Ак-мечеть значит - Белая. Так челябинская мечеть именовалась с самого начала. Оштукатуренная, как и минарет, венчаемый шпилем с позолоченным шаром и полумесяцем, она белилась. Мусульманская община, в основном из торговых татар (в торговле они играли едва ли не ведущую роль, памятниками о том торговые дома Валеева и Яушевых, молодежная мода и картинная галерея) существовала в Челябинске издавна. Разрешение на строительство храма было получено в 1884 году. Участок под мечеть пожертвовали Мухамет-Закир, Мухамет Галиев. Следует сказать, что городкая Дума с участием отнеслась к возведению мусульманского храма. В комиссию вошли наиболее уважаемые ее члены В.К.Покровский, М.Н.Крашенинников и другие. Документы свидетельствуют, что на сооружение комплекса, в который помимо мечети вошли медрессе - мусульманская школа и библиотека, пожертвования вносили не только "магометяне", но и православные богатые и состоятельные горожане.
Постройка на Азиатской (Елькина) близ выхода ее на Ивановскую (Труда) началась весной 1890 года, вели ее Закир Галиев и Хаким Зафиров. Богослужения в мечети начались в 1899 году. Закир Галиев стал ее попечителем, он и в дальнейшем был благодетелем духовности и просвещения. Именно он сделал основной вклад в строительство медрессе, которое открылось в 1907 году, приняв 100 учеников, и библиотеки-читальни. Он постоянно поддерживал их материально и в дальнейшем, полностью переводя на содержание доход от магазина (1200 рублей в год). До революции в мечети вели обряды мулла Мухамед-Хаким Салимов и Муник Галиев.
Челябинская Белая мечеть - Ак массит - была широко известна в мусульманском мире казахских степей и Средней Азии. Торговые гости зауральского Чикаго из Средней Азии которых было немало, особенно на ярмарках, молились здесь аллаху и увозили память о ней в родные места. Ак-массит была центром духовной культуры мусульман Челябинской округи, как и центром светской национальной культуры челябинских татар и башкир. Школой заведовал мулла Муник Галиев. Председателем библиотечного совета был Ибрагим Галиевич Галиев, а библиотекарем Аухадий. Библиотека была открыта ежедневно, кроме субботы с двух до девяти часов вечера. Был открыт и читальный зал.
Следует сказать, что Ак-массит, а вернее ее подворье, была революционным центром челябинских мусульман. Революционный кружок вел сын муллы Салимова. В подвале кухни в год колчаковщины находилась подпольная типография, где печатали листовки, которые распространялись на соседней торговой площади. Контрразведка подозревала Салимова. На дознании он был так избит, что по выходу скончался прямо на улице.
Воинствующие безбожники в борьбе с опиумом для народа, закрывая "по решению схода граждан" храмы, конечно, не могли пройти мимо Ак-массит, которая торчала на улице, уже переименованной в честь большевика Соломона Елькина, павшего за советскую власть. Как и кресты христианских храмов, был сбит с нее символ веры - золоченый полумесяц. Долгое время зданием владела киносеть, используя под склады и кинотеку.
В семидесятые годы зашла речь о реставрации здания и размещения в нем музея. Сначала склонялись к музею атеизма, потом этнографии и национальных культур. Не шатко, не валко пятилетки три шла реставрация. Когда закончилась, подошло время перестройки, возрождения духовной культуры и возвращения верующим храмов (уцелевших). Очень ко времени привели здание в порядок, причем за городские средства. Сразу же после ухода реставраторов в мечеть вернулись верующие мусульмане. Над мечетью вновь засиял символ мусульманской веры, и вскоре вернулась к Белой мечети былая известность не только в центре России, коим является Челябинская округа, но и в казахской Средней Азии, которая ныне называется ближним зарубежьем. И опять приходят сюда молиться торговые люди из дальних далей.