Начальник почтамта

Важные вести, частные письма, торговые соглашения и просьбы - вся тогдашняя почта доставлялась в наш город казаками - конными курьерами. Каждый вторник из Москвы, скажем, в 1795 году отправлялась казацкая почта в Оренбург. Но оттуда до Челябинска она шла особо, от случая к случаю. Бездорожье, отсутствие почтовых станций, шалости лихих людей делали езду опасной и тяжелой. С этим считались даже расторопные фельдъегери, мчавшиеся по трактам и проселкам со спешными и важными депешами. Сумки с письмами, бумагами и документами висели у них на груди. Лишить фельдъегерей сумок можно было только ценой их жизни: молодцы носили боевое оружие и хорошо владели им, отличались подтянутостью и выправкой. Фельдъегерский корпус, сформированный в 1796 году, то есть за два года до учреждения почтовой станции в Челябинске, подчинялся дежурному генералу главного штаба.

В 1798 году отцы нашего города, исполняя предписание генерал-губернатора, "имели... рассуждение считать февраля первого дня 17 года учреждение почтовой гоньбы". Комендант и голова города хорунжий Герасим Мельников докладывал начальству: "Собрано спешно на устройство почтовой станции с челябинских казаков... с 606 иуш 43 рубля 55 копеек".

На эти и другие деньги, пожертвованные горожанами, были построены "помочью" (миром) почтовая станция изба пятистенка и теплые с сеновалами конюшни для ямских лошадей. Старшим смотрителем назначили отставного сержанта Михаила Белясова, казначеем - старшину Евсея Денибекова, оператором - Василия Жуковского. Было продумано и составлено расписание, предписывающее доставлять почту из Оренбурга в Челябинск через Уйск, Троицк и Еманжелинск.

На почтовых дворах этих пунктов корреспонденция не только дооформлялась, но и внешне осматривалась, распределялась соответственно направлениям. Все почтари владели отменным почерком, ловко обращались с сургучом и орешковыми чернилами, с конской упряжью. Они носили соответственно своим чинам шитые золотом камзолы и треугольные шляпы с плюмажами...

А вот лошадей на первую нашу почтовую станцию дал, хотя и в аренду, купец Семен Попов сын Иванов. Он же, считавшийся человеком тороватым, пожертвовал на "сбрую и тулупы" 85 рублей - сумму по тем временам солидную.

А вот ямщиков в штат станции подобрали с трудом, так как они должны быть не только "угодны телесами", но и не моложе 16 и не старше 40 лет. Им рекомендовалось иметь обязательно красный кушак и епанчу - плащ без рукавов. Зимой на пару лошадей полагалось 12 пудов груза, летом - 4 пуда.Груз ежедневно отправлялся по следующим маршрутам:

Челябинск
- Баландино, Челябинск - Казанцево, Челябинск - Долгодеревенское, Челябинск
- Паршино. Его доставляли первые почтальоны и ямщики нашего города Михаил Степанов, Артамон Сафонов, Степан Шафонкин.

И жизнь была настолько насыщена различными дорожными событиями и встречами, что даже казенные фельдьегери, видевшие многое на своей службе, рскрывали рты. И было чему удивляться: Михаил Степанов, к примеру, отбил однажды у лихих людей почтовый ларец с деньгами, а Артамон Сафонов со своим приятелем Захаром Пегуховым, в молодых еще годах, встречался с Александром Васильевичем Суворовым, который по просьбе перепуганной императрицы Екатерины II выехал на Урал. Недалеко от Оренбурга возок полководца остановили пугачевцы. Бородатый мужик в рваной форме Фанагорийского полка рванул дверцу кибитки и крикнул: "Выходи, енерал, на суд мужицкий! Долгов у нас много скопилось, отдавать их надо..."

Возмущенный остановкой А.В.Суворов вышел из возка, отдал шпагу старшему группы и сказал: "Вятские, видать, ребята хватские - семеро одного не боятся! Ватагой нападают на одного генерала-старика. Вот ежели бы я был с гренадерами..."

И тут случилось непредвиденное. Старый солдат застегнул пуговицы военного камзола, вытянулся и озадаченно проговорил: "Батюшки<веты Ляксанда Васильевич! Как ты мог оплошать - без команды ездишь по степи? Аль не признал ты старого фанагорийца Захара Петухова?! Вместях ведь, Лександра Васильчев, бусурманов били..."

- Били-то били, а вот нынче вы шалить стали и насмерть перепугали императрицу... А меня перепугать трудно. Знаю одно - побьют вас. Побьют потому, что вы воинский порядок не признаете. Армию свою не учите, маневры не знаете, офицеров не жалуете...

- Да не серчай ты на нас, Ляксандр Васильеич, не серчай. V нас с царицей свои счеты, а с тобой нам счеты сводить негоже. Вместях кашу ели. Езжай себе с богом.

Этот эпизод, опубликованный в журнале "Русская старина" в 1883 году, пожалуй, наиболее точно характеризует нравы того трагичного времени. И все же оно лишь задело наших ямщиков, которые в те годы были безусыми и многого, конечно, не знали. Но эпизоды, связанные с мужицким восстанием, надолго остались в их памяти.

В 1802 году действительный статский советник Булгаков при оренбургском губернаторе "учредил иметь 7 почтовых станций в Челябинской округе и завсегда иметь 33 пары лошадей". С этого времени почта стала эстафетной. Этому предшествовала обширная переписка между челябинским старшиной Евсеем Денибековым и "исетских войсковых дел" хорунжим Макаром Бухариным. Ямщики освобождались от налогов и получали большое по тем временам денежное довольствие - 20 рублей в год и каждый член семьи - 5 рублей. Им полагалось свыше еще и пахотная земля, сенокосные угодья, лес.

В 1 850 году почта внутри города перевозилась двумя вольнонаемными почтарями, находящимися в распоряжении полицейского управления. V каждого из почтарей-перевозчиков был свой маршрут. Разумеется, двух ямщков для города было мало, и челябинские заводчики наняли третьего, которому каждый заводчик платил по рублю. При этом надо заметить, что ямщики в пути не тратили на харчи ни копейки, их всюду радушно встречали, поили и кормили. С частных лиц они брали за письмо по 2 копейки, а крестьяне платили холстом, птицей, хлебом.

Была, и очень долгое время, "летучка" - спешная почта, доставляемая незамедлительно. Об этом говорил знак скорости: под сургучную печать подкладывали часть пера птицы. Такие письма доставлял особо уважаемый ямщик-почтарь Николай Михайлович Осипов. Он был последним из челябинцев, доставлявших спешные послания с птичьими перьями. Потом появились телеграф, железная дорога - и способ доставки писем резко изменился.

Прокомментировать

Рубрика Челябинск

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *