Реклама конца XIX века

Что рекламировала торгово-промышленная газета Приуралья"? Конечно, в первую очередь, все прогрессивное: "А.А.Меньшиков. Машины - пишущие, стиральные, швейные, чулочно-вязальные, пожарные, огнетушители, сепараторы". Другое объявление - "Р.Вольф. Магдебург - Букау. Передвижные и постоянные... и патентованные локомобили с перегретым паром от 10 до 600 лошадиных сил. Простой, легкий уход, надежное действие и экономия". А это объявление вызывает гордость за нынешний завод дорожных машин им. Д.Колющенко. Бывшие его хозяева В.Г.Столль и К" предлагали оригинальные нефтяные двигатели английской конструкции системы Горнсби, изготовленные в Челябинске. Реклама вещала: двигатели получили "большую золотую медаль на ростовской н/д выставке 1911 года". Братья Патте предлагали большой выбор граммофонов.

Женской красоте газета уделяла особое внимание, тем более что доверчивость дам никогда не знала границ. "Каждая женщина может сделаться красивой и надолго сохранить свою молодость. Крем "Ренессанс" за свои замечательные качества удостоился на всемирных выставках высших наград - золотых медалей". Может быть, наши прабабушки еще вспомнят и пудру №4711. Она одна была, по утверждению газеты, настоящей. Такая реклама не только растопляла недоверчивость дам, но - уверены! - облегчала их кошельки.

А сколько барышень с замиранием сердца прятали в сумочки свежий номер газеты с объявлением: "Проездом остановился в здешнем городе на короткое время астролог, хиросов, хиромант и физиономист. Предсказываю и определяю судьбу по линии рук и лица: прошедшее, настоящее и будущее. Плата 50 коп. Кроме того еще гадание на картах... выбор женихов и невест по характеру".

Реклама, подобно сердобольной сиделке, успокаивала, обещая каждому то, чего он явно или тайком искал, о чем мечтал. Одному -средство от ревматизма. Другому - пилюли против ожирения. Третий готов был отдать полсостояния за "чудодейственную пастилу "Трезвость" от запоя". Не помогла конфетка - нате вам "антиэбриозитин". За один месяц на всю жизнь забудете о своем недуге. Справились? Теперь подумайте о здоровье: "после еды следует принимать одну рюмку великолепного французского вина "Сен-Рафаэль", являющегося неоце-нимым укрепляющим, восстанавливающим силы и освежающим средством. Роскошный букет и превосходно на вкус, а также обладает прохлаждающим действием.

Вечером же можно и культурно отдохнуть: посетить "большой музей паноптикум", посмотреть анатомическое отделение, панораму художественных картин, испанскую инквизицию, электрический биоскоп - синематограф, чудо природы -девушку-лилипута Матрену Степановну Елманову, 18 лет, рост 15 вершков, вес 30 фунтов". Челябинцев приглашали также в общественное собрание на большой маскарад с четырьмя премиями за лучшие костюмы.

Мастера рекламы обязательно учитывали психологию потенциального покупателя, клиента, посетителя, затрагивая слабые струны обывателя. Зарабатывали даже на скопидомах. Например, предлагалась премия в 200 рублей любому, "кто нам докажет, что наши нижеименованные вещи не соответствуют цене, которую мы назначили", "даром получает брошь или булавку на эмали каждый, заказывающий художественно увеличенный портрет размером 10x12 верш.". Интересно, много ли хозяев предпочти газолиновые лампы, прочитав в газете, что "их свет дешевле и лучше электричества"? А нашлись ли покупатели на платиновые рудники? Спросить бы у секретаря биржи, да где его взять через столько лет!

Ну, а эти объявления до боли знакомы и нам по сегодняшнему дню. "Всюду пьют известный по своему качеству и хорошему вкусу чай "Здоровье" Д.Брайнина, состоящий исключительно из ягод и плодов, ботаническим способом сушеных". "Вы обязательно разбогатеете. Пришлите только ваш адрес. Варшава, Центральная, 457".

Хотите знать, что читали тогда? Увы, и наши предки были падки на всякую бульварщину типа "В вихре наслаждений", рассказывающую пикантные истории из интимной жизни Парижа, в ярких красках рисующей половое извращение во всех его видах". Рекламировали и саму рекламу, которая "направляет судно к точно намеченной цели. Удачный поворот вашему делу может дать умелая газетная реклама, если вы обратитесь в Торговый дом Л. и Э.Метцель и К°, вам предложат оригинальные идеи, изящные рису¬нки, подходящие издания, выгодные условия".

Реклама всегда была делом серьезным.

Прокомментировать

Рубрика Челябинск

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.