Реклама конца XIX века

Что рекламировала торгово-промышленная газета Приуралья»? Конечно, в первую очередь, все прогрессивное: «А.А.Меньшиков. Машины — пишущие, стиральные, швейные, чулочно-вязальные, пожарные, огнетушители, сепараторы». Другое объявление — «Р.Вольф. Магдебург — Букау. Передвижные и постоянные… и патентованные локомобили с перегретым паром от 10 до 600 лошадиных сил. Простой, легкий уход, надежное действие и экономия». А это объявление вызывает гордость за нынешний завод дорожных машин им. Д.Колющенко. Бывшие его хозяева В.Г.Столль и К» предлагали оригинальные нефтяные двигатели английской конструкции системы Горнсби, изготовленные в Челябинске. Реклама вещала: двигатели получили «большую золотую медаль на ростовской н/д выставке 1911 года». Братья Патте предлагали большой выбор граммофонов.

Женской красоте газета уделяла особое внимание, тем более что доверчивость дам никогда не знала границ. «Каждая женщина может сделаться красивой и надолго сохранить свою молодость. Крем «Ренессанс» за свои замечательные качества удостоился на всемирных выставках высших наград — золотых медалей». Может быть, наши прабабушки еще вспомнят и пудру №4711. Она одна была, по утверждению газеты, настоящей. Такая реклама не только растопляла недоверчивость дам, но — уверены! — облегчала их кошельки.

А сколько барышень с замиранием сердца прятали в сумочки свежий номер газеты с объявлением: «Проездом остановился в здешнем городе на короткое время астролог, хиросов, хиромант и физиономист. Предсказываю и определяю судьбу по линии рук и лица: прошедшее, настоящее и будущее. Плата 50 коп. Кроме того еще гадание на картах… выбор женихов и невест по характеру».

Реклама, подобно сердобольной сиделке, успокаивала, обещая каждому то, чего он явно или тайком искал, о чем мечтал. Одному -средство от ревматизма. Другому — пилюли против ожирения. Третий готов был отдать полсостояния за «чудодейственную пастилу «Трезвость» от запоя». Не помогла конфетка — нате вам «антиэбриозитин». За один месяц на всю жизнь забудете о своем недуге. Справились? Теперь подумайте о здоровье: «после еды следует принимать одну рюмку великолепного французского вина «Сен-Рафаэль», являющегося неоце-нимым укрепляющим, восстанавливающим силы и освежающим средством. Роскошный букет и превосходно на вкус, а также обладает прохлаждающим действием.

Вечером же можно и культурно отдохнуть: посетить «большой музей паноптикум», посмотреть анатомическое отделение, панораму художественных картин, испанскую инквизицию, электрический биоскоп — синематограф, чудо природы -девушку-лилипута Матрену Степановну Елманову, 18 лет, рост 15 вершков, вес 30 фунтов». Челябинцев приглашали также в общественное собрание на большой маскарад с четырьмя премиями за лучшие костюмы.

Мастера рекламы обязательно учитывали психологию потенциального покупателя, клиента, посетителя, затрагивая слабые струны обывателя. Зарабатывали даже на скопидомах. Например, предлагалась премия в 200 рублей любому, «кто нам докажет, что наши нижеименованные вещи не соответствуют цене, которую мы назначили», «даром получает брошь или булавку на эмали каждый, заказывающий художественно увеличенный портрет размером 10×12 верш.». Интересно, много ли хозяев предпочти газолиновые лампы, прочитав в газете, что «их свет дешевле и лучше электричества»? А нашлись ли покупатели на платиновые рудники? Спросить бы у секретаря биржи, да где его взять через столько лет!

Ну, а эти объявления до боли знакомы и нам по сегодняшнему дню. «Всюду пьют известный по своему качеству и хорошему вкусу чай «Здоровье» Д.Брайнина, состоящий исключительно из ягод и плодов, ботаническим способом сушеных». «Вы обязательно разбогатеете. Пришлите только ваш адрес. Варшава, Центральная, 457».

Хотите знать, что читали тогда? Увы, и наши предки были падки на всякую бульварщину типа «В вихре наслаждений», рассказывающую пикантные истории из интимной жизни Парижа, в ярких красках рисующей половое извращение во всех его видах». Рекламировали и саму рекламу, которая «направляет судно к точно намеченной цели. Удачный поворот вашему делу может дать умелая газетная реклама, если вы обратитесь в Торговый дом Л. и Э.Метцель и К°, вам предложат оригинальные идеи, изящные рису¬нки, подходящие издания, выгодные условия».

Реклама всегда была делом серьезным.

Прокомментировать

Рубрика Челябинск

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.