепого ребёнка в социум. С этой целью на базе реабилитационного отделения ОЦДиК специалистами тифло-ПМПК разработана и внедрена программа «Школа для родителей слепых детей». Программа в первую очередь рассчитана на семьи из отдаленных районов Челябинской области. Содержанием занятий является развитие познавательных процессов, психологических предпосылок развития речи и предметной деятельности, формирование навыков самообслуживания. Главными направлениями являются: развитие двигательной сферы и ориентировка в пространстве, развитие эмоционально-волевой сферы, речевое и умственное развитие. При определении содержания занятия выверяется посильность требований к ребенку и используются средства, стимулирующие речевую, познавательную и двигательную активность, поддерживающие работоспособность ребенка. Для реализации содержания программы «Школа для родителей слепых детей» привлечены специалисты: тифлопсихолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед. Ежемесячно с дошкольниками проводятся коррекционно-развивающие занятия, а для их родителей – консультирование с демонстрацией методов, приемов, дидактических материалов, используемых в коррекционной работе.

Сотрудничество с библиотекой для слепых дает возможность участникам «Школы для родителей слепых детей» пользоваться литературой, техническими средствами, участвовать в творческих конкурсах и праздниках. Взаимодействие с библиотекой эмоционально положительно окрашивает жизнь семьи незрячего ребенка.

За три года работы «Школы для родителей слепых детей» оказана помощь девяти незрячим дошкольникам. Учителя школ, в которые поступили эти дети, отмечают достаточно высокий уровень готовности к школьному обучению, более успешную адаптацию, а также умение конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми. Работа с психологом благоприятно влияет на атмосферу в семье незрячего ребенка, на эмоциональное состояние родителей. Вот, что написала мама слепого мальчика: «До знакомства со специалистами тифлокомиссии я не могла говорить о своем ребенке без слез: никто не мог дать мне квалифицированную консультацию. Специалисты объяснили мне: «Мой ребенок такой же, как другие дети, только не видит», и пригласили в «Школу для родителей незрячих детей». Здесь я нашла поддержку и помощь, поняла, что нужно делать, вновь обрела смысл в жизни. «Школа для родителей» дала мне возможность понять, как развивать сына. Спасибо специалистам, которые занимались с нами, вселили уверенность в будущее, были опорой в трудную минуту».

Список литературы

  • Брамбринг, М. Воспитание слепого ребёнка раннего возраста в семье / М. Брамбринг; науч. ред. рус. текста Н. М. Назарова. — М.: Академия, 2003.
  • Воспитание и обучение слепого дошкольника / под ред. Л. И. Солнцевой, Е. Н. Подколзиной. — М.: Логос, 2005.
  • Особенности психологической помощи детям с нарушением зрения в дошкольном учреждении: метод. рекомендации / под ред. Л. И. Солнцевой. — М., 2001.
  • Подколзина, Е. Н. О семейном воспитании дошкольника с нарушением зрения / Е. Н. Поколзина // Физическое воспитание детей с нарушением зрения. — 2002. — № 2. – С. 56–59.

Источник: Федеральное агентство по образованию. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный педагогический университет». Факультет коррекционной педагогики. III Всероссийская научно-практическая конференция «Инновации в специальном (коррекционном) образовании». Сборник материалов часть 2.

Авторы: С. А. Худякова, Н. П. Толмачева, Челябинск

Прокомментировать

Рубрика Инновации в специальном, коррекционном образовании

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.