Уральцы в войсках Кутузова

В героических событиях 1812 года и освободительном походе участвовали наши земляки-южноуральцы, проявившие патриотизм которым мы гордимся и сегодня.

Прежде всего Южный Урал дал армии легкую конницу, состоящую из оренбургских, башкирских, тептярских казачьих полков (тептяри - крещеные татары и другие народы Поволжья, переселенные на Южный Урал и несшие казачью службу).

Казачья конница была вооружена пиками и саблями, редко пистолетами. Если учесть, что в это время стрелковое оружие было еще кремневым и заряжалось с дула, то практически во время атаки им можно было воспользоваться только один раз.

Башкирская конница, кроме пик и сабель, была вооружена луками со стрелами, отчего французы вначале насмешливо называли воинов ее "русскими амурами". Но уже после первых боев они резко изменили свою оценку. Быстро выхватывая из колчана почти метровую стрелу, башкирский воин на всем скаку выпускал по врагу до 30-40 стрел с довольно большой пробойной силой. Так, один из французских генералов писал: "Один из моих офицеров был ранен навылет стрелой, которая вошла в грудь, вышла через спину".

В самом начале военных действий в составе Западной тептярский полк, 2-й башкирский, 1-й и 2-й оренбургский и 3-й 4-й уральские казачьи полки. Характерна такая деталь: личный конвой М. И. Кутузова, как во время турецкой, так и Отечественной войн, состоял из казаков 1-й сотни 2-го оренбургского полка, скомплектованной из ближайших к Челябинску станиц.

Уже в первые дни войны казаки тептярского полка вступили в бой с неприятелем во время переправы его через реку Неман. 27 июня отряд генерала Платова, в составе которого было четыре башкирских полка, наголову разбил у местечка Мира три полка польских улан, действовавших в составе наполеоновской армии.

Ярким примером подъема патриотизма южноуральцев с началом войны может служить пример жителей Нагайбакской станицы. Все казаки, проживавшие в ней и способные носить оружие, выразили желание немедленно выступить в поход. Около 50 бедных казаков не могли это сделать - казаки вьклупали ни своей сфоевой лошици, с личным оружием и в собственном обмундировании. И тогда атаман станицы Серебряков, продав свой дом и часть имущества, вооружил и снарядил их за свой счет и сам отбыл с ними.

1-й тептярский полк под командованием майора Темерова прошел славный боевой путь. Он прикрывал вынужденное отступление главных русских сил с зипсщной (римицы. Он сжег Вильенский ирсенсш и мое! через реку Вилию, в результате чего надолго было задержано продвижение противника. Позднее этот полк влился в партизанский отряд Дениса Давыдова и здесь храбро дрался с врагом. В журнале боевых действий при штабе Кутузова записано; "18 сентября майором Темеровым, посланным особою партиею, убито 100 человек, взято в плен 125".

На Бородинском поле решалась судьба войны, судьба России. Принявший главнокомандование всей русской армией Михаил Илларионович Кутузов именно на Бородинском поле дает Наполеону решающее сражение. Силы были почти равны. Наполеон привел к Бородино 135 тысяч. V Кутузова было 1 20 тысяч, из них часть казачьей конницы, не имевшей стрелкового оружия. Количество артиллерии было почти равным.

Две армии стояли друг против друга. Наступать должен был Наполеон. Но как? Он был мастером маневренной войны, но Кутузов при расположении своих войск прикрывал фланги выгодным рельефом местности, чем вынудил Наполеона на невыгодную ему фронтальную атаку.

Сражение было обоюдно упорным и яростным. И здесь южноуральцы сказали свое слово. Видную роль в сражении сыграл уфимский пехотный полк. Несколько слов о его формировании, показывающем патриотический порыв уже самих челябинцев. Если жители станиц служили в казачьих полках, то рекруты из горожан Южного Урала несли службу в уфимском пехотном полку. Если в прифронтовых губерниях организовывалось народное ополчение (добровольное вступление в отряды только на время войны), то Урал посылал по жребию только рекрутов уже на пожизненную военную службу.

В апреле 1812 года по очередному набору из Челябинска были взяты в рекруты три человека. В связи с началом военных действий челябинцы должны были выставить в уфимский полк 16 рекрутов. Собравшись на специальную сходку, челябинские горожане вынесли следующий приговор: "Мы, нижеподписавшиеся, челябинские мещане, заслушав манифест о рекрутском наборе со ста душ по два рекрута, среди себя по настоящей очереди избрали к отдаче по добровольному желанию..." и всего следовало двадцать фамилий. Таким образом, челябинские горожане направили в армию 20 рекрутов вместо, шестнадцати, причем все они пошли на пожизненную военную службу добровольно.

А как же они служили? Вернемся к Бородинской битве. Около 1 1 часов бой на участке батареи Раевского - как раз в центре расположения русских войск достиг крайнего напряжения. "Трудно себе представить

ожесточение обеих сторон, - вспоминают очевидцы. — Более нежели из тысячи пушек с обеих сторон сверкало пламя и гремел оглушительный гром". У русских не хватало зарядов. Французам удалось ворваться на батарею. Возникла угроза прорыва всей обороны. Это увидел проезжавший мимо генерал Ермолов. Взяв находящийся в резерве 3-й батальон уфимского полка (в нем-то как раз служили челябинцы и тройчане), он лично повел его на батарею, занятую французами. Пехотинцев поддержали уфимские драгуны. Положение было восстановлено. Французы потеряли более 2 тысяч солдат, а их генерал Бонами был взят в плен. В память этого батальонное знамя уфимцев и сейчас вывешено в зале Славы Эрмитажа.

В самый решающий лип сражение Кутузову 1ик не хватало ранее обещанных ему резервов. В резерве была только казачья конница, в которую входили и уральские казаки. Но она в большинстве своем не имела стрелкового оружия. И тогда Кутузов бросает конницу в обход левого менее укрепленного фланга в тыл французов.

Маневренный удар в основном казачьих полков внешне казался малоудачным. Налет конницы был отбит. Но как оказалось, он сыграл очень важную роль. В решающий момент сражения Наполеон взмахом платка вводил в бой свою гвардию, решающую силу перелома в сражении. Но на этот раз этого не произошло. Напуганные казачьим рейдом тыловые службы французской армии в панике ринулись с тыла прямо на командный пункт Наполеона с криками: "Казаки! Казаки!" Вопреки просьбам маршалов, Наполеон заявил: "Я не хочу истребить свою гвардию. За 800 лье от Парижа не жертвуют своим последним резервом".
Налет казачьей конницы, в том числе и нашей уральской, сделал свое дело.

К концу дня, понеся большие потери, французская армия отошла на исходные рубежи. Сражение закончилось. Как же его оценили сами полководцы?

По признанию Наполеона, "в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Русские стяжали право быть непобедимыми".

В своем донесении по итогам сражения М. И. Кутузов писал: "Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов".

22 казачьих и башкирских полка были отмобилизованы на Южном Урале, уже в ходе самой войны и, следуя к западным границам в конном строю, включились в активные военные действия уже на завершающем этапе изгнания наполеоновских войск из России, а главные свои действия проводили в освободительном походе русской армии в 1813-1814 гг.

Проследим подробнее боевой путь одного из них, 3-го оренбургского, сформированного из казаков станиц, расположенных вблизи Челябинска. Осенью 1813 года этот полк входит в состав Богемской прмии, учпгткуят я знаменитой Лейпцигской "битве народов", позднее ведет бои за Веймар, Франкфурт, Ля Рошель. Под командованием прославленного партизана-генерала Сеславина он ведет партизанские действия в тылу наполеоновской армии на территории самой Франции. Казаки перехватывали вражеских курьеров, уничтожали склады продовольствия и боеприпасов, своими внезапными и смелыми нападениями создавали панику в рядах противника. Казачьи отряды появлялись то на одном фланге французской армии, то на другом. Ими был разрушен Орлеанский канал, соединявший Лауру с Сеной, в результате чего Париж лишился надежной водной транспортной связи с южными провинциями. У местечка Фершампенуаз казаки захватили у противника девять пушек, сами не имея ни одной. Одними из первых с тыла они вступили в столицу Франции. Позднее полк нес гарнизонную службу, стоя бивуаком на Елисейских полях.

Наконец, после двух-трех лет гарнизонной службы во Франции уральские казаки вернулись к себе на родные земли. За ратные подвиги они были награждены новыми земельными наделами. Селившись станицами, они, в память своих ранних походов, давали им названия мест боевых подвигов. Вот поэтому-то на юге нашей области и сейчас как памятники военного прошлого стоят населенные пункты Москва, Тарутино, Бородино, Лейпциг, Париж и даже Фершампенуаз.

У некоторых жителей этих мест как семейные реликвии хранятся медали "За взятие Парижа".

Прокомментировать

Рубрика Челябинск

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.